Высшая школа делового администрирования
Click to order
Публикации
2021 (№ 17-31)

Шевчук В.С. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Шевчук В.С. Проектная деятельность как условие формирования информационной культуры младших школьников // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.

Важнейшее качество человека в современном динамично меняющемся обществе - это умение работать с информацией и самостоятельно приобретать знания. Федеральные государственные стандарты второго поколения обращают внимание на то, что выпускник начальной школы должен уметь искать информацию, систематизировать, сравнивать и преобразовывать ее. Таким образом, формирование образовательных и информационных навыков, то есть умения извлекать информацию из различных источников, является важнейшим условием соответствия образовательного процесса современным требованиям.

Изначально идеи о проекте возникали в таких видах работ, как архитектура и строительство, инженерия, а позже - в сферах, где дошел до аспекта трансформации, эффективного практического действия, и, как правило, ограниченного относительно конкретным сроком исполнения. передние. Сегодня слово «проект» используется очень широко. Сложно назвать область, где бы он не применялся. Под проектом понимается воплощение некой идеи – художественно-театральной, научной. Проект становится способом управления, способом ритмизации процессов, происходящих в реальной практике.

В научно-методической литературе существует несколько терминов, относящихся к понятию «проект». Итак, есть термины: «проектная деятельность», «культура проекта», «компетенция проекта», «проект», «метод проекта», «обучение проекта», «задача проекта».

Кроме того, применительно к образованию смешаны такие понятия, как проект (дизайн) в образовании и проектная деятельность (умение) школьников. По словам К.Н. Поливановой, наиболее часто употребляемый термин «образовательный проект» остается самым непонятным, поскольку это и проект, осуществляемый школьниками, и трансформация педагогической деятельности учителя, и существенные изменения в сфере образования в целом.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что формирование информационной культуры младших школьников посредством проектной деятельности – это не только процесс совершенствования информационных знаний и умений учащегося, но и особенности его информационное мировоззрение, информационные вкусы и потребности, его готовность относиться к информации избирательно, в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями человеческого общества. Неотъемлемой частью информационной культуры личности, с точки зрения многих исследователей, является информационная грамотность. Основа информационной грамотности – информационные навыки (поисковые и аналитические).

Интерес к работе с информационными ресурсами проявляется в стремлении школьника искать необходимую информацию, используя все доступные источники; при наличии избирательного отношения учащегося к информации в соответствии с определенными потребностями и предпочтениями; в независимости суждений, в умении формулировать и отстаивать свою точку зрения на найденную информацию.

Проектная деятельность строится как серия взаимосвязанных проектов, возникающих из определенных жизненных задач. Поэтому, прежде чем описывать проектную деятельность школьников, необходимо остановиться на понятии «проект».

Также есть нюансы в использовании слов. Проектом можно назвать представленную аудитории идею (например, архитектурный проект, воплощенный в чертеже или макете, или бизнес-проект – сформулированная идея действия в деловой сфере). Проектом также можно назвать последовательность шагов от идеи до реализации, которая заканчивается получением определенного продукта. Во избежание недоразумений К.Н. Поливанова предлагает первое - идею, воплощенную в любой форме, идею – называть эскизом, а второе - весь путь от идеи до продукта – проектом. Автор определяет проект следующим образом: «проект – это целенаправленное контролируемое изменение, зафиксированное во времени» и отмечает, что все другие аргументы о проекте или деятельности по проекту являются уточнением и подробным описанием этих двух фундаментальных характеристик.

Признаками деятельности, которая может быть квалифицирована как деятельность по проекту, являются следующие:

– ориентироваться на получение конкретного результата;

– предварительная запись (описание) результата в виде эскиза в разной степени;

– относительно жесткая фиксация сроков достижения результата;

– предварительное планирование действий по достижению результата;

– программирование-планирование во времени с указанием результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

– выполнение действий с одновременным их отслеживанием и исправлением;

– получение продукта проектной деятельности, его сопоставление с исходной проектной ситуацией, анализ новой ситуации.

В рамках проекта не обязательно, чтобы все действия выполнялись последовательно. Как правило, при реализации проекта происходит несколько процессов, которые необходимо согласовывать параллельно. В этом случае обычно присутствует «направление основного удара», а весь набор усилий делится на стержневые и периферийные. Непредвиденные, несогласованные перераспределения между этими процессами легко приводят к разрушению концепции проекта. Это то, что происходит в спонтанном дочернем дизайне, когда одно действие становится основным и деформирует весь проект.

Проектная деятельность – это связующее звено между теорией и практикой в обучении школьников. Дизайн (проектная деятельность) - обязательно практическая деятельность. Он гораздо менее регулируется учителем, т.е. в нем не усваиваются новые способы деятельности, а превращаются в средства решения практической задачи. При постановке практического задания учащиеся ищут собственные средства для решения этой конкретной задачи, и решение задачи может быть более или менее успешным, т.е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успеха проекта является его продукт. Их задуманный продукт может быть фантастическим.

Для выполнения каждого нового проекта (задуманного ребенком, группой, классом, самостоятельно или с участием учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и реальных задач. От ребенка требуется уметь согласовывать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, он должен получить необходимые знания и использовать их для выполнения конкретной работы. Идеальный проект - это тот, который требует разнообразных знаний для решения целого ряда проблем. В этом смысле проектная деятельность имеет высокий потенциал в формировании информационной культуры младших школьников.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

– мотивационные (учитель: декларирует общую идею, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают свои идеи);

– планирование – подготовка (определяет тему и цель проекта, мы формулируем проблему, разрабатываем план действий, установленные критерии и процесс оценки, согласованные способы совместной деятельности с максимумом сначала с учителем, а затем с увеличением самостоятельности ученика);

– информационные и операционные (учеба: сбор материала, работа с литературой и другими источниками, непосредственное выполнение проекта; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является источником информации);

– рефлексивно-оценочная (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, проводят устную или письменную самооценку, преподаватель - участник коллективных оценочных мероприятий).

Некоторые ученые считают, что проектную деятельность невозможно полноценно реализовать в начальной школе, так как она не соответствует возрастным возможностям младших школьников (А.Б. Воронцов,

В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.). По мнению авторов такого подхода, проектные задания могут стать прообразом проектной деятельности начальной школы для младших школьников. Проектная задача - это задача, «в которой посредством системы или набора задач целенаправленно стимулируется система действий детей, направленных на получение результата («продукта»), никогда не существовавшего в детской практике, и в процессе решения из которых происходит качественное изменение в группе детей».

Нельзя не согласиться с предложением о необходимости «подготовить почву» для полноценного развертывания проектной деятельности в начальной школе. Отметим, что основой для организации проектной деятельности является проектный метод. И он, как и любой метод, может иметь различный инструментарий (набор приемов и средств реализации) в соответствии с возрастными особенностями детей, их опытом совместной деятельности, опытом участия в проектной деятельности и т.д.

Покажем развитие проектной деятельности в начальной школе. Младший школьный возраст – это начальный этап вхождения в проектную деятельность, закладывающий основу для дальнейшего ее освоения. В первом классе идет подготовка к его реализации. Дети овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие многоуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.

В начале освоения опыта творческой проектной деятельности младших школьников постоянно обращаются к алгоритму мышления. Проектная деятельность носит междисциплинарный и многофункциональный характер. Развивающий характер проектной деятельности, интенсивное освоение которой начинается со 2-го класса, несомненно, отражается на познавательной сфере школьников, в первую очередь развивая такие характеристики, как произвольность психических процессов, гибкость, сообразительность, творческое воображение.

Учитель может влиять на отношение учащихся к проектной деятельности с помощью методических приемов. Многие считают первый и последний этапы проектной деятельности более сложными, чем технологический этап. Однако, несмотря на субъективные трудности, исследования и финальные этапы в глазах младших школьников важнее и интереснее. Эти факты указывают на развивающийся положительный эффект проектной деятельности, вызывающий повышение познавательной активности детей, широкий спектр интересов в содержании учебной деятельности, несмотря на субъективную сложность определенных учебных задач.

Организуя проектную деятельность, преподаватель может реализовать индивидуальный, дифференцированный подход к ученикам. Обучение младших школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин. Методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, - это методы, активирующие творческое мышление, способствующие развитию навыков решения новых задач и способствующие более продуктивной мыслительной деятельности, целенаправленному осознанному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации настоящий продукт.

Таким образом, проектная деятельность младших школьников способствует: реализации в единстве - всестороннему развитию, обучению и воспитанию младших школьников; формирование информационной культуры личности; развитие творческих способностей и активности учащихся; формирование замысла и мира мысли, формирование познавательных мотивов учения, поскольку учащиеся видят конечный результат своей деятельности, возвышающий их в собственных глазах и желание учиться и совершенствовать свои знания, навыки и личные качества; обеспечение целостности педагогического процесса; адаптация к современным социально-экономическим условиям жизни.

Основой проектной деятельности, организуемой в образовательном процессе школьников, является проектный метод. Следующий абзац выпускной квалификационной работы посвящен рассмотрению ее сущности и особенностей применения.

Проектный метод в силу дидактического характера позволяет решать задачи формирования и развития информационных навыков. Совместная или индивидуальная работа над определенной проблемой, цель которой не только решить эту проблему и доказать правильность ее решения, но и найти необходимую информацию, обработать ее, представить результат своей деятельности в конкретном продукте, предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной творческой деятельности использовать совокупность перечисленных выше информационных навыков. Также мои ученики стали проявлять большую активность и принимать участие в различных конкурсах, проектах, олимпиадах на муниципальном и региональном уровнях. Таким образом, введение проектной деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает не только умственные и практические навыки, но и развивает информационную культуру и духовные способности ученика.

Библиография:

1. Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. − М.: Вентанта-Граф, 2002.

2. Новоковшонов Ю. А. Воспитание информационной культуры / Ю. А. Новоковшонов. − М: Народное образование, 2003.

3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. − М.: АРКТИ, 2003.