Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Панина О.С. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ ПО ТЕМЕ «СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ» (4 КЛАСС)

Панина Ольга Сергеевна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Красное, Липецкая область, Краснинский район, с. Красное

Библиографическое описание: Панина О.С. Конспект урока по ОРКСЭ по теме «Светлый праздник Пасхи» (4 класс) // Современная начальная школа. 2020. № 5. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/05.pdf.

Цель: формирование отношения к Пасхе как к главному Православному празднику; развивать умения сравнивать, классифицировать, анализировать полученную информацию; воспитывать духовные качества личности ребёнка.

Личностные: приобщение к традициям празднования православного праздника.

Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные: осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Средства обучения: учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры», мультимедийная презентация.

Ход урока

I Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня мы будем работать в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группе (приложение 1)

Прием «Развивающий канон»

На доске таблички «Весна», «Праздник», «Яйцо»

- Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях.

- Найдите четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

- О каком православном празднике сегодня будем говорить?

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

1. Проведение теста. (приложение 2)

Тест о празднике (провожу в начале и в конце урока.)

роверка теста.

-Почему вы ответили неправильно?

-Где будем искать ответы на вопросы?



- Что вы знаете об этом празднике?

- Прочитайте внимательно тест и письменно ответьте на вопросы.

2. Проверка теста с помощью сервиса Plickers

III Выявление места и причины затруднения

1. Проверка теста (ошибки не исправляем)

- Почему вы ответили неправильно?

- Где будем искать ответы на вопросы?

- В конце урока мы еще раз вернёмся к этому тесту, посмотрим, какие будут ваши ответы.

IV Построение проекта выхода из затруднения

1. Составление цели и задач урока учениками

- Какие цели и задачи урока поставим?

- Как вы понимаете это слово?

- Какие словосочетания вы можете составить?

2. Работа с толковым словарём С. И. Ожегова (работа в парах)

3. Чтение статьи «Это интересно» (приложение 3)

- Почему Пасха отмечается в разные даты?

- На какой период приходится празднование Воскресения Христова?

- Когда православные христиане отмечают этот праздник?

V Реализация построенного проекта

Работа с учебником стр.28-29

- Пасха - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.

- Как этот праздник связан с жизнью Иисуса Христа?

- Что значит Христос Воскрес?

Чтобы ответить на эти вопросы, прочитайте учебник стр. 28-29 с пометками.

Чтение текста с пометками (INSERT) (приложение 4)

VI Первичное закрепление во внешней речи

Расскажите, что вы уже знали?

Что является новым для вас?

Что вы думали иначе?

В чем вы не разобрались?

Какие вопросы у вас возникли?

Демонстрация иконы «Воскресение Христово»

Дети рассматривают икону под руководством учителя.

Особое внимание обращается на лица и краски.

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Работа в группах.

Прочитайте учебник стр. 29-31 и найдите ответы на вопросы.

1 группа

1. Что означает слово «пасха» с древнееврейского языка?

2. Как вы понимаете эти слова?

3. Как в храмах отмечают этот праздник?

2 группа

1. Как люди приветствуют друг другу на Пасху?

2. Что является главным подарком и почему?

3. Почему в день Пасхи не надо ездить на кладбище?

3 группа

1. Что такое христианский пост?

2. Сколько дней празднуют Пасху?

3. Что доступно для каждого человека в первые семь дней Пасхи?

Вопросы ответы для каждой группы вынесены на доску.

Проверка. (Учитель дополняет ответы детей.)

- Сейчас вы прослушаете пасхальный Благовест, это праздничный колокольный звон (видео).

VIII Рефлексия учебной деятельности

1. Тест о празднике (провожу в начале и в конце урока.)

Проверка, сравниваем ответы в начале урока и в конце урока.

2. Работа с таблицей

«Знаю – Узнал – Хочу узнать – (ЗУХ) (приложение 5)

- Оцените себя самостоятельно, учитывая, как вы поняли новый материал, и покажите мне цветом, как вы поняли тему.

- Если все было понятно и урок понравился – положите на тарелку красное яичко, а если что-то чуть-чуть не поняли и на уроке было не очень интересно – желтое яичко (мультимедийный проектор).

IX Итог урока

Приложение 1. Правила работы группы

1. Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Приложение 2. Тест о празднике

1. С каким событием связан праздник Пасхи?

Окончание зимы

Христос воскрес из мертвых.

С весенним праздником мая.

2. Почему Христа называют Спасителем?

Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа.

Он спас всех грешников.

Он спас людей от природных катастроф.

3. Сколько дней длиться этот праздник?

Месяц

Неделя

40 дней

4. Какой день недели называют малой Пасхой?

Среда

Понедельник

Воскресенье

Приложение 3. Статья «Это интересно»

Пасха не закреплена за какой-то определённой датой, так как она наступает по лунно-солнечному календарю. Празднование Воскресения Христова приходится на период с 7 апреля по 8 мая.

Как вычисляется дата православной Пасхи? Православные христиане празднуют Пасху в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, последовавшего после дня весеннего равноденствия. День весеннего равноденствия всегда выпадает на 21 марта. А дата полнолуния же зависит от фазы Луны, именно поэтому праздник является переходящим. Символика такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света. После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в полнолуние самая светлая. Как оживший мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.



Приложение 4

V

+

-

?

Я это знал

Новое для меня

Я думал иначе

Интересно

Непонятно

Нужно разобраться



Приложение 5

З

Что я знаю?

У

Что я узнал?

Х

Что я хочу узнать?

Как отмечают этот праздник

Что такое Пасха.

Почему Пасха отмечается в разные даты

Как этот праздник связан с жизнью Иисуса Христа.

Что значит Христос Воскрес.

Как отмечают этот праздник православные христиане в других странах?

(домашнее задание)



Библиографический список

1. Амелин, Ю. Н. Церковные праздники и обряды [Текст]. - Ростов н/ Д.: Феникс, 2002. - 319 с.

2. Андреев, А. П. Русская традиция / А.П. Андреев, А.И. Селиванов. - М.: Алгоритм, 2004. 320 c.