Высшая школа делового администрирования
Конференции
Сентябрь 2023

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Левшина Надежда Петровна
воспитатель
Пономаренко Людмила Валентиновна
воспитатель
Люлина Юлия Федоровна
старший воспитатель
МБДОУ д/с № 40, г. Белгород

Современный мир – мир быстрого развития технического прогресса и информатизации. Условия современной жизни быстро меняются и человек должен также быстро уметь перестраиваться и успевать за развитием технического прогресса. Современному человеку уже недостаточно владеть какими - то определенными знаниями, чтобы быть успешным. Ему нужно уметь добывать необходимые знания самому, оперировать ими, самостоятельно и творчески мыслить и находить применение своим знаниям.

Это умение необходимо формировать с раннего возраста.

Дети дошкольники – прирожденные исследователи. Они очень любознательны и постоянно стремятся к эксперименту, желая самостоятельно находить решение в той или иной ситуации и узнать об окружающем его мире как можно больше.

В повседневной жизни дети часто экспериментируют с различными предметами: наблюдают за теми или иными объектами, пробуют на вкус, выполняют какие-то действия и наблюдают, что происходит. Ребенок таким образом самостоятельно познает мир и приходит к определенным выводам. Задача педагогов – активно помогать детям, целенаправленно развивать у детей познавательный интерес.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют детям познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментирование – эффективный метод познания явлений и закономерностей окружающего мира.

Основной целью экспериментальной работы с дошкольниками является развитие их познавательной активности и исследовательских умений, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Основными задачами, которые решаются в ходе экспериментальной деятельности с детьми являются:

- расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка глины, воздуха, развитие математических представлений, представлений о явлениях живой и неживой природы и т. д.);

- развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.);

- развитие умственных способностей (умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы);

- формирование у детей способов познания путем сенсорного анализа;

- развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции;

- развитие умений работать в коллективе и организовывать работу друг с другом, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;

- способствовать развитию уверенности детей в себе, осознания роста своих достижений, чувств собственного достоинства.

Достигать цели и решать поставленные задачи нужно с создания предметно-пространственной среды – создания мини-лаборатории, уголка экспериментирования, в которых находится:

Оборудование для исследовательской деятельности:

различные емкости, мерные ложки, ситечки, воронки разного размера, перчатки, пипетки, пластиковые шприцы без игл, резиновые груши разного размера, пластиковые и резиновые трубочки, деревянные палочки, лопаточки, шпатели, пластиковые контейнеры, рулетка, линейка, весы, компас, песочные часы, фонарик, свечи, термометр, цветные прозрачные стеклышки, лупы, зеркала, магниты и т. д.;

Карточки-схемы для самостоятельной исследовательской деятельности;

Материалы для проведения исследования:

пищевые материалы (сахар, соль, мука, чай, кофе и т. т.);

растворимые ароматические вещества: соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн и т. д.;

природные материалы6 камешки, веточки, песок, глина, почва, мел, семена, шишки, желуди, перья, ракушки и т. д.;

бросовый материал: кусочки ткани, меха, поролон, нитки, салфетки, вата, бумага разной фактуры и цвета и т. д.;

Правила безопасности:

работа под наблюдением взрослого;

сначала спроси – потом экспериментируй;

все вещества для исследования брать только ложкой;

не трогать глаза грязными руками;

не брать ничего в рот.

Картотека опытов и экспериментов (по блокам):

опыты с водой;

опыты со снегом;

опыты с растениями;

опыты с веществами и материалами;

опыты с воздухом;

игры-фокусы.

Для того, чтобы реализовать принцип работы с детьми «от простого к сложному» необходимо составлять перспективный план работы по каждому блоку.

Во время проведения наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы детям нужно объяснить, что необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему яэто делаю именно так, а не иначе, зачем яэто делаю, что хочу узнать и что получить в результате.

Педагог, во время проведения таких игр-экспериментов, должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

После проведения игр–экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Детей интересует всё, а взрослому не всегда нужно торопиться с ответами, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. Дети усваивают все прочно и надолго, когда слышат, видят и делают сами.

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» (С.Л. Рубинштейн)

Задача педагога научить дошкольников связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.

Список использованной литературы

1. Власова Н.Г. Игры - экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ. // Информационно - методический и научно - педагогический журнал.-Приложение № 4, 2001-24-36.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников //О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с. (серия «Вместе с детьми).

3. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М: ТЦ Сфера, 2004. - 224 с.

4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.-80 с.

5. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 231 с.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. /Под ред. Л.Н. Прохоровой-М.: АРКТИ,2003.- 64 с.

7. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. - №4. - С. 29-34.

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 128 с.