педагог-организатор
Косухина Ирина Викторовна
методист
Котарева Наталья Ивановна
методист
МБУ ДО "ЦДО "Одаренность", г. Старый Оскол
Сегодня слова «патриотизм», «любовь к Родине» вновь обретают высокое значение. В «Стратегию развития воспитания до 2025 года», разработанную правительством РФ, как одно из основных направлений вошло духовно-нравственное развитие детей. Государством дан социальный заказ: сформировать личность с высоким нравственным потенциалом. В Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин определил важнейшие ценности (из Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников), в числе которых справедливость; свобода личная и национальная, жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции, забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство Российской нации.
С 1 января 2021 года в России реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», целью которого является обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, развитие воспитательной работы в образовательных организациях, проведение мероприятий патриотической направленности.
Таким образом, патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего государства.
Одной из духовно-нравственных основ патриотического воспитания молодёжи является историческая память. А историческая память о Великой Отечественной войне – это ценностные ориентиры, способствующие формированию и укреплению патриотизма и гражданского самосознания. Память о Великой Отечественной войне связана с историей каждой семьи, составляет основу национального духа и гордости за страну, общности и сплоченности. История Великой Отечественной войны – приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета Российской Федерации.
К сожалению, все меньше остается живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы рассказать подрастающему поколению о событиях великой битвы русского народа за освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа, воспитывать у молодых граждан гордость за свою Родину. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникают вдруг, из ниоткуда.
Патриотическое воспитание на основе исторического наследия Великой Отечественной войны должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. И решение этой задачи, в первую очередь, ложится на образовательные организации.
В Старооскольском городском округе гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи уделяется большое внимание. Ежегодно на муниципальном уровне для обучающихся образовательных организаций
проводятся мероприятия, направленные на развитие патриотических качеств подрастающего поколения.
Исходя из направления деятельности МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность», педагоги ведут данную работу опосредованно, т.е. через организацию и проведение массовых мероприятий: акций, научно-исследовательских конкурсов и конференций, интеллектуальных и творческих конкурсов, социальных проектов.
Исследовательские конкурсы и конференции, проводимые для различных возрастных групп, позволяют развивать у подрастающего поколения интерес к изучению культурного и духовного наследия, историческому прошлому родного края и страны.
Каждое мероприятие научно-исследовательской направленности предусматривает наличие секций, в которых представляются работы по истории родного края, военной тематике, истории судеб земляков, изучению исторических памятников, памятников культуры, архитектуры, что способствует патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся.
Интеллектуальные мероприятия патриотической направленности, проводимые нашим учреждением для обучающихся округа, конкурсы сочинений «История моей семьи в истории России», «Три ратных поля России», «Без срока давности», олимпиада «История моей малой Родины», интеллектуальный марафон «Календарь событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и др. способствуют развитию исследовательских навыков и формированию интереса к историческому прошлому страны, малой родины, изучению биографии родных и близких, принимавших участие в событийных мероприятиях, внесших вклад в развитие региона и страны.
В настоящее время, когда весь мир охвачен пандемией, соблюдаются ограничения в проведении массовых мероприятий, но работа
с обучающимися по различным направлениям не прекращается. Также проводятся мероприятия, способствующие формированию гражданско-патриотических качеств, меняется только формат их проведения.
Так, например, в преддверии памятных дат «День неизвестного солдата» и «День героев Отечества» для обучающихся была проведена виртуальная экскурсия «Маленькие герои большой войны», в ходе которой ребята познакомились с судьбами юных героев Белгородчины, маленьких героев большой войны, детей и подростков, которые, не смотря на свои юные годы, наравне со взрослыми приближали Великую Победу. По завершении экскурсии обучающиеся ответили на вопросы викторины и выразили свои впечатления о маленьких героях в рисунках.
Накануне Дня Победы педагогами Центра «Одаренность» для обучающихся образовательных организаций округа с целью воспитания духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств обучающихся, укрепления связей между поколениями, сохранения памяти о Великой Отечественной войне проведен ряд мероприятий:
− интеллектуальный марафон «Календарь событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» проведен в онлайн формате
− с использованием платформы OnlineTestPad. Марафон включал задания
− с выбором ответа, на сопоставление, заполнение пропусков, установление соответствий и последовательности по теме о Великой Отечественной войне.
− онлайн-квест «Дорогами Победы», созданный с использованием возможностей конструктора сайтов Wix. Двигаясь по карте, согласно хронологии событий Великой Отечественной войны, участникам предстояло выполнить различные задания, ответив на которые правильно, они получали букву и подсказку, куда двигаться дальше. В завершение квеста, обучающиеся, правильно выполнившие задания, собирают все буквы ключевой фразы «МЫ ПОБЕДИЛИ».
− виртуальная экскурсия с последующей викториной «Старый Оскол – город-труженик, город-воин», посвященная самоотверженности и боевой славе наших земляков старооскольцев в стремлении к Победе.
Данные мероприятия, проводимые через интернет-ресурсы, позволяют произвести большой охват участников, развивать интерес к истории, интеллектуальное мышление и способствуют выполнению главной нашей задачи: воспитание гражданско-патриотических качеств у обучающихся.
Следующим важным направлением работы учреждения является организация участия школьников в реализации социально-ориентированных проектов таких, как «Доброволец. Волонтер. Тимуровец», «#Семь_чудес_Оскола», творческо-поисковый проект «Отечество.ru.», военно-патриотический проект «Аты-баты». Данные проекты позволяют воспитывать у школьников социальную активность, чувство гражданственности, любовь к своей родине и ответственность за свою страну. Каждый из этих проектов несет особую нагрузку в развитии тех или иных нравственных качеств обучающихся.
Так, например, школьники, участвуя в реализации проекта «Доброволец. Волонтер. Тимуровец» проводят большую работу по выявлению социально незащищенных слоев населения, оказывают им всяческую помощь; изучают историческое прошлое своего края, находят ветеранов и участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны, записывают их воспоминания, создают Книги памяти, что так же способствует воспитанию нравственных и патриотических качеств школьников.
Военно-патриотический проект «Аты-баты» и творческо-поисковый проект «Отечество.ru» направлены на воспитание физических, патриотических качеств обучающихся, предусматривают конкурсные мероприятия по истории родного города, событиям Великой Отечественной войны, военно-прикладным видам спорта.
Таким образом, можно сделать вывод, что участие школьников в массовых мероприятиях способствует воспитанию личности ребенка, становлению нравственных и гражданско-патриотических качеств.