Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Авдейчева Т.В. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

Авдейчева Татьяна Владимировна
учитель начальных классов, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский городского округа Кинель Самарской области

Библиографическое описание: Авдейчева Т.В. Системно-деятельностный подход на разных этапах урока // Современная начальная школа. 2020. № 8. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf.

Для того, чтобы повысить познавательную активность современных учащихся, создаются новые условия образовательной деятельности . Они позволяют ученикам не воспроизводить, а самостоятельно «открывать» знания.

Для этого в школах перешли от знаниевого подхода к системно-деятельностному, способствующему развитию эмоциональной и творческой свободы в процессе построения новых знаний, от пассивных методов обучения – к активным.

Ведущей идеей СДП является развития личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, находить решения в различных жизненных ситуациях на основе освоенных учебных действий и оценивать свои достижения.

Перед образованием поставлена задача, предполагающая воспитывать человека, который будет учиться всю жизнь. Целью - становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Дети должны осознать тот вопрос, на который требуется найти ответ, выполнить действия для приобретения недостающих знаний.

СДП работает как в притче о мудреце, который пришёл к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но время прошло, и люди опять проголодались. Притча гласит: «Не надо давать рыбу, следует научить ловить ее».

Системно- деятельностный подход в образовании поможет в таком сложном вопросе, как научить ребенка учиться. Он нацелен на развитие личности и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

СДП можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего разития на базе обыденного мышления интеллектуальных способностей, формируется теоретическое мышление и творческие способности. Учащийся действует как субъект собственной УД, нацелен на усвоение способов познания как конечной цели учения.

На первый план выступают учебные задачи, решение которых помогает в усвоении общих знаний, развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания умственной деятельности. Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений…). На уроке используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель должен владеть технологией диалога, обучать учащихся ставить и адресовывать вопросы, эффективно (адекватно цели урока) сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся). Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Коллизию ребёнок преодолевает, осознавая принцип процесса обучения: «Недостаток знаний для решения задачи». Именно на этом этапе формируются личностные качества, содержательное общение детей, осуществляется дифференциация «знание - незнание».

Задачей учителя на этапе определения темы урока, является создание такой учебной ситуации, когда перед ребёнком возникает познавательная трудность, неожиданное задание или нестандартная ситуация. Детьми определяется приемлемый способ самостоятельного определения темы: на репродуктивном, проблемном, творческом уровне; индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем; письменно или устно, посредством слова, рисунка, схемы, условных обозначений.

Учитель может оказать различную помощь в определении темы: намекающую, ориентировочную, прямую.

Прямой путь - это задания на осознание границы знания и незнания.

Косвенный путь - это творческие, проблемные задания.

Организовывая познавательную деятельность, учитель может использовать различные формы работы для актуализации ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых.

· Вопросы, суждения, ошибки персонажей

· Задания, для выполнения которых не достаёт знаний.

· Заголовки – вопросы.

· Распределение объектов на группы, выявляя новую группу:

Рассмотрим организацию познавательной деятельности на этапе определения темы урока на конкретных примерах.

· Вопросы, суждения, ошибки персонажей

Например, при определении темы «Диаграммы», учитель предлагает ответить на вопрос «Что это?». Дети рассматривают диаграмму, высказывают разные предположения. Вспоминают из личного опыта, где они встречались с таким изображением. Находят ответ на вопрос в учебнике. Определяют тему урока.

· Задания, для выполнения которых не достаёт знаний.

Тема урока: «Деление двузначного числа в случаях вида 64:4».

Цель урока:

образовательная:

- формировать представление о способах внетабличного деления.

Предлагается решить несколько выражений, среди которых выражение нового вида. Решение вызывает затруднение. Выдвигается предположение, что это и есть новая тема.

44:4 88:4 64:4

· Заголовки – вопросы.

Предмет: математика 2 класс

Тема урока: «Что такое уравнение?»

Задание №5 из тетради для 2 класса часть I Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н., стр. 29 №5.



Решением задания является слово «Уравнение». Дети задают вопрос: «Что такое уравнение?» Приходят к выводу, что это и есть новая тема.

· Распределение объектов на группы, выявляя новую группу

Предмет: математика 2 класс

Тема урока: «Вычитание двузначных и однозначных чисел с переходом через разрядную единицу». Цели урока: научиться выполнять вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разрядную единицу.

Предлагается на интерактивной доске распределить выражения в две группы и найти их значения.

9-3 13-9

8-6 16-8

7-4 14-7

Одна группа, где значения выражений легко найти. С решением выражений в другой группе предстоит познакомиться.

· Выделение новых терминов, среди знакомых

Предмет: математика 2 класс

Тема урока: «Компоненты действия деления».

Цели урока: Познакомиться с названием компонентов: «делимое», «делитель» «частное». Научиться применять терминологию деления при чтении выражений.

Задние: выбрать знакомый термин, дать определение.

На доске дети видят слова: множитель, частное, произведение, делимое, делитель.

Знакомые термины убираются, оставшиеся и есть тема урока. Кульминацией этого этапа урока становится совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности.

Определим приёмы, повышающие степень активности на этапе первичного закрепления знаний, когда после обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. В дальнейшем построенный способ действий используется для решения исходной задачи, уточняется общий характер нового знания.

Учитель может предложить ученикам фронтально, в группах, в парах не только решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух, но и применяет другие приёмы на данном этапе, чтобы мотивировать их для включения в познавательную деятельность:

· Самостоятельное составление алгоритма, правила, схемы или формулы решения.

· Выделение заданий нового вида из множества других.

· Исправление задания, чтобы оно соответствовало новому виду.

· Проверка уже решённого кем-то задания нового вида.

· Составление своего задания с опорой на готовые данные.

· Анализ новых понятий с данными или смысловыми высказываниями.

Рассмотрим организацию познавательной деятельности на этапе первичного закрепления знаний на конкретных примерах.

· Самостоятельное составление алгоритма, правила, схемы или формулы решения.

Предмет: математика 3 класс.

Тема урока «Деление двузначного числа в случаях вида 64:4».

Цель урока:

образовательная:

- формировать представление о способах внетабличного деления.

После ознакомления со способом деления, предлагается составить алгоритм:

1) Начало.

2) Разложить делимое на сумму удобных слагаемых.

3) Применить распределительный закон деления.

4) Вычислить.

5) Конец.

Предмет: русский язык 2 класс

Тема урока: Главные члены предложения

Цель урока: сформировать представление о главных членах предложения, умения их выделять в предложениии.

Задание: дополни схему.





· Выделение заданий нового вида из множества других.

Предмет: математика 2 класс

Тема: задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Цель: научатся с помощью таблицы моделировать и решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Задание: найди среди задач ту, данные которой можно записать в таблицу:

Цена

Количество

Стоимость



1. Марина заплатила за карандаш 8 рублей. Сколько рублей у Марины останется, если у неё было 24 рубля?

2. Один простой карандаш стоит 8 рублей. Васе надо купить 4 таких карандаша. Сколько денег заплатит Вася за все карандаши?

· Исправление задания, чтобы оно соответствовало новому виду.

Предмет: математика 2 класс

Тема: задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Цель: научатся с помощью таблицы моделировать и решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Задание: измнени условие задачи, чтобы её можно было записать в таблицу:

Цена

Количество

Стоимость



3. Марина заплатила за карандаш 8 рублей. Сколько рублей у Марины останется, если у неё было 24 рубля?

· Проверка уже решённого кем-то задания нового вида.

Предмет: математика 2 класс

Тема «Умножение на 1 и на 0»

Цель: научиться умножать 0 на число, заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и наоборот.

Задание: найди и исправь ошибку

0 ∙3>0+3

5∙0=0∙5

(23+4) ∙0=27

35+0>35∙0

· Составление своего задания с опорой на готовые данные.

Предмет: математика 3 класс.

Тема урока «Деление двузначного числа в случаях вида 64:4».

Цель урока:

образовательная:

- формировать представление о способах внетабличного деления.

После ознакомления со способом деления, предлагается составить свой пример, выбрав нужные числа: 85, 55, 45, 5, 3.

· Анализ новых понятий с данными или смысловыми высказываниями.

Предмет: русский язык 2 класс

Тема урока: Главные члены предложения

Цель урока: сформировать представление о главных членах предложения, умения их выделять в предложениии.

Задание: используя знание о подлежащем и сказуемом, найди и выдели их в предложении.

Учитель должен стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать минимальные успехи. Он специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Всё это создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие.

Библиографический список

1. Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова: сборник программ: в2ч.-Ч.1.- 2-еизд., испр. /сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2012.

2. О.Б. Логинова Текст:/Планируемые результаты начального общего образования// Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.

3. Чернобай С. В. Технология подготовки урока в современной образовательной среде/ М.: Просвещение, 2012.