Библиографическое описание:
Минина О.М. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЮ НАТЮРМОРТА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ЧАСТЬ 2) // Современная начальная школа. 2023. № 7 (50). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/50.pdf.
1. Особенности проведения уроков рисования натюрморта с натуры в начальных классах
Изобразительное искусство имеет большое значение в становлении личности младшего школьника. Формируя способность видеть и понимать прекрасное, искусство может стать одним из видов активизации его творческого воображения, образного мышления и фантазии.
Уроки изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы раскрывают творческий потенциал учащихся, формируют у них чувство прекрасного. Для возрастания интереса учащихся начальных классов к творческой деятельности у них необходимо развивать еще и эмоционально-творческое отношение к определенному виду деятельности, содействовать появлению радости в ожидании будущей интересной работы и возможности показать свои возможности в искусстве. Известно, что воспитательное воздействие искусства на личность – это двусторонний процесс, который является процессом активного взаимодействия личности и художественного произведения. Такое педагогическое воздействие на подрастающее поколение способствует формированию у детей эстетического отношения к искусству.
Основная форма эстетического воспитания и художественного образования в школе – это учебные занятия изобразительного цикла. При этом, как показывают исследования, с возрастом школьники становятся менее зависимыми от получаемой на уроках информации: их предпочтения формируются и под влиянием семьи, и через систему средств массовой информации. Поэтому педагогу нужно строить процесс эстетического воспитания младших школьников, учитывая психолого-педагогические особенности их возраста.
Практика приобщения младших школьников к художественной деятельности опирается на изобразительное искусство. Воспитание при таком подходе становится эффективным и доступным, приобретая универсальный характер. Особенностью художественно-изобразительной деятельности учащихся начальных классов является, спонтанность отдельных фрагментов урока, импровизация учеников и учителя.
Натюрморт играет важную роль в процессе обучения изобразительному искусству. В связи с этим, в образовательных учреждениях на рисование с натуры в программах отводится большое количество часов. Это не случайно. В процессе рисования с натуры дети на практике осваивают изобразительную грамоту. Наглядное обучение дает хорошие результаты не только в процессе обучения изобразительному искусству, но и в общем развитии личности ребенка.
Рисование с натуры приучает учащихся целенаправленно вести наблюдения, мыслить творчески, пробуждает интерес к правильному восприятию окружающей действительности, подготавливая детей к дальнейшей учебной работе.
Рисование с натуры в общеобразовательной школе - это не только изображение учебной постановки натюрморта, но и изображение элементов природы на планере, и рисование человека и др. Но в данном исследовании внимание будет направлено на натюрморт. Выбрав из всех жанров живописи натюрморт, необходимо было выяснить, каким образом с его помощью можно научить учащихся не только понимать язык искусства, но и самим создавать творческие произведения. Как показывают исследования психологов и педагогов, натюрморт считается первым жанром живописи, с которым нужно знакомить учащихся младших классов.
Он может вызывать сильный эмоциональный отклик у учащихся, вызывая ассоциации с их небольшим жизненным опытом, кроме того, привлекает внимание учащихся к различным средствам выразительности в живописи, помогает любоваться объектами окружающего мира. Сегодня учителя технологии и изобразительного искусства сталкиваются с проблемой плохого развития мелкой моторики руки. Многие родители стремятся развивать исключительно интеллектуальные способности своих детей, не обращая внимание на то, что «способности детей находятся на кончиках пальцев» [19,с.63].
Дети на занятиях изобразительного искусства часто не умеют правильно держать кисть, карандаш, не могут равномерно выполнить даже простейшей заливки фона. Поэтому на современном этапе актуальными являются учебные занятия по натюрморту. Искусство натюрморта развивает у учащихся начальных классов эмоционально-творческое начало.
При помощи изобразительного искусства младшие школьники учатся понимать гармонию окружающего мира, природы. Когда дети рассматривают натюрмортов мастеров искусства, изучают, насколько они разнообразны по темам, по выбранным средствам выразительности и по авторской манере художников.
В младших классах детей необходимо знакомить с разнообразными натюрмортами. Детям предлагаются для ознакомления и натюрморты сюжетного характера, и реалистические, и декоративные, торжественные или лирические и др. Натюрморты, должны в доступной форме отражать известные детям явления природы и общественной жизни.
Отбирая натюрморты для ознакомления с ними учащихся, необходимо заранее изучить, о чем картина, какую главную мысль выразил художник, с какой целью он создал данное произведение, каким образом он передает содержание и какие средства выразительности использовал.
Тема натюрморта должна соответствовать социальному опыту ребенка и его жизненным впечатлениям.
Единство методов и приемов, применяемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает развитие у учащихся младших классов устойчивого интереса к искусству, яркости, глубины впечатлений, их эмоционального отношения к содержанию живописи. «Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках - в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте» - так говорил В.Н. Сухомлинский [19, с. 45].
Однако, детей нужно знакомить и с основами изображения натюрморта. Рисование натюрморта можно осуществлять не только с натуры, но также по представлению, по памяти, то есть при помощи образного мышления и фантазии учащихся. Таким образом, учащиеся могут выполнять на учебных занятиях и учебный и творческий натюрморты.
Творческий натюрморт отличается от учебного тем, что в процессе рисования ученик не только получает знания, развивает навыки и умения в области изобразительного искусства, стараясь грамотно закомпоновать и построить предметы, но и фантазирует, стилизует, изменяя объекты окружающего мира.
Учитель ставит перед школьниками цель: выбор темы натюрморта. Совместно с детьми педагог может поставить постановку, чтобы она вдохновляла и побуждала учащихся к поиску нового, рождала в их душах интерес к созданию прекрасного. Каждая работа должна стать рождением новой творческой идеи и воплощения этой идеи на бумаге.
На первый взгляд, учитель ставятся такие же цели и задачи, что и в учебной постановке натюрморта, но итоговым результатом должно стать не механическое выполнение работы, а художественное творчество, в котором будет отражена индивидуальность ребенка, его творческие способности. Образный язык и определенный эмоциональный настрой отражается учеником в его творческом натюрморте.
Практика работы с младшими школьниками показывает, что отдельные ученики легко справляются с «сочинением» творческого натюрморта, а другим работа дается с трудом, они не могут отойти от штампа учебного натюрморта с натуры. В этих случаях развить композиционные навыки, воображение, фантазию могут помочь специальные упражнения на изучение отдельных приемов композиции, которым на уроках изобразительного искусства необходимо уделить особое внимание. Художественный прием должен отражать авторский стиль, индивидуальность художника. Стиль в искусстве – это совокупность особенностей, которое отличает творческую манеру каждого мастера.
Творческий натюрморт, так же как и тематический учебный натюрморт подразумевает объединение в нем предметов одной темой, одним сюжетом. Учебный или академический натюрморт от творческого натюрморта отличается более строгой постановкой цели, в соответствии с которой обучающимся необходимо дать основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их творческих, познавательных способностей, приобщать к самостоятельной работе.
Также в зависимости от целей задания «Натюрморт» нужно грамотно организовать постановку натюрморта. Для этого педагогу необходимо соблюдать ряд определенных правил. Составление натюрморта рассчитано на то, каким образом учащиеся будут изображать форму различных предметов, применяя законы светотени, перспективы и колорита. Основа составления натюрморта – это подбор предметов, при котором его тема и общее содержание наиболее четко выражены.
Для составления натюрморта необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- предметы для будущего натюрморта подбираются, составляются в группу и освещаются таким образом, чтобы определенная учебная задача была решена успешно;
-кроме решения учебной задачи натюрморт обязательно должен отвечать эстетическим требованиям, то есть постановка должна быть поставлена по законам красоты;
-предметы в тематическом натюрморте необходимо подбирать в соответствии с темой, они должны быть связаны конкретным смысловым содержанием;
- натурная постановка натюрморта должна размещаться ниже линии горизонта, для того, чтобы нижние основания предметов были открыты учащимся, доступны для построения;
– выбор освещения постановки натюрморта связан с поставленной задачей, удачное освещение необходимо для правильного восприятия сюжета, служит четкому выявлению идеи, эмоциональному воздействию натюрморта на зрителя. Желательно выполнять постановку натюрморта при дневном освещении, благодаря чему лучше читаются большие тоновые отношения;
- предметы и драпировки, входящие в состав натюрморта, должны иметь выраженную разницу по тону и цвету, если не поставлено задач на решение нюансных отношений;
– крупные предметы не только могут быть загорожены частично более мелкими предметами. Края предметов и осевые линии предметов, находящихся на разном удалении от рисующего, не должны совпадать, то есть не находиться на одной вертикальной линии и на одной горизонтали тоже. Предметы должны располагаться в определенном ритме, чтобы они не мешали зрительному восприятию друг друга;
– в учебных постановках важную роль играет фон. Для первых постановок натюрморта, на начальной стадии обучения будет лучше, если фон по тону выбрать средним между темными и светлыми предметами, ненасыщенным по цвету;
-необходимым условием постановки натюрморта является его цветовое единство и композиционная целостность;
- один из предметов может стать композиционным центром в натюрморте, для этого он должен отличаться от других по тону, по цвету, по величине, а размещать его необходимо ближе к центру постановки, если необходимо постановке придать динамичность, то следует сдвинуть этот предмет вправо или влево.
Натюрморт может быть композиционно задуман как ритмическое построение предметов. Можно еще предложить ряд практических советов, которые дополнят предыдущие рекомендации. На передний план в виде акцента в натюрморт можно положить небольшой предмет, который по фактуре и материальности отличается от других предметов.
Для цельности композиции в качестве объединяющего элемента в постановку натюрморта добавляют драпировки, которые с одной стороны играют роль фона, с другой стороны, подчеркивают разницу между мягкой фактурой ткани и предметами. На первых постановках рекомендуется для драпировок выбирать гладкую ткань. Драпировка позже может быть и с рисунком или узором, но она не должна отвлекать внимания от основных объектов натюрморта.
В организации постановки натюрморта важную роль играют особенности освещения: естественное или искусственное. Свет может быть направленным или рассеянным, боковым, прямым, постановка может быть расположена против света.
При освещении натюрморта направленным светом спереди сбоку у предметов в постановке появляется контрастная светотень. Если предметы поставлены на подоконнике, то получится силуэтное решение темного на светлом, т.е. явление контражура.
При рассеянном свете у предметов заметнее тональная разница. Кроме того, освещение влияет на колорит и на общий композиционный строй натюрморта, потому что падающие тени от предметов считаются полноценными элементами композиции натюрморта.
В первых натюрмортах желательно применять боковой естественный свет, при котором наиболее конкретно решаются учебные задачи. Составление натюрморта при помощи учащихся или самими учащимися является очень важным обучающим моментом, так как дети стремятся сами понять будущее пластическое решение натюрморта и в соответствии с этим выбрать наиболее удачные сочетания предметов. Успех выполнения задания «Натюрморт», решение учебных и творческих задач во многом зависят от освоения детьми теоретических основ изобразительной грамоты. Зрительное восприятие натуры, является, как правило, целостным, то есть, человеку свойственно воспринимать как единое целое все качества предмета: форму, цвет, пропорции, материал.
Целостное видение натуры необходимо совместить с последовательностью ее воспроизведения в работе учащегося. Для этого нужно придерживаться определенного «порядка» или соблюдать методическую последовательность в изображении натюрморта:
На первом этапе немаловажно в соответствии с замыслом, правильно выбрать определенную точку зрения или ракурс. Затем следует компоновка предметов на предметной плоскости или композиционное размещение изображения всей группы предметов на плоскости листа.
На втором этапе выполнения натюрморта выполняется конструктивное решение формы предметов с учетом их пространственного расположения.
На третьем этапе необходимо выполнить светотеневое решение большой формы и установление основных цвето-тональных отношений;
На четвертом этапе необходима детальная проработка формы цветом и тоном.
Обобщающий этап работы считается итоговым при завершении изображения натюрморта.
Говоря о теоретических основах изображения натюрморта, невозможно не упомянуть об основе рисунка, таком важнейшем понятии, как линейная перспектива.
Линейная перспектива – это точная наука, которая позволяет изображать на предметы плоскости так же, как в натуре. В переводе с латинского термин «перспектива» означает «ясно вижу».
Перед художниками всегда стояла трудная задача: изобразить на двухмерной плоскости картины трехмерное пространство. Однако при работе с натуры рисующий не делает математически точных расчетов, в большей степени полагаются на свой глазомер, то есть применяют свою наблюдательную перспективу. В художественном опыте правильное восприятие и передача пространства играют важнейшую роль. Знание законов перспективы позволяет учащимся создавать реалистические изображения, при этом педагог должен знать, что в творчестве нужно, чтобы теория не перекрывала и не уничтожала чувства, переживания и формируемые образы. Для того, чтобы учащиеся младшего школьного возраста могли грамотно изображать натюрморт, необходимо иметь методически верно построенную систему обучения, использовать специально разработанные педагогом методические материалы к занятиям.
2. Наглядно-методические пособия для занятий изобразительным искусством по теме «Натюрморт»
Натюрморт в школьной программе по изобразительному искусству для учащихся начальной школы встречается достаточно редко. В школьной программе (по Б. М. Неменскому «Изобразительное искусство 1-4 классы») натюрморт изучается в 3 классе (2 урока), по составлению композиции натюрморта по воображению на тему: «Цветы и фрукты» и в 4 классе (2 урока на тему: «Сюжетно-тематический натюрморт с натуры «Полевые цветы»).
Учитель изобразительного искусства должен приложить немалые усилия для того, чтобы дети не только смогли познакомиться с этим жанром, но и воспользоваться натюрмортом, как средством освоения изобразительной грамоты. В соответствии с планом исследования, был организован констатирующий эксперимент с учащимися 3-4 классов
По учебной программе, содержание тем, связанных с натюрмортом, было построено по принципу: «от простого к сложному», т.е. с постепенным усложнением художественной деятельности, а также на принципах систематичности и последовательности, доступности и посильности обучения. Большое разнообразие приемов и методов работы с младшими школьниками позволит наиболее эффективно организовывать работу по изучению натюрморта.
В первую очередь, необходимо было выяснить, какие этапы работы над заданиями, связанными с обучением изображению натюрморта, вызывают у учащихся наибольшие затруднения, и каким образом можно решить эти проблемы, чтобы обучение стало эффективным.
Так, на первом этапе, предстоящем выполнении будущей творческой работы, было важно, чтобы дети четко представляли себе то, что они будут рисовать. Ученики рассказывали вслух о будущей работе. Для этого использовался вопросно-ответный метод, с применением имеющихся у них знаний. Многие учащиеся и в 3, и в 4 классах затруднялись в ответах, для этого им задавались наводящие вопросы, способствующие решению поставленной задачи.
На этапе практической самостоятельной работы учащиеся должны были правильно закомпоновать натюрморт. Отсутствие нагляднометодических пособий вызвало затруднения у большинства учащихся при выполнении заданий. Было принято решение проанализировать эффективность применения различных наглядно-методических пособий. На доске размещались схемы компоновки натюрморта.
Школьники должны были выяснить, с какой целью применяется данный наглядный материал. Дети пришли к выводу, что на доске - правильные и неправильные композиционные схемы построения натюрморта. Аргументируя свой выбор, учащиеся выбирали правильные композиционные схемы. Дети познакомились таким образом с 3 правилами компоновки натюрморта (были продемонстрированы работы студентов, а также репродукции картин художников.
На следующем этапе обучения учащиеся отрабатывали технические умения и приемы при помощи выполнения совместной работы (педагог выполнял рисунок натюрморта у доски (использование метода наглядного показа), а учащиеся его поправляли).
После изучения технологии изображения натюрморта, детям было предложено выполнить по воображению авторский натюрморт на тему: «Грустный или «веселый натюрморт. Рисование натюрморта от учащихся требовало умения предвидеть результат работы, наличие развитого продуктивного воображения, что было мало развито у младших школьников. Чтобы работа не приобрела характер работы «по образцу», детям были предложены наборы элементов для использования в композициях.
Учащиеся вначале выбирали направление формата листа (вертикаль или горизонталь). Затем дети приступали к выбору определенного цвета для заливки акварелью фона, после чего строили натюрморт, с учетом правил компоновки натюрморта. Рисунок выполнялся карандашом и кистью, после чего предметы прорабатывали в цвете, учитывая светотень. На данном уроке к каждому ребенку применялся индивидуальный подход, что помогло скорректировать темпы работы. Для учащихся с хорошей творческой подготовкой были предложены задания опережающего характера (к примеру, задание: выполнить в графике натюрморт «Причудливые вазы», применяя разные заданные геометрические фигуры.
На данном этапе применялся специальный раздаточный материал. Применение отдельных видов наглядно-методических пособий на уроке по изображению натюрморта в 3 классе на тему: «Грустный и веселый натюрморт», показало достижение учащимися ощутимых результатов: основная масса учеников смогла выполнить самостоятельный выбор цветового решения, смогли определять оттенки «теплых» и «холодных», работы учащихся показали наличие чувства соразмерности; пропорциональности, основных графических навыков при изображении объемных предметов простой формы.
При повторении изученного материала учащимся были продемонстрированы учебные пособия - «Перепутанные этапы изображения натюрморта». Учащиеся смогли выяснить правильные методические этапы в последовательности рисования натюрморта.
В двух 4 классах дети изображали натюрморт с натуры, занятия были построены совершенно иначе, так как дети уже были знакомы с этим жанром. На первом этапе, учащимся по фрагментам картин было предложено найти жанр натюрморта. Учащиеся смогли решить поставленную задачу при помощи проблемного метода.
На этапе самостоятельной практической работы учащиеся должны были составить композицию натюрморта на тему «Полевые цветы». При составлении натюрморта, детям были предложены разноплановые подготовительные материалы: фото, рисунки растений, аналоги творческих натюрмортов мастеров искусства.
Натюрморт должен был состоять из трех предметов. Для этого учащимся были предоставлены натурный стол, предметы быта, муляжи овощей, фруктов, искусственные цветы. Совместно с педагогом были обсуждены правила составления натюрморта. Вначале дети отобрали необходимые предметы, выбирали ракурс, для того, чтобы один предмет стал композиционным центром натюрморта, выделяясь по тону и размеру. Его размещали ближе к центру постановки, динамичность придавали при помощи передвижения пятен: вправо или влево.
На первый план в виде акцента при пространственном решении натюрморта положили небольшую сливу, которая отличалась и контрастировала по тону и цвету с вазой и цветами.
Для завершения композиции в постановку добавили драпировки, подчеркнув таким образом, разницу фоном и предметами. Далее педагог вместе с учащимися выяснил последовательность изображения с натуры натюрморта. Учащиеся продумывали компоновку изображения на листе.
При помощи наглядно-методических таблиц учащиеся уяснили, что в постановке натюрморта надо сверху оставлять больше места, чем снизу, при этом предметы в композиции не должны упираться в края листа и, напротив, не должно оставаться большое пустое пространство вокруг мелких предметов. На классной доске педагог применял метод наглядного показа с демонстрацией последовательности линейного построения рисунка натюрморта, уделяя главное внимание определению композиционному решению всей группы предметов натюрморта на листе бумаги. Также на доске были показаны правильная и неправильная компоновки натюрморта. В процессе самостоятельной практической работы младшие школьники приступили к рисованию на листе: был намечен общий характер формы и пропорции предметов, расположение предметов в пространстве.
На следующем этапе была построена конструкция предметов при помощи осевых линий, горизонталей и вертикалей. Используя линейноконструктивный метод изображения, педагог не допускал, чтобы при построении основание одного предмета перекрывало основание другого, то есть дети учились представлял, какой предмет находится ближе, какой – за ним, но главное, они должны располагаться на плоскости стола. На данном этапе при помощи наглядного показа педагог продемонстрировал на доске основные ошибки в построении. П. П. Чистяков писал: «Первое и главное - нужно обратить внимание на план, пункты, к которым прикасается фигура. Например, следки на полу» [2, с. 82].
Здесь же, в линиях, следует наметить и границы света и тени, чтобы потом их не искать на каждом предмете в отдельности. При построении драпировки, вначале определяли ее расположение на горизонтальной и вертикальной плоскости, а потом строили складки. Белая и тонкая ткань на горизонтальной плоскости образовывала выразительные по светотеневой моделировке и пластике складки.
На предметной плоскости были слегка намечены складки драпировки. После этого детально были прорисованы все детали натюрморта, аккуратно убраны линии построения. Когда общий рисунок натюрморта был намечен, верно, проложили тон, приступая к детальной проработке или прорисовке каждого предмета. В качестве живописного материала на выбор предлагалась акварель или гуашь, но некоторые учащиеся применяли смешанный материал и цветные карандаши.
При работе цветом, учащимся было предложено внимательно изучить все оттенки и переходы светотени, все детали формы. Но, при работе над деталью, педагог призывал не забывать ее сравнивать с находящейся рядом.
П.П.Чистяков говорил: «Работать над деталью долго не следует, так как пропадает острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки. Итак, в процессе всей работы, переходя с одного места на другое, держи в глазу всю фигуру, не стремись сразу к общему, а вникай в детали, не бойся первоначальной пестроты, обобщить ее не так трудно, было бы что обобщать» [2, с. 74].
Учащиеся внимательно работали над изображением теней, падающих и собственных, сравнивая их между собой: тенью от яблока и от вазы с цветами. Острая проработка формы позволила сделать работу убедительной и выразительной. Затем в цвете была изображена ваза и яблоко, при этом учитывалась их тональная взаимосвязь между собой. Плоскость стола была написана при учете рефлексов от яблока и вазы с цветами.
На завершающем этапе, дети вместе с учителем внимательно проанализировали общие тоновые отношения объектов натюрморта, выявляя тон драпировки, вазы с цветами, яблока, различные тоновые оттенки этих элементов в тени, на свету, в полутоне, на переднем и дальнем плане.
Педагог помогал учащимся с использованием в качестве примера репродукций творческих работ художников выявить, какую тоновую нагрузку максимально и оптимально должны нести предметы в натюрморте, для того, чтобы отдельные предметы не были очень «черными» по тону и не выпадали из рисунка, сравнивали яркость рефлексов с натурой.
При этом детям объяснялось, что рефлексы не могут быть слишком яркими, тем более спорящими с полутенями или со светом. После выполнения учениками задания работы были представлены на мини-просмотр, при этом детям было предложено самим их сравнить и дать оценку их недостатков и достоинств.
Целью педагога было помочь ученикам выполнить сложную учебную задачу; способствуя формированию у детей уважительного, заинтересованного отношения непосредственно к самому процессу изобразительного искусства. Поэтому при изображении натюрморта детям не были предложены готовые шаблоны, однако предлагался специально подобранный и разработанный методический материал для рисования, который был рассчитан на развивающее обучение.
В результате экспериментальной работы было выяснено, что многие учащиеся рисовали для того, чтобы суметь испытать эстетические чувства от создания собственного художественного произведения. В процессе работы осуществлялся системно – деятельностный подход, направленный на развитие каждого ребенка, на развитие его индивидуальных способностей, позволивший получить необходимые знания и вызвать устойчивый интерес к обучению изобразительному искусству без перегрузки обучающихся. При этом, для «сильных» учеников были разработаны и предложены индивидуальные заданий повышенной сложности (на самостоятельное составление натюрморта, с большей долей поисковой работы и др.).
Проведение уроков изобразительного искусства по теме «Изображение натюрморта» показали, что использование наглядно-методических пособий в большой мере расширяет и обогащает возможности педагога. Сегодня невозможно себе представить современное образование без таблиц, схем, репродукций, применения компьютерных мультимедиа презентаций, видеофильмов, других возможностей информационных технологий. Одним из средств развития творческой активности учащихся и их эстетического воспитания и художественного образования мог бы стать специальный наглядно-методический материал, рассчитанный на конкретный возраст: - репродукции работ художников; - педагогические образцы работ учащихся по теме «Натюрморт» (творческого учебного и плана) Известно, что часто возникают проблемы при объяснении и показе различных приемов в композиции, особенностей художественных средств и приемов.
Большую помощь на занятиях с детьми по теории изобразительного искусства, а также в качестве иллюстративного материала оказывают специально подобранный наглядный материал: фотографии, рисунки, схемы, использование слайд- фильмов, презентации. Задание можно разнообразить, включая возможности коллективной творческой работы по созданию совместной творческой композиции в жанре натюрморта. Так дети на примере данного диплома могут «создать» свой творческий натюрморт на тему «Цирк», «Музыка», «Весенние цветы».
Таким образом, используя традиционные и новейшие технологии, учитель может добиваться максимального эффекта на занятиях по выполнению учащимися творческого натюрморта. В результате проведения эксперимента было достигнуто: -появление устойчивого интереса к изображению натюрморта - успешное овладение правил построения натюрморта; - развитие мелкой моторики руки учащихся; - достаточно высокий уровень самостоятельного выполнения работ. Таким образом, в данном исследовании было определено, что необходимо применять специальные принципы, формы и методы в процессе обучения изображению натюрморта младших школьников, а также на данных занятиях целесообразно применять отобранные и разработанные педагогом наглядно-методические пособия по темам.
Вывод:
1. В процессе обучения изобразительному искусству учащихся младших классов натюрморт играет огромную роль: с его помощью дети осваивают азу изобразительной грамоты, формируются их эстетические чувства, творческие способности, развиваются познавательные интересы, активность, самостоятельность;
2. В начальной школе детей знакомят с натюрмортами, написанными разными художниками, творческими, сюжетно-тематическими, декоративными и реалистическими, разными по характеру и по манере исполнения, но кроме знакомства с этим жанром, учащихся необходимо обучить основам изображения натюрморта, для чего требуется определенная методика;
3. Существуют специальные правила составления учебного натюрморта, кроме того, была выработана методическая последовательность работы над натюрмортом от компоновки, конструктивного построения, с последующей обработкой основных элементов, их детализации и обобщения изображения;
4. Для доказательства выдвинутой гипотезы был проведен педагогический эксперимент с учащимися 3-4 классов, который показал состоятельность и эффективность предложенных мер педагогического воздействия и необходимость применения специально разработанных наглядно-методических пособий при изучении особенностей изображения натюрморта младшими школьниками.
Библиографический список
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1984.
2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. - Москва: Просвещение, 1993.
3. Алпатов М. Композиция в живописи– М, 1970.
4. Беда, Г.В. Живопись: уч. пособие для студентов пед. ин-тов, Просвещение, 1986,
5. Болотин И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М., 1989 Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя:-М, Просвещение, 1980,
6. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве - М.;1972,
7. Виппер Б.Р. Проблема натюрморта. Казань, 1992,
8. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/ Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. - Москва: Просвещение, 1968.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- Москва: Просвещение, 1991.
10.Выготский, Л.С. Психология искусства: под ред. М.Г.Ярошевского, - М.: Педагогика, 1987,
11.Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. - Художник; 6. 1984.
12.Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. - Москва: Учебная литература, 1998.
13.Гренберг, Ю.И. Технология станковой живописи. – М.: Изобразительное искусство, 1982.
14.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - Москва: Педагогика, 1989.
15.Зайцев, А. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986.
16.Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи - Советский художник. 57.
17.Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись», Москва, 2000 год.
18.Ковалев А.Г. Психология личности. - 3-е издание - Москва: Просвещение, 1970.
19.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - Москва: Столетие, 1994.
20.Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - Москва: Столетие, 1998.
21.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - Москва: Просвещение, 1981.
22.Костерин Н.П. Учебное рисование. - Москва: Просвещение, 1984.
23.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. М.: Агар, 1998.
24.Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - 2-е издание. - Москва: Просвещение, 1981.
25.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей.– Изд 2-е доп.иперераб. – М.: Просвещение, 1997.
26.Кузин В.С. Психология. - 2-е издание. - Москва: Высшая школа, 1982.
27.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - Москва: Просвещение, 1984.
28.Кузнецов Ю.И. Западноевропейский натюрморт. - М.: Сов. художник, 1966.
29.Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника. - Москва: Просвещение, 1977.
30.Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - Москва: Просвещение, 1983.
31.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие / Под редакцией Т.С.Комаровой. - 2-е издание, доработанное. - Москва: Просвещение, 1985. 58.
32.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - Москва: Педагогика,1981.
33.Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца XIX - начала XX веков - Искусство.; - М.; 1991.
34.Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1 - 4 классы. - Москва: Просвещение, 1991.
35.Обучение в первом классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной школы. - Москва: Просвещение, 1986.
36.Обучение во втором классе: Пособие для учителей 1 - 4 классов начальной школы. - Москва: Просвещение, 1987.
37.Обучение в третьем классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной школы. - Москва: Просвещение, 1988.
38.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом - Просвещение, 1982.
39.Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX начала XX в. - М.: Искусство, 1970.
40.Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. для ст-тов худ-граф. факультетов. пед. ин-тов, - 3-е изд., доп. и перераб.. – М.: АТАР, 1998.
Минина О.М. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЮ НАТЮРМОРТА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ЧАСТЬ 2) // Современная начальная школа. 2023. № 7 (50). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/50.pdf.
1. Особенности проведения уроков рисования натюрморта с натуры в начальных классах
Изобразительное искусство имеет большое значение в становлении личности младшего школьника. Формируя способность видеть и понимать прекрасное, искусство может стать одним из видов активизации его творческого воображения, образного мышления и фантазии.
Уроки изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы раскрывают творческий потенциал учащихся, формируют у них чувство прекрасного. Для возрастания интереса учащихся начальных классов к творческой деятельности у них необходимо развивать еще и эмоционально-творческое отношение к определенному виду деятельности, содействовать появлению радости в ожидании будущей интересной работы и возможности показать свои возможности в искусстве. Известно, что воспитательное воздействие искусства на личность – это двусторонний процесс, который является процессом активного взаимодействия личности и художественного произведения. Такое педагогическое воздействие на подрастающее поколение способствует формированию у детей эстетического отношения к искусству.
Основная форма эстетического воспитания и художественного образования в школе – это учебные занятия изобразительного цикла. При этом, как показывают исследования, с возрастом школьники становятся менее зависимыми от получаемой на уроках информации: их предпочтения формируются и под влиянием семьи, и через систему средств массовой информации. Поэтому педагогу нужно строить процесс эстетического воспитания младших школьников, учитывая психолого-педагогические особенности их возраста.
Практика приобщения младших школьников к художественной деятельности опирается на изобразительное искусство. Воспитание при таком подходе становится эффективным и доступным, приобретая универсальный характер. Особенностью художественно-изобразительной деятельности учащихся начальных классов является, спонтанность отдельных фрагментов урока, импровизация учеников и учителя.
Натюрморт играет важную роль в процессе обучения изобразительному искусству. В связи с этим, в образовательных учреждениях на рисование с натуры в программах отводится большое количество часов. Это не случайно. В процессе рисования с натуры дети на практике осваивают изобразительную грамоту. Наглядное обучение дает хорошие результаты не только в процессе обучения изобразительному искусству, но и в общем развитии личности ребенка.
Рисование с натуры приучает учащихся целенаправленно вести наблюдения, мыслить творчески, пробуждает интерес к правильному восприятию окружающей действительности, подготавливая детей к дальнейшей учебной работе.
Рисование с натуры в общеобразовательной школе - это не только изображение учебной постановки натюрморта, но и изображение элементов природы на планере, и рисование человека и др. Но в данном исследовании внимание будет направлено на натюрморт. Выбрав из всех жанров живописи натюрморт, необходимо было выяснить, каким образом с его помощью можно научить учащихся не только понимать язык искусства, но и самим создавать творческие произведения. Как показывают исследования психологов и педагогов, натюрморт считается первым жанром живописи, с которым нужно знакомить учащихся младших классов.
Он может вызывать сильный эмоциональный отклик у учащихся, вызывая ассоциации с их небольшим жизненным опытом, кроме того, привлекает внимание учащихся к различным средствам выразительности в живописи, помогает любоваться объектами окружающего мира. Сегодня учителя технологии и изобразительного искусства сталкиваются с проблемой плохого развития мелкой моторики руки. Многие родители стремятся развивать исключительно интеллектуальные способности своих детей, не обращая внимание на то, что «способности детей находятся на кончиках пальцев» [19,с.63].
Дети на занятиях изобразительного искусства часто не умеют правильно держать кисть, карандаш, не могут равномерно выполнить даже простейшей заливки фона. Поэтому на современном этапе актуальными являются учебные занятия по натюрморту. Искусство натюрморта развивает у учащихся начальных классов эмоционально-творческое начало.
При помощи изобразительного искусства младшие школьники учатся понимать гармонию окружающего мира, природы. Когда дети рассматривают натюрмортов мастеров искусства, изучают, насколько они разнообразны по темам, по выбранным средствам выразительности и по авторской манере художников.
В младших классах детей необходимо знакомить с разнообразными натюрмортами. Детям предлагаются для ознакомления и натюрморты сюжетного характера, и реалистические, и декоративные, торжественные или лирические и др. Натюрморты, должны в доступной форме отражать известные детям явления природы и общественной жизни.
Отбирая натюрморты для ознакомления с ними учащихся, необходимо заранее изучить, о чем картина, какую главную мысль выразил художник, с какой целью он создал данное произведение, каким образом он передает содержание и какие средства выразительности использовал.
Тема натюрморта должна соответствовать социальному опыту ребенка и его жизненным впечатлениям.
Единство методов и приемов, применяемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает развитие у учащихся младших классов устойчивого интереса к искусству, яркости, глубины впечатлений, их эмоционального отношения к содержанию живописи. «Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках - в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте» - так говорил В.Н. Сухомлинский [19, с. 45].
Однако, детей нужно знакомить и с основами изображения натюрморта. Рисование натюрморта можно осуществлять не только с натуры, но также по представлению, по памяти, то есть при помощи образного мышления и фантазии учащихся. Таким образом, учащиеся могут выполнять на учебных занятиях и учебный и творческий натюрморты.
Творческий натюрморт отличается от учебного тем, что в процессе рисования ученик не только получает знания, развивает навыки и умения в области изобразительного искусства, стараясь грамотно закомпоновать и построить предметы, но и фантазирует, стилизует, изменяя объекты окружающего мира.
Учитель ставит перед школьниками цель: выбор темы натюрморта. Совместно с детьми педагог может поставить постановку, чтобы она вдохновляла и побуждала учащихся к поиску нового, рождала в их душах интерес к созданию прекрасного. Каждая работа должна стать рождением новой творческой идеи и воплощения этой идеи на бумаге.
На первый взгляд, учитель ставятся такие же цели и задачи, что и в учебной постановке натюрморта, но итоговым результатом должно стать не механическое выполнение работы, а художественное творчество, в котором будет отражена индивидуальность ребенка, его творческие способности. Образный язык и определенный эмоциональный настрой отражается учеником в его творческом натюрморте.
Практика работы с младшими школьниками показывает, что отдельные ученики легко справляются с «сочинением» творческого натюрморта, а другим работа дается с трудом, они не могут отойти от штампа учебного натюрморта с натуры. В этих случаях развить композиционные навыки, воображение, фантазию могут помочь специальные упражнения на изучение отдельных приемов композиции, которым на уроках изобразительного искусства необходимо уделить особое внимание. Художественный прием должен отражать авторский стиль, индивидуальность художника. Стиль в искусстве – это совокупность особенностей, которое отличает творческую манеру каждого мастера.
Творческий натюрморт, так же как и тематический учебный натюрморт подразумевает объединение в нем предметов одной темой, одним сюжетом. Учебный или академический натюрморт от творческого натюрморта отличается более строгой постановкой цели, в соответствии с которой обучающимся необходимо дать основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их творческих, познавательных способностей, приобщать к самостоятельной работе.
Также в зависимости от целей задания «Натюрморт» нужно грамотно организовать постановку натюрморта. Для этого педагогу необходимо соблюдать ряд определенных правил. Составление натюрморта рассчитано на то, каким образом учащиеся будут изображать форму различных предметов, применяя законы светотени, перспективы и колорита. Основа составления натюрморта – это подбор предметов, при котором его тема и общее содержание наиболее четко выражены.
Для составления натюрморта необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- предметы для будущего натюрморта подбираются, составляются в группу и освещаются таким образом, чтобы определенная учебная задача была решена успешно;
-кроме решения учебной задачи натюрморт обязательно должен отвечать эстетическим требованиям, то есть постановка должна быть поставлена по законам красоты;
-предметы в тематическом натюрморте необходимо подбирать в соответствии с темой, они должны быть связаны конкретным смысловым содержанием;
- натурная постановка натюрморта должна размещаться ниже линии горизонта, для того, чтобы нижние основания предметов были открыты учащимся, доступны для построения;
– выбор освещения постановки натюрморта связан с поставленной задачей, удачное освещение необходимо для правильного восприятия сюжета, служит четкому выявлению идеи, эмоциональному воздействию натюрморта на зрителя. Желательно выполнять постановку натюрморта при дневном освещении, благодаря чему лучше читаются большие тоновые отношения;
- предметы и драпировки, входящие в состав натюрморта, должны иметь выраженную разницу по тону и цвету, если не поставлено задач на решение нюансных отношений;
– крупные предметы не только могут быть загорожены частично более мелкими предметами. Края предметов и осевые линии предметов, находящихся на разном удалении от рисующего, не должны совпадать, то есть не находиться на одной вертикальной линии и на одной горизонтали тоже. Предметы должны располагаться в определенном ритме, чтобы они не мешали зрительному восприятию друг друга;
– в учебных постановках важную роль играет фон. Для первых постановок натюрморта, на начальной стадии обучения будет лучше, если фон по тону выбрать средним между темными и светлыми предметами, ненасыщенным по цвету;
-необходимым условием постановки натюрморта является его цветовое единство и композиционная целостность;
- один из предметов может стать композиционным центром в натюрморте, для этого он должен отличаться от других по тону, по цвету, по величине, а размещать его необходимо ближе к центру постановки, если необходимо постановке придать динамичность, то следует сдвинуть этот предмет вправо или влево.
Натюрморт может быть композиционно задуман как ритмическое построение предметов. Можно еще предложить ряд практических советов, которые дополнят предыдущие рекомендации. На передний план в виде акцента в натюрморт можно положить небольшой предмет, который по фактуре и материальности отличается от других предметов.
Для цельности композиции в качестве объединяющего элемента в постановку натюрморта добавляют драпировки, которые с одной стороны играют роль фона, с другой стороны, подчеркивают разницу между мягкой фактурой ткани и предметами. На первых постановках рекомендуется для драпировок выбирать гладкую ткань. Драпировка позже может быть и с рисунком или узором, но она не должна отвлекать внимания от основных объектов натюрморта.
В организации постановки натюрморта важную роль играют особенности освещения: естественное или искусственное. Свет может быть направленным или рассеянным, боковым, прямым, постановка может быть расположена против света.
При освещении натюрморта направленным светом спереди сбоку у предметов в постановке появляется контрастная светотень. Если предметы поставлены на подоконнике, то получится силуэтное решение темного на светлом, т.е. явление контражура.
При рассеянном свете у предметов заметнее тональная разница. Кроме того, освещение влияет на колорит и на общий композиционный строй натюрморта, потому что падающие тени от предметов считаются полноценными элементами композиции натюрморта.
В первых натюрмортах желательно применять боковой естественный свет, при котором наиболее конкретно решаются учебные задачи. Составление натюрморта при помощи учащихся или самими учащимися является очень важным обучающим моментом, так как дети стремятся сами понять будущее пластическое решение натюрморта и в соответствии с этим выбрать наиболее удачные сочетания предметов. Успех выполнения задания «Натюрморт», решение учебных и творческих задач во многом зависят от освоения детьми теоретических основ изобразительной грамоты. Зрительное восприятие натуры, является, как правило, целостным, то есть, человеку свойственно воспринимать как единое целое все качества предмета: форму, цвет, пропорции, материал.
Целостное видение натуры необходимо совместить с последовательностью ее воспроизведения в работе учащегося. Для этого нужно придерживаться определенного «порядка» или соблюдать методическую последовательность в изображении натюрморта:
На первом этапе немаловажно в соответствии с замыслом, правильно выбрать определенную точку зрения или ракурс. Затем следует компоновка предметов на предметной плоскости или композиционное размещение изображения всей группы предметов на плоскости листа.
На втором этапе выполнения натюрморта выполняется конструктивное решение формы предметов с учетом их пространственного расположения.
На третьем этапе необходимо выполнить светотеневое решение большой формы и установление основных цвето-тональных отношений;
На четвертом этапе необходима детальная проработка формы цветом и тоном.
Обобщающий этап работы считается итоговым при завершении изображения натюрморта.
Говоря о теоретических основах изображения натюрморта, невозможно не упомянуть об основе рисунка, таком важнейшем понятии, как линейная перспектива.
Линейная перспектива – это точная наука, которая позволяет изображать на предметы плоскости так же, как в натуре. В переводе с латинского термин «перспектива» означает «ясно вижу».
Перед художниками всегда стояла трудная задача: изобразить на двухмерной плоскости картины трехмерное пространство. Однако при работе с натуры рисующий не делает математически точных расчетов, в большей степени полагаются на свой глазомер, то есть применяют свою наблюдательную перспективу. В художественном опыте правильное восприятие и передача пространства играют важнейшую роль. Знание законов перспективы позволяет учащимся создавать реалистические изображения, при этом педагог должен знать, что в творчестве нужно, чтобы теория не перекрывала и не уничтожала чувства, переживания и формируемые образы. Для того, чтобы учащиеся младшего школьного возраста могли грамотно изображать натюрморт, необходимо иметь методически верно построенную систему обучения, использовать специально разработанные педагогом методические материалы к занятиям.
2. Наглядно-методические пособия для занятий изобразительным искусством по теме «Натюрморт»
Натюрморт в школьной программе по изобразительному искусству для учащихся начальной школы встречается достаточно редко. В школьной программе (по Б. М. Неменскому «Изобразительное искусство 1-4 классы») натюрморт изучается в 3 классе (2 урока), по составлению композиции натюрморта по воображению на тему: «Цветы и фрукты» и в 4 классе (2 урока на тему: «Сюжетно-тематический натюрморт с натуры «Полевые цветы»).
Учитель изобразительного искусства должен приложить немалые усилия для того, чтобы дети не только смогли познакомиться с этим жанром, но и воспользоваться натюрмортом, как средством освоения изобразительной грамоты. В соответствии с планом исследования, был организован констатирующий эксперимент с учащимися 3-4 классов
По учебной программе, содержание тем, связанных с натюрмортом, было построено по принципу: «от простого к сложному», т.е. с постепенным усложнением художественной деятельности, а также на принципах систематичности и последовательности, доступности и посильности обучения. Большое разнообразие приемов и методов работы с младшими школьниками позволит наиболее эффективно организовывать работу по изучению натюрморта.
В первую очередь, необходимо было выяснить, какие этапы работы над заданиями, связанными с обучением изображению натюрморта, вызывают у учащихся наибольшие затруднения, и каким образом можно решить эти проблемы, чтобы обучение стало эффективным.
Так, на первом этапе, предстоящем выполнении будущей творческой работы, было важно, чтобы дети четко представляли себе то, что они будут рисовать. Ученики рассказывали вслух о будущей работе. Для этого использовался вопросно-ответный метод, с применением имеющихся у них знаний. Многие учащиеся и в 3, и в 4 классах затруднялись в ответах, для этого им задавались наводящие вопросы, способствующие решению поставленной задачи.
На этапе практической самостоятельной работы учащиеся должны были правильно закомпоновать натюрморт. Отсутствие нагляднометодических пособий вызвало затруднения у большинства учащихся при выполнении заданий. Было принято решение проанализировать эффективность применения различных наглядно-методических пособий. На доске размещались схемы компоновки натюрморта.
Школьники должны были выяснить, с какой целью применяется данный наглядный материал. Дети пришли к выводу, что на доске - правильные и неправильные композиционные схемы построения натюрморта. Аргументируя свой выбор, учащиеся выбирали правильные композиционные схемы. Дети познакомились таким образом с 3 правилами компоновки натюрморта (были продемонстрированы работы студентов, а также репродукции картин художников.
На следующем этапе обучения учащиеся отрабатывали технические умения и приемы при помощи выполнения совместной работы (педагог выполнял рисунок натюрморта у доски (использование метода наглядного показа), а учащиеся его поправляли).
После изучения технологии изображения натюрморта, детям было предложено выполнить по воображению авторский натюрморт на тему: «Грустный или «веселый натюрморт. Рисование натюрморта от учащихся требовало умения предвидеть результат работы, наличие развитого продуктивного воображения, что было мало развито у младших школьников. Чтобы работа не приобрела характер работы «по образцу», детям были предложены наборы элементов для использования в композициях.
Учащиеся вначале выбирали направление формата листа (вертикаль или горизонталь). Затем дети приступали к выбору определенного цвета для заливки акварелью фона, после чего строили натюрморт, с учетом правил компоновки натюрморта. Рисунок выполнялся карандашом и кистью, после чего предметы прорабатывали в цвете, учитывая светотень. На данном уроке к каждому ребенку применялся индивидуальный подход, что помогло скорректировать темпы работы. Для учащихся с хорошей творческой подготовкой были предложены задания опережающего характера (к примеру, задание: выполнить в графике натюрморт «Причудливые вазы», применяя разные заданные геометрические фигуры.
На данном этапе применялся специальный раздаточный материал. Применение отдельных видов наглядно-методических пособий на уроке по изображению натюрморта в 3 классе на тему: «Грустный и веселый натюрморт», показало достижение учащимися ощутимых результатов: основная масса учеников смогла выполнить самостоятельный выбор цветового решения, смогли определять оттенки «теплых» и «холодных», работы учащихся показали наличие чувства соразмерности; пропорциональности, основных графических навыков при изображении объемных предметов простой формы.
При повторении изученного материала учащимся были продемонстрированы учебные пособия - «Перепутанные этапы изображения натюрморта». Учащиеся смогли выяснить правильные методические этапы в последовательности рисования натюрморта.
В двух 4 классах дети изображали натюрморт с натуры, занятия были построены совершенно иначе, так как дети уже были знакомы с этим жанром. На первом этапе, учащимся по фрагментам картин было предложено найти жанр натюрморта. Учащиеся смогли решить поставленную задачу при помощи проблемного метода.
На этапе самостоятельной практической работы учащиеся должны были составить композицию натюрморта на тему «Полевые цветы». При составлении натюрморта, детям были предложены разноплановые подготовительные материалы: фото, рисунки растений, аналоги творческих натюрмортов мастеров искусства.
Натюрморт должен был состоять из трех предметов. Для этого учащимся были предоставлены натурный стол, предметы быта, муляжи овощей, фруктов, искусственные цветы. Совместно с педагогом были обсуждены правила составления натюрморта. Вначале дети отобрали необходимые предметы, выбирали ракурс, для того, чтобы один предмет стал композиционным центром натюрморта, выделяясь по тону и размеру. Его размещали ближе к центру постановки, динамичность придавали при помощи передвижения пятен: вправо или влево.
На первый план в виде акцента при пространственном решении натюрморта положили небольшую сливу, которая отличалась и контрастировала по тону и цвету с вазой и цветами.
Для завершения композиции в постановку добавили драпировки, подчеркнув таким образом, разницу фоном и предметами. Далее педагог вместе с учащимися выяснил последовательность изображения с натуры натюрморта. Учащиеся продумывали компоновку изображения на листе.
При помощи наглядно-методических таблиц учащиеся уяснили, что в постановке натюрморта надо сверху оставлять больше места, чем снизу, при этом предметы в композиции не должны упираться в края листа и, напротив, не должно оставаться большое пустое пространство вокруг мелких предметов. На классной доске педагог применял метод наглядного показа с демонстрацией последовательности линейного построения рисунка натюрморта, уделяя главное внимание определению композиционному решению всей группы предметов натюрморта на листе бумаги. Также на доске были показаны правильная и неправильная компоновки натюрморта. В процессе самостоятельной практической работы младшие школьники приступили к рисованию на листе: был намечен общий характер формы и пропорции предметов, расположение предметов в пространстве.
На следующем этапе была построена конструкция предметов при помощи осевых линий, горизонталей и вертикалей. Используя линейноконструктивный метод изображения, педагог не допускал, чтобы при построении основание одного предмета перекрывало основание другого, то есть дети учились представлял, какой предмет находится ближе, какой – за ним, но главное, они должны располагаться на плоскости стола. На данном этапе при помощи наглядного показа педагог продемонстрировал на доске основные ошибки в построении. П. П. Чистяков писал: «Первое и главное - нужно обратить внимание на план, пункты, к которым прикасается фигура. Например, следки на полу» [2, с. 82].
Здесь же, в линиях, следует наметить и границы света и тени, чтобы потом их не искать на каждом предмете в отдельности. При построении драпировки, вначале определяли ее расположение на горизонтальной и вертикальной плоскости, а потом строили складки. Белая и тонкая ткань на горизонтальной плоскости образовывала выразительные по светотеневой моделировке и пластике складки.
На предметной плоскости были слегка намечены складки драпировки. После этого детально были прорисованы все детали натюрморта, аккуратно убраны линии построения. Когда общий рисунок натюрморта был намечен, верно, проложили тон, приступая к детальной проработке или прорисовке каждого предмета. В качестве живописного материала на выбор предлагалась акварель или гуашь, но некоторые учащиеся применяли смешанный материал и цветные карандаши.
При работе цветом, учащимся было предложено внимательно изучить все оттенки и переходы светотени, все детали формы. Но, при работе над деталью, педагог призывал не забывать ее сравнивать с находящейся рядом.
П.П.Чистяков говорил: «Работать над деталью долго не следует, так как пропадает острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки. Итак, в процессе всей работы, переходя с одного места на другое, держи в глазу всю фигуру, не стремись сразу к общему, а вникай в детали, не бойся первоначальной пестроты, обобщить ее не так трудно, было бы что обобщать» [2, с. 74].
Учащиеся внимательно работали над изображением теней, падающих и собственных, сравнивая их между собой: тенью от яблока и от вазы с цветами. Острая проработка формы позволила сделать работу убедительной и выразительной. Затем в цвете была изображена ваза и яблоко, при этом учитывалась их тональная взаимосвязь между собой. Плоскость стола была написана при учете рефлексов от яблока и вазы с цветами.
На завершающем этапе, дети вместе с учителем внимательно проанализировали общие тоновые отношения объектов натюрморта, выявляя тон драпировки, вазы с цветами, яблока, различные тоновые оттенки этих элементов в тени, на свету, в полутоне, на переднем и дальнем плане.
Педагог помогал учащимся с использованием в качестве примера репродукций творческих работ художников выявить, какую тоновую нагрузку максимально и оптимально должны нести предметы в натюрморте, для того, чтобы отдельные предметы не были очень «черными» по тону и не выпадали из рисунка, сравнивали яркость рефлексов с натурой.
При этом детям объяснялось, что рефлексы не могут быть слишком яркими, тем более спорящими с полутенями или со светом. После выполнения учениками задания работы были представлены на мини-просмотр, при этом детям было предложено самим их сравнить и дать оценку их недостатков и достоинств.
Целью педагога было помочь ученикам выполнить сложную учебную задачу; способствуя формированию у детей уважительного, заинтересованного отношения непосредственно к самому процессу изобразительного искусства. Поэтому при изображении натюрморта детям не были предложены готовые шаблоны, однако предлагался специально подобранный и разработанный методический материал для рисования, который был рассчитан на развивающее обучение.
В результате экспериментальной работы было выяснено, что многие учащиеся рисовали для того, чтобы суметь испытать эстетические чувства от создания собственного художественного произведения. В процессе работы осуществлялся системно – деятельностный подход, направленный на развитие каждого ребенка, на развитие его индивидуальных способностей, позволивший получить необходимые знания и вызвать устойчивый интерес к обучению изобразительному искусству без перегрузки обучающихся. При этом, для «сильных» учеников были разработаны и предложены индивидуальные заданий повышенной сложности (на самостоятельное составление натюрморта, с большей долей поисковой работы и др.).
Проведение уроков изобразительного искусства по теме «Изображение натюрморта» показали, что использование наглядно-методических пособий в большой мере расширяет и обогащает возможности педагога. Сегодня невозможно себе представить современное образование без таблиц, схем, репродукций, применения компьютерных мультимедиа презентаций, видеофильмов, других возможностей информационных технологий. Одним из средств развития творческой активности учащихся и их эстетического воспитания и художественного образования мог бы стать специальный наглядно-методический материал, рассчитанный на конкретный возраст: - репродукции работ художников; - педагогические образцы работ учащихся по теме «Натюрморт» (творческого учебного и плана) Известно, что часто возникают проблемы при объяснении и показе различных приемов в композиции, особенностей художественных средств и приемов.
Большую помощь на занятиях с детьми по теории изобразительного искусства, а также в качестве иллюстративного материала оказывают специально подобранный наглядный материал: фотографии, рисунки, схемы, использование слайд- фильмов, презентации. Задание можно разнообразить, включая возможности коллективной творческой работы по созданию совместной творческой композиции в жанре натюрморта. Так дети на примере данного диплома могут «создать» свой творческий натюрморт на тему «Цирк», «Музыка», «Весенние цветы».
Таким образом, используя традиционные и новейшие технологии, учитель может добиваться максимального эффекта на занятиях по выполнению учащимися творческого натюрморта. В результате проведения эксперимента было достигнуто: -появление устойчивого интереса к изображению натюрморта - успешное овладение правил построения натюрморта; - развитие мелкой моторики руки учащихся; - достаточно высокий уровень самостоятельного выполнения работ. Таким образом, в данном исследовании было определено, что необходимо применять специальные принципы, формы и методы в процессе обучения изображению натюрморта младших школьников, а также на данных занятиях целесообразно применять отобранные и разработанные педагогом наглядно-методические пособия по темам.
Вывод:
1. В процессе обучения изобразительному искусству учащихся младших классов натюрморт играет огромную роль: с его помощью дети осваивают азу изобразительной грамоты, формируются их эстетические чувства, творческие способности, развиваются познавательные интересы, активность, самостоятельность;
2. В начальной школе детей знакомят с натюрмортами, написанными разными художниками, творческими, сюжетно-тематическими, декоративными и реалистическими, разными по характеру и по манере исполнения, но кроме знакомства с этим жанром, учащихся необходимо обучить основам изображения натюрморта, для чего требуется определенная методика;
3. Существуют специальные правила составления учебного натюрморта, кроме того, была выработана методическая последовательность работы над натюрмортом от компоновки, конструктивного построения, с последующей обработкой основных элементов, их детализации и обобщения изображения;
4. Для доказательства выдвинутой гипотезы был проведен педагогический эксперимент с учащимися 3-4 классов, который показал состоятельность и эффективность предложенных мер педагогического воздействия и необходимость применения специально разработанных наглядно-методических пособий при изучении особенностей изображения натюрморта младшими школьниками.
Библиографический список
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1984.
2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. - Москва: Просвещение, 1993.
3. Алпатов М. Композиция в живописи– М, 1970.
4. Беда, Г.В. Живопись: уч. пособие для студентов пед. ин-тов, Просвещение, 1986,
5. Болотин И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М., 1989 Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя:-М, Просвещение, 1980,
6. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве - М.;1972,
7. Виппер Б.Р. Проблема натюрморта. Казань, 1992,
8. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/ Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. - Москва: Просвещение, 1968.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- Москва: Просвещение, 1991.
10.Выготский, Л.С. Психология искусства: под ред. М.Г.Ярошевского, - М.: Педагогика, 1987,
11.Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. - Художник; 6. 1984.
12.Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. - Москва: Учебная литература, 1998.
13.Гренберг, Ю.И. Технология станковой живописи. – М.: Изобразительное искусство, 1982.
14.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - Москва: Педагогика, 1989.
15.Зайцев, А. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986.
16.Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи - Советский художник. 57.
17.Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись», Москва, 2000 год.
18.Ковалев А.Г. Психология личности. - 3-е издание - Москва: Просвещение, 1970.
19.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - Москва: Столетие, 1994.
20.Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - Москва: Столетие, 1998.
21.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - Москва: Просвещение, 1981.
22.Костерин Н.П. Учебное рисование. - Москва: Просвещение, 1984.
23.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. М.: Агар, 1998.
24.Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - 2-е издание. - Москва: Просвещение, 1981.
25.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей.– Изд 2-е доп.иперераб. – М.: Просвещение, 1997.
26.Кузин В.С. Психология. - 2-е издание. - Москва: Высшая школа, 1982.
27.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - Москва: Просвещение, 1984.
28.Кузнецов Ю.И. Западноевропейский натюрморт. - М.: Сов. художник, 1966.
29.Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника. - Москва: Просвещение, 1977.
30.Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - Москва: Просвещение, 1983.
31.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие / Под редакцией Т.С.Комаровой. - 2-е издание, доработанное. - Москва: Просвещение, 1985. 58.
32.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - Москва: Педагогика,1981.
33.Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца XIX - начала XX веков - Искусство.; - М.; 1991.
34.Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1 - 4 классы. - Москва: Просвещение, 1991.
35.Обучение в первом классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной школы. - Москва: Просвещение, 1986.
36.Обучение во втором классе: Пособие для учителей 1 - 4 классов начальной школы. - Москва: Просвещение, 1987.
37.Обучение в третьем классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной школы. - Москва: Просвещение, 1988.
38.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом - Просвещение, 1982.
39.Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX начала XX в. - М.: Искусство, 1970.
40.Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. для ст-тов худ-граф. факультетов. пед. ин-тов, - 3-е изд., доп. и перераб.. – М.: АТАР, 1998.