Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Капралова Е.В. ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «ЭКСКУРСИЯ В ОСЕННИЙ ЛЕС» (4-Й КЛАСС)

Библиографическое описание:
Капралова Е.В. Внеклассное мероприятие по предмету окружающий мир «Экскурсия в осенний лес» (4-й класс) // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.

Цель мероприятия: на основе анализа фактов, подвести воспитанников к пониманию, не мешают ли расти друг другу растения леса.

Задачи, способствующие достижению цели:

Образовательные:

· исследовать, какие растения растут, и какие животные обитают в первом ярусе, во втором ярусе и в третьем ярусе.

· сформировать навык умения, распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса;

Развивающие:

· развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать;

· создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений;

· создать условия для развития эстетических чувств, бережного отношения к природе;

Воспитательные:

· воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

· Овладеть умением различать растения, животных, насекомых, обитающих в разных ярусах;

· Выполнять правила поведения в природе;

· Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

· Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

· Понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить;

· Осуществлять поиск информации при выполнении заданий;

· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

· Овладеть, способностью ориентироваться на местности;

· Понимать учебную задачу урока, отвечают на вопросы;

· Уметь слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение;

· Понимать красоты окружающего мира;

· Понимать необходимость бережного отношения к природе.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Сбор детей в «Зелёном классе».

Численный состав 10 человек.

Ребята, для нашей работы нам понадобятся фотоаппараты, блокноты, ручки.

Вы приготовили?

II. Мотивация

Ребята, какое сейчас время года?

Вы любите осень?

А у кого это любимое время года?

Вы подготовили стихи о природе?

Какой сейчас месяц?

Какая погода стоит на дворе?

Как выглядит лес осенью? /Дети отвечают на вопросы/

III. Актуализация имеющихся знаний, пониманий

Чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад».

О чём это стихотворение?

Что вам понравилось в стихотворении?

А вы хотели бы попасть в осенний лес?

Ребята, вы догадались, куда мы сегодня пойдём? /Дети отвечают на вопросы/

Да, ребята, правильно. У нас сегодня занятие – экскурсия. Мы идём в лес.

IV. Постановка проблемы. Формулирование темы занятия

Учитель: Давайте сформулируем тему нашего занятия.

Дети: Тема нашего занятия: «Экскурсия в осенний лес».

Учитель: Верно, речь пойдёт о жизни леса.

V.Формулирование цели и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии

Учитель:

Ребята, все ли растения имеют одинаковую высоту?

А животные живут в лесу все вместе? /Дети отвечают на вопросы/

Ребята, есть дома одноэтажные и многоэтажные. Так и в лесу, наверное, есть этажи. Интересно вам об этом узнать?

Дети: Да.

Учитель: Лес напоминает многоэтажное здание. Обычно в лесу бывает три этажа, и идут они сверху вниз. Важную роль в этом природном сообществе играют растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром. Давайте сформулируем цель нашего занятия:

Дети: Узнать, не мешают ли расти друг другу растения леса.

Учитель: Как вы думаете, какие перед нами сегодня стоят задачи?

Дети: Исследовать, какие растения, растут и какие животные живут:

а) на первом этаже;

б) на втором этаже;

в) на третьем этаже.

Учитель: Ребята, этажи в лесу ещё называются ярусами. Мы узнаем, что растёт, и какие животные обитают в первом ярусе, во втором ярусе и в третьем ярусе.

Ребята, что станет результатом нашей экскурсии?

Дети: Интересные моменты, снимки, которые будут подтверждать жизнь каждого яруса.

VI. Планирование деятельности

Учитель: Ребята, давайте распределимся на 3 группы. Каждая группа получает конверт с заданием. / Распределение на группы. Дети получают задания. /

VII. Построение и инструктаж по технике безопасности во время похода в лес и правилах безопасного поведения в лесу

Учитель: Ребята, нам предстоит пройти путь к лесу, напомните правила поведения в пути.

Дети формулируют правила:

1. Быть дисциплинированным.

2. Не отставать от группы и не уходить без разрешения.

3. При движении из строя не выходить.

4. Соблюдать интервал движения.

5. Помнить и соблюдать правила поведения на улицах, дорогах, в лесу.

Учитель: Напомните, правила поведения в лесу?

Дети:

1.Ходить в лесу по тропинкам.

2.Не разводить костры.

3.Не шуметь

4.Не оставлять мусор.

5.Не ломать ветки у деревьев и кустарников.

6.Не рвать цветы.

7.Не разрушать муравейники.

8.Не собирать незнакомые цветы и ягоды

VIII. Поход в лес

/Организованное движение в лес/

IX. Реализация темы мероприятия

Учитель: Многие творческие люди посвящали этому времени года свои произведения: художники – картины, композиторы – музыку, поэты – стихи. Объявляю поэтическую пятиминутку. Вы подготовили стихотворения об осени. Давайте послушаем их.

Дети читают стихи: С. Погорельского «Лес», Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной», С. Никулина «Русский лес».

Исследовательская деятельность.

Дети зачитывают задания по группам:

Задание для 1 группы: Определить, что растёт в 1 ярусе, и кто в нём обитает. Чьи гнёзда размещены на самых верхних этажах.

Задание для 2 группы: Определить, что растёт во 2 ярусе, и кто в нём обитает.

Задание для 3 группы: Определить, что растёт, и кто живёт в 3 ярусе.

X. Осуществление самостоятельной деятельности

Дети выполняют задания. Делают фотографии, общаются, оговаривают ответ на полученное задание. Учитель контролирует процесс, оказывает детям помощь.

XI. Информационно аналитический этап (анализ)

Учитель: Послушаем результаты исследований каждой группы

Дети: Предполагаемый ответ 1 группы:

В 1 ярусе находятся различной формы и высоты кроны деревьев. В своих стволах деревьев делают дупла белки, дятлы, синички, ещё выше – совы. Лесная куница предпочитает жить в верхнем ярусе. На самых верхних этажах размещены гнёзда хищных птиц, ястребов, орлов.

Предполагаемый ответ 2 группы:

Во втором ярусе растут кустарники: орешник, калина, шиповник, жимолость. Здесь обитают птицы: поползень, пищуха, иволга, щегол, зяблик вьют свои гнёзда дрозды.

Предполагаемый ответ 3 группы:

В 3 ярусе растёт мох и травянистые растения. Здесь лесное население более разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнёзда соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи, роют норы лисы и другие звери, можно встретить зайца-русака, дикого кабана, лося, косулю.

Игра на закрепление материала. Дети встают в круг, а учитель в центре.

Учитель: Сейчас, я буду называть слова, а ваша задача такая, если я называю растение 1 яруса или его обитателей, вы должны поднять руки вверх, 2-го яруса – вы должны стоять с опущенными руками, 3-го яруса вы должны присесть. Готовы? Начнём: шелкопряд, сойка, белка, лось, косуля, кабан, заяц, лиса, бурундук, ястреб, берёза, дуб, ясень, шиповник, мох, брусника.

Учитель: Ребята, кто из вас любит собирать грибы?

-В каких местах следует искать подосиновики, подберёзовики, опята, маслята? Как вы думаете, почему? /Дети отвечают/

Не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги – ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть. Поэтому запомните:

а) если ты не знаешь, какой гриб перед тобой, - не бери его;

б) ядовитые грибы надо знать в «лицо». И в первую очередь узнавать бледную поганку. Один из главных признаков бледной поганки – чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки у поганки белый или зеленоватый, жёлтый, оливковый.

Мухомор – тоже очень ядовитый гриб. Спутать этот гриб с другим невозможно – он очень заметный. Он имеет красную шляпку на белой ножке.

-Какие ещё ядовитые грибы вы знаете?

-Все ли ядовитые грибы так опасны?

-Какие лесные жители пользуются грибами? /Дети отвечают/

-В грибах живут мелкие насекомые, мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов, крупные животные используют мухоморы как лечебное средство от некоторых болезней.

А вот и полянка с опятами.

Кто напомнит правила сбора грибов?

Дети:

Предполагаемый ответ:

1. Собирать только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.

2. Когда ищешь грибы, не разрывать и не раскидывать в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

Учитель: Каково значение леса в нашей жизни? /Дети отвечают/

Лес – это наш зелёный друг, это наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Поэтому лагеря, дома отдыха, санатории строят чаще всего в лесу. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение. А ещё лес является хранителем влаги и защитником почвы от размыва. Он оберегает реки от обмеления, поля – от засухи.

Каждый день мы соприкасаемся с изделиями, изготовленными из древесины. Это тетради, книги, парты, столы и множество других предметов. На них расходится очень много древесины, а лес растёт медленно. Требуются не менее ста лет для его роста. Поэтому уже сейчас мы должны думать, как сохранить лес. Какую посильную работу по охране леса мы должны осуществлять?

XII.Возвращение в «Зелёный класс»

/ Организованное движение в «Зелёный класс» /

XII. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: В каком лесу мы сегодня побывали (смешанном, хвойном, лиственном)? Теперь вы можете ответить на вопрос: мешают ли расти друг другу растения леса?

Сколько ярусов в лесу?

Почему лес называют нашим зелёным другом?

/ Дети отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями/

Учитель: Ребята, отразите своё настроение смайликом. Нарисуйте в ваших блокнотах смайлик, соответствующий вашему настроению. /Дети рисуют смайлики/. Ребята, вместе с родителями распечатайте фотоснимки для оформления стенгазеты «Экскурсия в осенний лес».