Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Силаева И.В. ПРОГРАММА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕ-ЛЕЙ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАДЕЖДЫ»

Библиографическое описание: Силаева И.В. Программа методического сопровождения молодых учителей «Педагогические надежды» // Современная начальная школа. 2020. № 3. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/03.pdf.

Название: Программа методического сопровождения молодых учителей «Педагогические надежды».

Нормативно-правовые основания для разработки Программы:

• Конституция Российской Федерации;

• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена 04.02.2010г.);

• Приоритетный национальный проект «Образование»;

• Устав школы.

Участники реализации:

• молодые учителя, начинающие педагоги;

• администрация школы;

• педагоги-наставники.

Сроки реализации: Программа рассчитана на срок 3 года и предусматривает систематическое внесение дополнений, изменений, коррекцию в зависимости от изменяющихся условий деятельности.

Цель: Создание условий для успешной адаптации и развития профессиональной компетентности молодых учителей и начинающих педагогов.

Задачи:

• диагностика уровня профессиональной компетентности молодых специалистов;

• создание условий, обеспечивающих осознанную потребность молодого педагога в непрерывном профессиональном образовании, предполагающую рефлексивный самоанализ деятельности, освоение способов самообразования и саморазвития;

• оказание методической помощи в организации образовательного процесса;

• оказание методической поддержки молодым специалистам в инновационной деятельности;

• создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методи-ческих, творческих потребностей молодых педагогов;

• разработка системы мероприятий по усилению ответственности молодых специалистов за результаты своей профессиональной деятельности;

• создание информационного банка данных молодых специалистов;

• создание системы мониторинга результативности методического сопровождения молодых специалистов;

• развитие профессионального сообщества молодых педагогов.

Ожидаемые результаты

• успешная адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении;

• осознанная потребность молодых педагогов в непрерывном профессиональном образовании;

• развитие профессиональной компетентности и педагогического мастерства молодых педагогов;

• повышение эффективности образовательного процесса в образовательном учреждении.

Краткое содержание

Основная идея Программы заключается в индивидуализации процесса профессионального становления молодых педагогов посредством методического сопровождения. Индивидуализация образования предполагает переход на субъект-субъектные отношения, предоставление педагогу права и возможности продвижения по индивидуальному образовательному маршруту. Индивидуальный подход предполагает управление молодыми педагогами, организацию их методического самообразования с учетом индивидуальных особенностей личности педагога.

I. Пояснительная записка

Начинающий учитель требует к себе особого внимания со стороны администрации и педагогического коллектива. Перед руководителем образовательного учреждения встала проблема создания условий для их адаптации и закрепления в школе, перспектив профессионального роста, осуществляемого через непрерывную профессионального роста, осуществляемую через непрерывную профессиональную учёбу, которую призвана обеспечить методическая служба.

Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель с опытом, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях перехода школы на ФГОСы 2-го поколения эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают.

Точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность учителя, профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь. Необходимо создать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Программа «Педагогические надежды» является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.

Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения в школе стали интерактивные формы: интерактивные лекции, мастер-классы, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты, открытые уроки, защита методических разработок.

Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесет максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы ее будут связаны с проблемами начинающих педагогов. Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательны на каждом этапе деятельности школы. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.

Цель программы: Создание условий для успешной адаптации и развития профессиональной компетентности молодых учителей и начинающих педагогов.

Задачи программы:

1. Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.

2.Оказание методической помощи в организации образовательного процесса;

3.Оказание методической поддержки молодым специалистам в инновационной деятельности;

4.Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.

5. Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.

6. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

7.Разработка системы мероприятий по усилению ответственности молодых специалистов за результаты своей профессиональной деятельности;

8.Создание системы мониторинга результативности методического сопровождения молодых специалистов;

9.Развитие профессионального сообщества молодых педагогов.

Функции:

обучающая ориентирована на углубление знаний и развитие навыков молодыхспециалистов в системе непрерывного профессионального образования, необходимых для развития их профессиональной компетентности;

консультационная предполагает оказание помощи молодому педагогу в решенииконкретной методической проблемы через указание на возможные способы её преодоления или актуализацию дополнительных способностей молодого специалиста;

диагностическая направлена на выявление профессиональных затруднений молодогопедагога;

психологическая помощь молодому специалисту в преодолении различного видатрудностей и барьеров, препятствующих успешному осуществлению профессиональной деятельности;

коррекционная направлена на изменение модели практической деятельности,реализуемой молодым специалистом, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок;

адаптационная обеспечивает согласование ожиданий и возможностей молодогопедагога с требованиями профессионального сообщества, потребностей конкретного образовательного учреждения и меняющимися условиями профессиональной деятельности;

информационная предоставление молодым специалистам необходимой информации по основным направлениям модернизации системы образования, образовательным и воспитательным программам, инновационным педагогическим технологиям;

проектная связана с обучением педагога экспертизе учебных программ и пособий,образовательных технологий;

направляющая способствует установлению гуманистических отношений междумолодым педагогом и обучающимися.

Направления работы:

1. Диагностика затруднений в деятельности молодых учителей, их профессионального уровня, выявления коммуникабельности, уровня педагогического сотрудничества в процессе обучения.

1. первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта молодого специалиста.

2. Просветительская деятельность.

Работа по Программе «Педагогические надежды» – составная часть методической службы. Руководители методических объединений и учителя наставники участвуют в вовлечении молодых специалистов в систему работы школы.

Проведение методических педагогических семинаров, в которых

- организуется обзор новинок методической литературы,

- проходит ознакомление с системой деятельности педагогов-новаторов,

- проводится систематизация опыта педагогов ОУ.

Молодому педагогу предлагаются различного рода разработки и памятки, тесты и анкеты.

Молодые специалисты вовлекаются также в организацию и проведение предметных недель, внеклассную работу, организацию и проведение олимпиад, различных тематических конкурсов.

3. Оказание практической помощи в работе с документацией, при составлении рабочих программ, планировании урока и т.д.

План работы включает:

-создание оптимальных условий для успешной работы;

-проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами;

-оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе

предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;

-проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем.

4. Организация наставничества.

Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.

Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.

Сроки реализации: 2018-2020 гг.

Программа рассчитана на срок 3 года и предусматривает систематическое внесение дополнений, изменений, коррекцию в зависимости от изменяющихся условий деятельности.

Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года.

II. Этапы реализации Программы

Диагностический – выявление уровня профессиональной компетентности молодых специалистов;

Мотивационный – формирование мотивации молодых педагогов для осуществления непрерывного профессионального образования, построение индивидуального образовательного маршрута педагога;

Когнитивный – оказание индивидуальной, адресной методической помощи молодым специалистам;

Регулятивно-оценочный – формирование аналитических умений, выявление роста потенциальных возможностей молодых специалистов, выявление профессиональных затруднений;

Личностно ориентированный –выбор методической темы для самообразования молодых педагогов;

Деятельностный –активная деятельность молодых специалистов по выбраннойметодической теме (самостоятельный творческий поиск); Итогово-аналитический –результативность методического сопровождения молодыхспециалистов по развитию профессиональной компетентности.

Условия реализации Программы

-разработка и реализация системы мероприятий по развитию наставничества и методическому сопровождению (адаптации, обучению, развитию) молодых специалистов;

-создание психологически комфортных условий для работы молодых педагогов;

-создание условий для творческой работы и развития профессиональной компетентности молодых специалистов через систему непрерывного профессионального образования;

-разработка модели эффективной системы методического сопровождения в организации экспериментальной и инновационной деятельности молодых специалистов;

-обеспечение в системе методической поддержки условий для индивидуального методического сопровождения молодых педагогов в процессе информатизации образования;

-создание условий для развития и успешного функционирования профессионального

сообщества молодых специалистов на муниципальном уровне.

III. Механизм реализации Программы

Программа реализуется на школьном уровне и содержит следующие формы научно-методического сопровождения молодых специалистов:

1. Организация наставничества

Одной из важнейших задач школьной методического кабинета является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы наставничества.

В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе "Я – концепции". Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации

2.Оказание методической помощи в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута молодого педагога, который определяется в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из ряда факторов, в том числе характера образовательных запросов и интересов молодого специалиста, уровня его профессиональной компетентности, конкретных достижений, сильных и слабых сторон. Маршрут может иметь теоретическую или практическую направленность, реализовываться как в рамках образовательного учреждения, так и вне его. Важный компонент индивидуального образовательного маршрута – «контрольные пункты» его прохождения, обеспечивающие оценку и самооценку успешности работы. Это могут быть:

-консультация с наставником молодого педагога;

-ведение дневника индивидуального образовательного маршрута; -выступления на заседаниях методических объединений; -проведение открытых уроков (занятий, мероприятий);

-защита методических или дидактических материалов, подготовка статей для публикации в профессиональных изданиях, размещение материалов на электронных образовательных ресурсах и др.

-участие в конкурсах.

3. Организация консультаций по возникающим вопросам со специалистами Управления образования администрации Верхнекетского района, работа Клуба молодого учителя.

4. Посещение и анализ (самоанализ) уроков (занятий, мероприятий).

5. Методическая помощь в подготовке к профессиональным конкурсам, фестивалям педагогического мастерства, акциям, проводимым как на уровне школы, так и на муниципальном, областном уровнях.

6. Организация обратной связи, которая может осуществляться в следующих формах:

-индивидуальное и групповое собеседование с молодыми специалистами;

-предоставление молодым педагогам возможности выступления на семинарах, «круглых столах», конференциях и других мероприятиях;

-анкетирование молодых специалистов.

7.Диагностика профессиональных затруднений молодых педагогов, которые могут быть:

-общепедагогическими;

-психолого-педагогическими;

-методическими;

-научно-теоретическими;

-организационными.

8.Диагностика профессиональных затруднений осуществляется по результатам: -собеседования с молодым специалистом; -анкетирования учащихся;

-анализа уроков, планирования, журнала, диагностических работ учащихся и т.п.

IV. Планируемые результаты Программы:

1) подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя;

2) совершенствование системы методической работы;

3) повышение качества образования;

4) повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

Индикативные показатели Программы:

1) умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование;

2) овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;

3) умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу;

4) умение проектировать воспитательную систему;

5) умение индивидуально работать с детьми;

6) овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;

7) становление молодого учителя как учителя-профессионала;

8) повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.

V. Формы самообразовательной деятельности учителя по программе:

-курсы повышения квалификации;

-обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;

-подготовка к аттестации;

-научно-практические конференции;

-обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях; -освоение современных технологий образования и воспитания;

-теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и личностно-профессионального развития учителя;

-обсуждение проблем самообразования и повышения качества образования на заседаниях методических советов, методических объединениях учителей;

-работа методических объединений;

-проведение самоанализа деятельности учителя за год, рефлексия своего опыта.

VI. Методическое содержание



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ



ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Всего, часы

1.

Изучение нормативно-правовой базы школы

2

2.

Закономерности и принципы дидактики

2

3.

Педагогика творчества

2

4.

Педагогическая культура и этика

2

5.

Организация системы работы с родителями

2

6.

Алгоритм подготовки и проведения открытого занятия

2

7.

Технология педагогического портфолио

2

8.

Воспитательная деятельность в объединении.

2

9.

Основы конструктивного общения в педагогическом коллективе

2

10.

Роль педагога в детском коллективе

2

11.

Формы и методы диагностики в образовании

2



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1.

Использование информационно-коммуникационных технологий в

2

работе педагогических работников

2.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

2

3.

Игровые методы обучения

2

4.

Педагогическое проектирование в учреждении дополнительного

2

образования

5.

Современные технологии проведения занятий в УДО

2

6.

Современные приёмы и формы работы с родителями

2

7.

Воспитание в образовательном процессе

2

8.

Методика организации воспитательной работы в объединении в

2

каникулярное время

9.

Пути управления конфликтной ситуацией в детском коллективе

2

10.

Психологическое сопровождение образовательного процесса

2



11.

Мониторинг образовательного и воспитательного процессов

2



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ



ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Всего, ч

1.

Использование современных информационно-коммуникационных

2

технологий в конструировании занятий

2.

Структура написания самоанализа

2

3.

Структура интегрированного занятия

2

4.

Особенности организации опытно-экспериментальной работы в ОУ

2

5.

Использование в практике современных педагогических технологий

2

6.

Технология изучения и обобщения педагогического опыты

2

7.

Современные технологии воспитания. Авторские воспитательные

2

системы.

8.

Системный подход к организации работы с родителями

2

9.

Особенности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной

2

ситуации. Особенности работы с одаренными детьми.

10.

Профессиональные кризисы: как их распознать и предотвратить.

2

11.

Система использования педагогических диагностических методик в

2

образовательном процессе





Занятия проходят по плану-графику 2 раза в месяц

VI. Ожидаемые результаты:

Работа в рамках Программы «Педагогические надежды» дает возможность молодым специалистам повысить свой профессиональный уровень. Как показала практика, после трех-четырех лет работы начинающий педагогический работник способен самостоятельно выстроить свой педагогический профессиональный путь, пройти успешно аттестацию, требующую высокого уровня развития профессиональной компетентности. Ожидаемые результаты работы:

- Профессиональная и психологическая адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении;

- Результативное участие молодых педагогов в разноуровневых методических мероприятиях;

- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

- Разработка портфолио для прохождения процедуры аттестации;

- Готовность молодых учителей работать в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

Параметры

Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

1) вхождение в профессиональное образовательное пространство,

2) профессиональное самоопределение,

3) творческая самореализация,

4) проектирование профессиональной карьеры,

5) вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.

6) самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Библиографический список

1. Бородина И.Н. Роль методических объединений в повышении методического мастерства и профессиональной компетентности педагогов. // Фестиваль открытых уроков/администрирование школы.

2. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога.

3. Волков В.Н. Организация работы методических объединений (кафедр) и творческих групп учителей.

4. Пекарских Н.И. Управление инновационной деятельностью педагогов – Томск.

Сведения об авторе

Силаева Инга Владимировна, учитель начальных классов, педагог наставник, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Степановская средняя общеобразовательная школа", Россия, Томская область, Верхнекетский район, п. Степановка.