учитель начальных классов
Школа "Корн" города Донецка
Аннотация. В статье представлены результаты исследований
по проблеме деятельности педагога в повышении качества знаний обучающихся, раскрыто значение творчества в работе педагога. Исследована сущность и специфика педагогического творчества. Раскрыты формы и методы, направленные на творческое мышление как важную составляющую педагогического творчества.
Ключевые слова: педагогическое творчество, творческая личность, научные исследования, роль творчества в образовании.
Цель статьи: показать фундаментальную важность и прямую зависимость личности учителя, его творческой деятельности в повышении качества образования, основанную на современных научных исследованиях.
Деятельность любого педагога - творческий процесс. Творчество - процесс создания нового на основе модификации известного: нового результата, оригинальных идей.
Понятие педагогического творчества включает в себя творческую педагогическую деятельность учителя и творческую учебную деятельность ученика в их взаимодействии и взаимосвязи. То есть, педагогическое творчество - это личностно ориентированное развивающее взаимодействие учителя и ученика, которое предопределяется определёнными психолого - педагогическими условиями и обеспечивает дальнейшее творческое развитие личности ученика и уровня творческой деятельности учителя.
Известна аксиома, что научить творчеству может только творческая личность, наделённая ярко выраженными креативными качествами: развитым творческим воображением, интуицией и фантазией, склонностью к педагогическим инновациям, способностью к комбинированию, развитостью продуктивного мышления, свободы ассоциаций. Творческий педагог создаёт в классе атмосферу поисковой активности обучающихся, оригинальности, инициативы, самостоятельности в решении учебных задач, разработку и конструирование новых форм учебного взаимодействия, широкого применения интерактивных форм обучения, направленных на развитие творческой личности.
В научных исследованиях философов, учёных, педагогов проблема становления творческой личности учителя в той или иной степени уже освещалась.
Данной проблеме большое внимание уделяли В.И. Андреев, Н.А. Бердяев,
В.А. Бухвалов, И.Г. Геращенко, В.А. Кан-Калик, И. Кант, С.А. Рубенштейн и другие. В трудах этих ученых были определены пути реализации и специфика творческой деятельности педагога. Несмотря на то, что данной проблеме уделено достаточно внимания, процесс формирования будущего учителя как творческой личности, его подготовка к профессиональной педагогической деятельности, воспитание творческой личности обучающегося в учебно - воспитательном процессе, развитие у детей потенциальных возможностей, недостаточно исследован в теоретическом и методическом аспектах. В системе профессиональной подготовки будущего учителя существует большая потребность теоретической и практической подготовки к творческой профессиональной деятельности, профессиональному ориентированию таковых на развитие творческого потенциала обучающихся в рамках учебно - воспитательного процесса.
1. Роль творчества в профессии педагога.
Давайте дадим определение педагогическому творчеству. Суть его – создание и преобразование личности ученика. Своё проявление педагогическое творчество находит в научной деятельности учителя и в творчестве его педагогической деятельности: оригинальности решения педагогических задач, разработка новых педагогических методов и приёмов, применение педагогического опыта в новых условиях, совершенствование в системе работы с детьми, умение импровизировать во время учебно - воспитательного процесса, использование педагогических эффектов, умение влиять на внимание, воображение, познавательную деятельность своих подопечных, способность перевоплощаться - вот что отличает творческую деятельность учителя!
Если мы вспомним Сухомлинского В.А., то в своём произведении «Разговор с молодым директором школы» известный педагог отметил: «Опыт многих лет убеждает, что сутью педагогического творчества является мысль, идея, которая связана с тысячами повседневных явлений. Педагогическая идея это, образно говоря, воздух, по котором плывут крылья педагогического мастерства» [5].
Раченко И.П. определил уровни педагогического творчества [4]:
1. Уровень профессионального становления.
2. Уровень стихийного самосовершенствования.
3. Уровень плановой реализации.
4. Уровень оптимизации процессов и результатов труда.
К формам выявления творческих сил учителя данный ученый отнес:
а) Творческое самочувствие.
б) Творческое вдохновение.
в) Творческий поиск (эксперимент).
г) Творческую педагогическую деятельность.
д) Научно - исследовательскую деятельность.
К особенностям педагогического творчества, по мнению Раченко И.П. относятся:
1. Ограниченность времени.
2. Необходимость всегда давать положительные результаты.
3. Публичность обстоятельств творчества.
4. Совместное творчество всех участников процесса.
Педагогическое творчество - это неисчерпаемое качество личности учителя, неиссякаемый источник его инициативы, активности, инноваций, постоянного вдохновения для совершенствования всего педагогического процесса. Там, где нет творчества в педагогической деятельности, там нет живой души, там педагогика является бездетной.
Профессор Сысоева С.А. в своих трудах обращает внимание на формирование педагогического творчества учителя. Она считает, что педагогическое творчество - это личностно ориентированное взаимодействие субъектов учебно - воспитательного процесса, направленное на развитие творческой личности ученика и повышение уровня творческой педагогической деятельности учителя. Формирование творческой активности ученика в учебно - воспитательном процессе она рассматривает как процесс фасилитации, то есть, облегчения, содействия творческой учебной деятельности, стимулирования творческой активности.
Творческий педагог реализует свой личностный и профессиональный потенциал средством созидания личности ребёнка, развитием его творческого потенциала. То есть, без творчества нет вдохновенной педагогической деятельности и активного взаимодействия между учителем и его учеником.
У Зазюна И.А. есть точное определение урока как «театр одного актёра».
Именно такой должна быть педагогическая деятельность!
2. Сущность и специфика педагогического творчества.
В современной психолого - педагогической литературе понятие педагогического творчества трактуется по - разному. Шубинский В.С. определяет педагогическое творчество как особую составляющую педагогической науки, которая занимается определением закономерностей формирования творческой личности. Рувинский Л.И. даёт определение педагогического творчества как поиска учителем новых решений, заданий, использования нестандартных приёмов деятельности. Проблемой определения педагогического творчества занимались также Н.Н. Поташник, М.Д. Никандров, В.А. Кан-Калик. Педагогический словарь определяет педагогическое творчество как оригинальное и высокоэффективное решение учителем учебно - воспитательных задач, обогащение теории и практики обучения и воспитания. Таким образом, цель педагогического творчества учителя -создание благоприятных психолого - педагогических условий для развития потенциальных возможностей каждого ученика в учебно - воспитательном процессе. Эффективность развития ребёнка в значительной степени определяется образовательной средой, скоординированной деятельностью всех субъектов, принимающих участие в его обучении и воспитании.
Итак, педагогическое творчество учителя - это педагогическая деятельность, направленная на развитие потенциальных возможностей каждого ученика в учебно - воспитательном процессе, которой присущи:
- возникновение противоречий, проблемной ситуации;
- наличие объективных (социальных, материальных) и субъективных (знания, умения, личностные качества, творческие способности, мотивация) условий для творчества;
- объективная или субъективная новизна, оригинальность процесса и результата;
- социальный и личный вклад в развитие общества и личности;
- воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие.
Эффективность развития ребёнка в значительной степени будет определяться образовательной средой, скоординированной деятельностью всех субъектов причастных к его воспитанию.
В.А. Кан-Калик и М.Д. Никандров выделяют основные условия преобразования педагогической деятельности учителя в творческую [2]:
1. Осознание себя как творца в педагогическом процессе.
2. Осознание сущности, значения и задач собственной педагогической деятельности, её целей.
3. Восприятие воспитанника как личности в педагогическом процессе (объект и субъект воспитания).
4. Осознание собственной творческой индивидуальности.
На основе данного анализа мы определили важнейшие черты педагогической креативности учителя:
- высокий уровень социального и морального сознания;
- поисково - проблемный стиль мышления;
- развитые интеллектуально - логические способности (умение анализировать, обосновывать, объяснять, выделять главное и т.п.);
- проблемное видение;
- творческая фантазия, развитое воображение;
- специфические качества личности (смелость, готовность к риску, целеустремлённость, энтузиазм. настойчивость);
- специфические ведущие мотивы (необходимость реализовывать своё «я», желание быть признанным, творческий интерес, увлечённость творческим процессом, стремление достичь наибольшей результативности в конкретных условиях труда);
- коммуникативные способности;
- способность к самоуправлению;
- высокий уровень общей культуры.
3. Творческое мышление как важная составляющая педагогического творчества.
Бесспорно, основой творчества педагога является психолого - педагогическое мышление, которое предполагает нестандартный поисковый и инновационный подход к организации и проведению педагогического процесса и постоянное его совершенствование, всесторонний анализ учебно - воспитательных мероприятий с точки зрения современных научных достижений, непрерывное обогащение своего психолого - педагогического опыта и умения видеть, найти что - то новое, оригинальное, в каждом педагогическом явлении, на первый взгляд, повседневном.
Современное психолого - педагогическое мышление также предполагает отказ педагога от проторённых путей осуществления учебно - воспитательных мероприятий и смелое создание собственных эффективных методик, которые наиболее полно отвечают его индивидуально- психическим особенностям и вытекающие из современных педагогических концепций.
Основными характеристиками такого мышления являются ясность, чёткость, логичность, системность, последовательность, самостоятельность, гибкость, смелость, оригинальность.
Ведущие свойства творческого мышления обеспечивают:
а) постоянный и систематический поиск актуальных учебно - воспитательных проблем, требующих решения;
б) выявление оригинальных и нестандартных приёмов и способов решения учебно - воспитательных проблем, трудностей, задач;
в) последовательное, систематическое и непрерывное совершенствование стиля, методов и форм собственной воспитательной деятельности;
г) творческое стремление к инновационному осуществлению учебно - воспитательных мероприятий и привлечение к их осуществлению других педагогов и воспитанников;
д) открытость для нового и нестандартного, умение находить в них существенное и перспективное;
е) последовательный и решительный отказ от стереотипного стиля мышления, решения задач и осуществления учебно - воспитательных мероприятий;
з) способность смело отказаться от отдельных элементов рутинного стиля деятельности и находить оптимальные пути дальнейшей деятельности;
ж) оптимистическое прогнозирование будущих воспитательных действий, предвидение их результатов.
Современный этап развития педагогической мысли требует такого творческого мышления, без которого невозможны ни саморазвитие, ни совершенствование воспитательного процесса. Воспитать творческого ученика может только творческий учитель. Наша работа сопровождается постоянным побуждением к творчеству, ни один учитель не применяет общеизвестные методики без своего оттенка, своего видения.
Выводы:
Творческий учитель - это личность, которая характеризуется высоким уровнем педагогической креативности, соответствующим уровнем знаний предмета, который преподаёт, приобретёнными психолого - педагогическими знаниями, умениями и навыками, которые при благоприятных для педагогического творчества условиях обеспечивают его эффективную педагогическую деятельность по развитию и обучению учащихся. Творчество является необходимой составляющей труда учителя. Без него невозможен педагогический процесс.
Творчество - необходимое условие становления самого педагога, его самопознания, раскрытия и развития как личности. Творчество, развивая способности, формирует педагогический талант учителя.
Чтобы воспитать настоящую творческую личность, развить потенциальные творческие возможности ребёнка, учителю необходимо овладеть методами и средствами, которые развивают креативные черты личности. Творчество является основой формирования педагогической талантливости учителя, фундаментальной основой качественного обучения учащихся.
Воспитание настоящего творческого учителя должно начинаться еще в ВУЗе. Занятия по основам педагогического мастерства (ОПМ) и другим предметам психолого - педагогического цикла при условии и правильной их организации способствуют активному развитию творческого потенциала студентов, их креативных качеств и являются необходимыми для формирования творческой личности.
На основе собственного педагогического опыта могу сделать вывод, что в творческом обучении больше, чем в любом другом виде деятельности, происходит раскрытие личности ребёнка. Но это возможно, если создаются условия эмоционально -благополучной атмосферы, развитие инициативы детей, развитие их творческой самостоятельности. Эти компоненты, направленные на развитие творческой креативности школьника, возможны при условии неотъемлемого компонента личности современного учителя -его творчества! Так, к примеру, изучая словарные слова на уроках русского языка, я использую ассоциации. Развитие ассоциативного мышления даёт хорошие результаты не только для запоминания правил русского языка, а делает память в целом более «цепкой» и ёмкой, развивает творческое мышление и кругозор.
Как это работает? Любое словарное слово мы будем «проверять», подобрав к нему слово, в котором нужная нам буква слышится отчётливо. Например, «пальма» и «пальто». Конечно, эти слова не связаны между собой грамматически. Но тут нам на помощь приходят ассоциации. Для того, чтобы связать в один образ два слова, достаточно придумать небольшую историю или нарисовать картинку. Так данные слова прочно свяжутся в нашей памяти. В нашем случае, пАльме стало холодно, и она надела пАльто.
В первом классе я использую готовый материал, во втором сама придумываю ассоциации, а в третьем и четвёртом классах, используя метод проектов, дети подбирают ассоциации самостоятельно. Тот, кто пишет словарные слова без ошибок, получает хорошие отметки за диктанты и контрольные, учится лучше и с удовольствием!
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что педагогическая деятельность - это прежде всего деятельность творческая. Без творчества невозможны ни воспитательный, ни учебный процессы.
Ибо подобно тому, как скульптор лепит свои скульптуры, художник пишет картины, а ювелир обрабатывает драгоценные камни, учитель создаёт новую личность, которая будет жить в этом обществе и станет его неотъемлемой частью.
Список литературы:
1. Геращенко, И.Г. Педагогическое творчество и формализм: Школа, 2000. - № 1. - С. 2-5.
2. В.А. Кан-Калик, М.Д. Никандров Педагогическое творчество учителя. - Москва, 1987. - 159 с.
3. Основы педагогического творчества учителя: Учебно - тематический план и проблема курса для педагогических специальностей высших учебных заведений / С.А. Сысоева, В.И. Барко, И.В. Бушовский. - Киев, 1991. - 32 с.
4. Раченко, И.П. Технология развития педагогического творчества: Учеб. пособие / И. П. Раченко; Пятигор. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск: Изд-во Пятигор. гос. лингвист. ун-та, 1996. - 21 с.
5. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - Москва: Просвещение, 1973. - С.7-8.
6. Сычёва, Н.В. Словарные слова. - Москва: АСТ, 2015,-9с.
7. Сысоева, С.А. Основы педагогического творчества учителя: учебное пособие. - Киев, ИСДОУ, 1994. - 112 с.
8. Щербакова, Т.Н./ Актуальные вопросы современной педагогики / Т.Н. Щербакова. - Уфа: Лето,2013.-25с.