Библиографическое описание:
Ткаченко О.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА // Современная начальная школа. 2022. № 11 (42). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/42.zip.
В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, и интерес детей к чтению не исключение. Зачастую в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми, общениями в соцсетях. Поэтому вопрос формирования читательской грамотности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.
Перед начальной школой стоит сложная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.;
- не могут делать выводы на основе прочитанного.
В 6 – 7 лет, интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
Первоклассники проходят подготовительный этап формирования читательской компетентности.
Это этап обучения детей читательской азбуке. На нём дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
Во 2 полугодии начинается непосредственная работа с текстом.
Для этого я использую тексты, где некоторые слова заменены картинкой. После прочтения текста ребята отвечают на вопросы по содержанию, что помогает мне определить степень усвоения и понимания текста детьми.
Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности все же являются уроки литературного чтения.
На уроках чтения важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей.
В ходе бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.
На подготовительном этапе развития читательской компетентности особое внимание также уделяется самостоятельной работе учащихся с детскими книгами. При этом механизм читательской деятельности школьников зависит от взрослого читателя.
Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:
1. Речевая разминка (чистоговорки, скороговорки).
2. Анаграммы (методика развития техники чтения по системе В. Б. Эдигей).
3. Жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе И. Т. Федоренко.
4. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.
С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:
· «Цепочки слов»,
· «Слог и слово»,
· «Кто больше?»,
· «Задом наперёд»;
· «Подскажи словечко».
Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:
· наглядные пособия;
· демонстрационные картины;
· учебные таблицы,
· иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;
· книги;
· электронные презентации.
Читательская грамотность обучающихся в начальной школе, в том числе определяется техникой чтения.
Техника чтения - это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность, метапредметное умение (это умение учиться: работать с текстом, умение задавать вопросы, уметь выделять главное).
Приёмы повышения техники чтения.
Приём «Пол-арбуза»
1 вариант.Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем.
2 вариант. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.
Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Таблица Шульте
Использовала для читающих детей.
Таблицы Шульте — случайно расположенные числа для тренировки скоростного их нахождения по – порядку. Обычно применяют для исследования, тренировки, развития темпа восприятия визуальной информации, в то числе скорости зрительных ориентировочных движений. Ориентировочные глазные движения являются основой быстрого чтения. Также, позволяют увеличить поле зрения читателя. Широкое поле зрения значительно сокращает время поиска информативных фрагментов текстов.
Работа с таблицей Шультe тренирует объемное внимание. Важно – не отыскать цифры, главное – при концентрации взгляда в центр таблицы ясно видеть одномоментно с центральной цифрой верхние левую и правую, а так же нижние левую и правую цифры.
При регулярном использовании Таблицами Шульте, расширяется периферийное зрение и это позволяет увеличить скорость чтения как за счет анализа большего поля читаемого текста, так и за счет освоения одномоментного режима распознавания печатных символов.
Также, этот приём можно использовать на уроках математики.
Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации, художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения — словом, любой источник, который можно осмыслить. Для этого можно использовать различные готовые рабочие тетради, например, «Работа с информацией», «Чтение с увлечением», «Смысловое чтение».
Эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.
2. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.
3. Дусавицкий А.К.Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. – 4-е изд. – М.: Вита-пресс, 2012.
Ткаченко О.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА // Современная начальная школа. 2022. № 11 (42). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/42.zip.
В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, и интерес детей к чтению не исключение. Зачастую в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми, общениями в соцсетях. Поэтому вопрос формирования читательской грамотности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.
Перед начальной школой стоит сложная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.;
- не могут делать выводы на основе прочитанного.
В 6 – 7 лет, интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
Первоклассники проходят подготовительный этап формирования читательской компетентности.
Это этап обучения детей читательской азбуке. На нём дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
Во 2 полугодии начинается непосредственная работа с текстом.
Для этого я использую тексты, где некоторые слова заменены картинкой. После прочтения текста ребята отвечают на вопросы по содержанию, что помогает мне определить степень усвоения и понимания текста детьми.
Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности все же являются уроки литературного чтения.
На уроках чтения важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей.
В ходе бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.
На подготовительном этапе развития читательской компетентности особое внимание также уделяется самостоятельной работе учащихся с детскими книгами. При этом механизм читательской деятельности школьников зависит от взрослого читателя.
Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:
1. Речевая разминка (чистоговорки, скороговорки).
2. Анаграммы (методика развития техники чтения по системе В. Б. Эдигей).
3. Жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе И. Т. Федоренко.
4. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.
С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:
· «Цепочки слов»,
· «Слог и слово»,
· «Кто больше?»,
· «Задом наперёд»;
· «Подскажи словечко».
Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:
· наглядные пособия;
· демонстрационные картины;
· учебные таблицы,
· иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;
· книги;
· электронные презентации.
Читательская грамотность обучающихся в начальной школе, в том числе определяется техникой чтения.
Техника чтения - это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность, метапредметное умение (это умение учиться: работать с текстом, умение задавать вопросы, уметь выделять главное).
Приёмы повышения техники чтения.
Приём «Пол-арбуза»
1 вариант.Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем.
2 вариант. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.
Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Таблица Шульте
Использовала для читающих детей.
Таблицы Шульте — случайно расположенные числа для тренировки скоростного их нахождения по – порядку. Обычно применяют для исследования, тренировки, развития темпа восприятия визуальной информации, в то числе скорости зрительных ориентировочных движений. Ориентировочные глазные движения являются основой быстрого чтения. Также, позволяют увеличить поле зрения читателя. Широкое поле зрения значительно сокращает время поиска информативных фрагментов текстов.
Работа с таблицей Шультe тренирует объемное внимание. Важно – не отыскать цифры, главное – при концентрации взгляда в центр таблицы ясно видеть одномоментно с центральной цифрой верхние левую и правую, а так же нижние левую и правую цифры.
При регулярном использовании Таблицами Шульте, расширяется периферийное зрение и это позволяет увеличить скорость чтения как за счет анализа большего поля читаемого текста, так и за счет освоения одномоментного режима распознавания печатных символов.
Также, этот приём можно использовать на уроках математики.
Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации, художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения — словом, любой источник, который можно осмыслить. Для этого можно использовать различные готовые рабочие тетради, например, «Работа с информацией», «Чтение с увлечением», «Смысловое чтение».
Эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.
2. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.
3. Дусавицкий А.К.Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. – 4-е изд. – М.: Вита-пресс, 2012.