Высшая школа делового администрирования
Конференции
Декабрь 2022

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВ НАПРАВЛЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРАЖДАНСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Цехмейстер Ирина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ "Гимназия № 1", г. Ноябрьск

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

Тема патриотизма одинаково важна как для молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Но патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.

В соответствие с современной образовательной ситуацией я рассматриваю патриотическое воспитание как неотъемлемую часть образования. Убеждена, что всяческие попытки отделения воспитания от обучения обладают исключительно теоретической значимостью и практической ценности не имеют. Воспитательная система класса - это совокупность дел и отношений, постоянно способствующих развитию личности.

Цели построения воспитательной системы класса проектирую на двух уровнях: развития личности и коллектива; организационно-практическом, предполагающем формирование и воспитание духовно-нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма.

Основным методом проектирования воспитательной системы класса выступает системно-ориентационный подход, ключевой единицей которого является ориентационное поле развития класса.

Целью моей деятельности является - создание условий, достаточных для самоопределения и самореализации личности, способствующих реализации здоровой, духовно-нравственной, творческой личности учащихся с активной гражданской позицией.

В основе моей воспитательной работы с классным коллективом лежат основные принципы педагогики сотрудничества, создание ситуации успеха для каждого учащегося. Реализация намеченных планов воспитательной работы осуществляю по следующим направлениям деятельности:

духовно-нравственное,

гражданско-патриотическое,

спортивно – оздоровительное,

художественно - эстетическое,

трудовое,

экологическое.

Для организации воспитательной работы с классом в школе имеется: библиотека с читальным залом для интеллектуального развития учащихся, формирования различных познавательных интересов; спортивный зал для занятий учащихся, проведения различных спортивно-массовых мероприятий, занятий спортивных секций; игровая комната для проведения классных воспитательных мероприятий; актовый зал со сценическим оборудованием для организации культурного досуга; кабинет социально-педагогической службы и отдельный кабинет педагогов-психологов для индивидуальной работы и консультаций с родителями и учащимися. Имеется школьный музей

Школьный музей стимулирует духовный рост ребят. Организация работы музея является для нас общим делом

Воспитательный процесс спланировала на основе блочно - модульной технологии, в которой каждый блок несет на себе смысловую, воспитательную нагрузку и одновременно дополняет предыдущий:

Блок 1 «Город, в котором мы живем»

Цель: Привить чувство любви к родному городу, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия.

Блок 2 «Школа, учитель, ученик»

Цель: Нацелить ученика на плодотворное сотрудничество с учителем, коллективом класса.

Блок 3 «Береги здоровье смолоду»

Цель: Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны.

Блок 4 «А гражданином быть обязан»

Цель: Добиться того, чтобы ученики были законопослушными гражданами нашей страны, довести до сведения учеников основные законы общества

Блок 5 «Россия! Русь!.. Храни себя, храни!»

Цель: Привить ученикам духовные. Нравственные качества, которые являются фундаментом общества, человеческих отношений. Формировать умение ценить свои национальные истоки.

Блок 6 «Дым отечества и сладок, и приятен…»

Цель: Воздействовать на сознание учеников, пробудить в них патриотические чувства, чувство долга, чести, мужества. Воспитывать на их основе достойное поколение.

Блок 7 «Прекрасное пробуждает доброе»

Цель: Воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, “разбудить” в них чувство красоты, доброты, любви и уважения. Оправдать лозунг – “Красота спасет мир!”.

Блок 8 «Семья – сердце общества»

Цель: Обратить внимание детей на взаимоотношение полов, добиваться уважения как к отдельной личности так и к коллективу в целом

Блок 9 «Мы хозяева школы»

Цель: Подвести итоги работы, проделанной в течение учебного года.

В рамках блочно-модульной технологии планирования воспитательной технологии провожу единые тематические классные часы, которые несут большую воспитательную значимость: Город моей мечты (сентябрь), Береги здоровье смолоду (октябрь), День народного единства. День матери (ноябрь), Я гражданин (декабрь), Россия, Русь…Храни себя, храни! (январь), С чего начинается Родина? (февраль), Красота спасет мир (март), День защиты детей (ГО) (апрель), Никто не забыт, ничто не забыто (май).

В содержание деятельности с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию включаю: изучение истории России, символики, геральдики; изучение символики округа, города, школы; изучение традиций, истории России, малых народов Ямала; сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея; организацию встреч с ветеранами и участниками воин; шефскую помощь ветеранам; изучение культуры народов России; изучение края и страны, через организацию походов, экскурсий (Музейный Ресурсный Центр и Школьный музей), заочных путешествий; организацию и проведение благотворительных акций; проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, краевого и городского значения.

Ключевыми мероприятиями и традициями в моей работе с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию являются: Акция «Ветеран живет рядом», Акция «Письмо солдату», Акция «Посылка солдату», Вахта Памяти, Встречи с ветеранами, Встречи с участниками современных воин, Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям), Единые классные часы, Спортивно-конкурсная программа «А, ну-ка, мальчики!», Возложение цветов к Памятным местам.

Особое внимание уделяю организации деятельности по изучению государственной Символики и применению ее в официальных ритуалах.

Считаю, что важнейшим из воспитательных возможностей для реализации творческого потенциала воспитанников, развития всех сторон личности является коллективное творческое дело (КТД).

КТД предоставляет возможность каждому учащемуся, желающему принять участие, внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества: творческие, организаторские, практические, интеллектуальные.

Общность интересов учащихся, родителей наглядно проявляется в совместной деятельности. КТДа организуются так, что каждый ученик находит себе дело по душе, испытывая ответственность за его результаты. Через КТДа я стремлюсь к тому, чтобы каждый – и учащийся и родитель реализовал себя как индивидуальность. На мой взгляд, КТДа дают возможность увидеть в ребенке новые качества, достоинства, способности. В итоге стираются противоречия между сильными и слабыми, отличниками и неуспевающими.

В атмосфере общей заинтересованности, особой теплоты всегда проходит КТД на 8 Марта, 23 февраля, Новый год и т.д. Эти дни никого ни к чему не обязывают, просто дети и родители класса получают возможность друг друга поздравить, порадовать. Яркие выступления на конкурсах, концертах, турнирах – все это способствует развитию творческих способностей, укреплению внутриклассных и внутрисемейных связей.

Для класса годовой круг праздников и традиций: День знаний, День именинника, Посвящение в занковцы, День рожденья школы, Праздник знаний о Руси, День защитников Отечества, Встреча-поздравление ВОВ, Вахта памяти, День матери, Марафон «Мой выбор» и т.д. является неотъемлемой составной частью Программы воспитания, проявителем смысла нашей общей идеи, средством духовного и деятельного всего классного детского и родительского коллектива.

Воспитательная система класса сильна своими традициями. Традиции рождались и входили в жизнь класса по-разному: часть из них естественная реализация законов школьного образовательного процесса (Первый звонок), другие – появились на свет от желания воплотить наяву идеи основной концепции, названной Педагогикой успеха (Слет отличников и хорошистов и т.д.), третьи пришли к нам из традиций города (Тематический классный час, посвященный Дню города). Традиционные мероприятия формируют ценностные отношения учащихся к школе, признание ими тех общечеловеческих ценностей, в духе которых воспитывает детей школа: семья, отечество, планета, культура. Все проводимые мероприятия - акции, конкурсы, праздники, смотры, соревнования, интеллектуально - познавательные игры, разработки проектов, марафоны, выставки, экскурсии, походы направлены на создание классного коллектива, как воспитывающей Среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка через организацию всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно - ценностные отношения, пропаганду здорового образа жизни, создание условий, при которых будет обеспечено развитие духовно-нравственной, физически-здоровой личности с твердой гражданской позицией.

Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что мой опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия. «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Н. М. Карамзин.Надеюсь, мои ученики будут настоящими патриотами!