Библиографическое описание:
Капралова Е.В. Внеклассное мероприятие по предмету окружающий мир «Экскурсия в осенний лес» (4-й класс) // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.
Цель мероприятия: на основе анализа фактов, подвести воспитанников к пониманию, не мешают ли расти друг другу растения леса.
Задачи, способствующие достижению цели:
Образовательные:
· исследовать, какие растения растут, и какие животные обитают в первом ярусе, во втором ярусе и в третьем ярусе.
· сформировать навык умения, распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса;
Развивающие:
· развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать;
· создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений;
· создать условия для развития эстетических чувств, бережного отношения к природе;
Воспитательные:
· воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
· Овладеть умением различать растения, животных, насекомых, обитающих в разных ярусах;
· Выполнять правила поведения в природе;
· Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
· Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
· Понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить;
· Осуществлять поиск информации при выполнении заданий;
· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
· Овладеть, способностью ориентироваться на местности;
· Понимать учебную задачу урока, отвечают на вопросы;
· Уметь слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение;
· Понимать красоты окружающего мира;
· Понимать необходимость бережного отношения к природе.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Сбор детей в «Зелёном классе».
Численный состав 10 человек.
Ребята, для нашей работы нам понадобятся фотоаппараты, блокноты, ручки.
Вы приготовили?
II. Мотивация
Ребята, какое сейчас время года?
Вы любите осень?
А у кого это любимое время года?
Вы подготовили стихи о природе?
Какой сейчас месяц?
Какая погода стоит на дворе?
Как выглядит лес осенью? /Дети отвечают на вопросы/
III. Актуализация имеющихся знаний, пониманий
Чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад».
О чём это стихотворение?
Что вам понравилось в стихотворении?
А вы хотели бы попасть в осенний лес?
Ребята, вы догадались, куда мы сегодня пойдём? /Дети отвечают на вопросы/
Да, ребята, правильно. У нас сегодня занятие – экскурсия. Мы идём в лес.
IV. Постановка проблемы. Формулирование темы занятия
Учитель: Давайте сформулируем тему нашего занятия.
Дети: Тема нашего занятия: «Экскурсия в осенний лес».
Учитель: Верно, речь пойдёт о жизни леса.
V.Формулирование цели и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии
Учитель:
Ребята, все ли растения имеют одинаковую высоту?
А животные живут в лесу все вместе? /Дети отвечают на вопросы/
Ребята, есть дома одноэтажные и многоэтажные. Так и в лесу, наверное, есть этажи. Интересно вам об этом узнать?
Дети: Да.
Учитель: Лес напоминает многоэтажное здание. Обычно в лесу бывает три этажа, и идут они сверху вниз. Важную роль в этом природном сообществе играют растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром. Давайте сформулируем цель нашего занятия:
Дети: Узнать, не мешают ли расти друг другу растения леса.
Учитель: Как вы думаете, какие перед нами сегодня стоят задачи?
Дети: Исследовать, какие растения, растут и какие животные живут:
а) на первом этаже;
б) на втором этаже;
в) на третьем этаже.
Учитель: Ребята, этажи в лесу ещё называются ярусами. Мы узнаем, что растёт, и какие животные обитают в первом ярусе, во втором ярусе и в третьем ярусе.
Ребята, что станет результатом нашей экскурсии?
Дети: Интересные моменты, снимки, которые будут подтверждать жизнь каждого яруса.
VI. Планирование деятельности
Учитель: Ребята, давайте распределимся на 3 группы. Каждая группа получает конверт с заданием. / Распределение на группы. Дети получают задания. /
VII. Построение и инструктаж по технике безопасности во время похода в лес и правилах безопасного поведения в лесу
Учитель: Ребята, нам предстоит пройти путь к лесу, напомните правила поведения в пути.
Дети формулируют правила:
1. Быть дисциплинированным.
2. Не отставать от группы и не уходить без разрешения.
3. При движении из строя не выходить.
4. Соблюдать интервал движения.
5. Помнить и соблюдать правила поведения на улицах, дорогах, в лесу.
Учитель: Напомните, правила поведения в лесу?
Дети:
1.Ходить в лесу по тропинкам.
2.Не разводить костры.
3.Не шуметь
4.Не оставлять мусор.
5.Не ломать ветки у деревьев и кустарников.
6.Не рвать цветы.
7.Не разрушать муравейники.
8.Не собирать незнакомые цветы и ягоды
VIII. Поход в лес
/Организованное движение в лес/
IX. Реализация темы мероприятия
Учитель: Многие творческие люди посвящали этому времени года свои произведения: художники – картины, композиторы – музыку, поэты – стихи. Объявляю поэтическую пятиминутку. Вы подготовили стихотворения об осени. Давайте послушаем их.
Дети читают стихи: С. Погорельского «Лес», Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной», С. Никулина «Русский лес».
Исследовательская деятельность.
Дети зачитывают задания по группам:
Задание для 1 группы: Определить, что растёт в 1 ярусе, и кто в нём обитает. Чьи гнёзда размещены на самых верхних этажах.
Задание для 2 группы: Определить, что растёт во 2 ярусе, и кто в нём обитает.
Задание для 3 группы: Определить, что растёт, и кто живёт в 3 ярусе.
X. Осуществление самостоятельной деятельности
Дети выполняют задания. Делают фотографии, общаются, оговаривают ответ на полученное задание. Учитель контролирует процесс, оказывает детям помощь.
XI. Информационно аналитический этап (анализ)
Учитель: Послушаем результаты исследований каждой группы
Дети: Предполагаемый ответ 1 группы:
В 1 ярусе находятся различной формы и высоты кроны деревьев. В своих стволах деревьев делают дупла белки, дятлы, синички, ещё выше – совы. Лесная куница предпочитает жить в верхнем ярусе. На самых верхних этажах размещены гнёзда хищных птиц, ястребов, орлов.
Предполагаемый ответ 2 группы:
Во втором ярусе растут кустарники: орешник, калина, шиповник, жимолость. Здесь обитают птицы: поползень, пищуха, иволга, щегол, зяблик вьют свои гнёзда дрозды.
Предполагаемый ответ 3 группы:
В 3 ярусе растёт мох и травянистые растения. Здесь лесное население более разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнёзда соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи, роют норы лисы и другие звери, можно встретить зайца-русака, дикого кабана, лося, косулю.
Игра на закрепление материала. Дети встают в круг, а учитель в центре.
Учитель: Сейчас, я буду называть слова, а ваша задача такая, если я называю растение 1 яруса или его обитателей, вы должны поднять руки вверх, 2-го яруса – вы должны стоять с опущенными руками, 3-го яруса вы должны присесть. Готовы? Начнём: шелкопряд, сойка, белка, лось, косуля, кабан, заяц, лиса, бурундук, ястреб, берёза, дуб, ясень, шиповник, мох, брусника.
Учитель: Ребята, кто из вас любит собирать грибы?
-В каких местах следует искать подосиновики, подберёзовики, опята, маслята? Как вы думаете, почему? /Дети отвечают/
Не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги – ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть. Поэтому запомните:
а) если ты не знаешь, какой гриб перед тобой, - не бери его;
б) ядовитые грибы надо знать в «лицо». И в первую очередь узнавать бледную поганку. Один из главных признаков бледной поганки – чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки у поганки белый или зеленоватый, жёлтый, оливковый.
Мухомор – тоже очень ядовитый гриб. Спутать этот гриб с другим невозможно – он очень заметный. Он имеет красную шляпку на белой ножке.
-Какие ещё ядовитые грибы вы знаете?
-Все ли ядовитые грибы так опасны?
-Какие лесные жители пользуются грибами? /Дети отвечают/
-В грибах живут мелкие насекомые, мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов, крупные животные используют мухоморы как лечебное средство от некоторых болезней.
А вот и полянка с опятами.
Кто напомнит правила сбора грибов?
Дети:
Предполагаемый ответ:
1. Собирать только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
2. Когда ищешь грибы, не разрывать и не раскидывать в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
Учитель: Каково значение леса в нашей жизни? /Дети отвечают/
Лес – это наш зелёный друг, это наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Поэтому лагеря, дома отдыха, санатории строят чаще всего в лесу. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение. А ещё лес является хранителем влаги и защитником почвы от размыва. Он оберегает реки от обмеления, поля – от засухи.
Каждый день мы соприкасаемся с изделиями, изготовленными из древесины. Это тетради, книги, парты, столы и множество других предметов. На них расходится очень много древесины, а лес растёт медленно. Требуются не менее ста лет для его роста. Поэтому уже сейчас мы должны думать, как сохранить лес. Какую посильную работу по охране леса мы должны осуществлять?
XII.Возвращение в «Зелёный класс»
/ Организованное движение в «Зелёный класс» /
XII. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: В каком лесу мы сегодня побывали (смешанном, хвойном, лиственном)? Теперь вы можете ответить на вопрос: мешают ли расти друг другу растения леса?
Сколько ярусов в лесу?
Почему лес называют нашим зелёным другом?
/ Дети отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями/
Учитель: Ребята, отразите своё настроение смайликом. Нарисуйте в ваших блокнотах смайлик, соответствующий вашему настроению. /Дети рисуют смайлики/. Ребята, вместе с родителями распечатайте фотоснимки для оформления стенгазеты «Экскурсия в осенний лес».
Капралова Е.В. Внеклассное мероприятие по предмету окружающий мир «Экскурсия в осенний лес» (4-й класс) // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.
Цель мероприятия: на основе анализа фактов, подвести воспитанников к пониманию, не мешают ли расти друг другу растения леса.
Задачи, способствующие достижению цели:
Образовательные:
· исследовать, какие растения растут, и какие животные обитают в первом ярусе, во втором ярусе и в третьем ярусе.
· сформировать навык умения, распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса;
Развивающие:
· развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать;
· создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений;
· создать условия для развития эстетических чувств, бережного отношения к природе;
Воспитательные:
· воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
· Овладеть умением различать растения, животных, насекомых, обитающих в разных ярусах;
· Выполнять правила поведения в природе;
· Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
· Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
· Понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить;
· Осуществлять поиск информации при выполнении заданий;
· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
· Овладеть, способностью ориентироваться на местности;
· Понимать учебную задачу урока, отвечают на вопросы;
· Уметь слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение;
· Понимать красоты окружающего мира;
· Понимать необходимость бережного отношения к природе.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Сбор детей в «Зелёном классе».
Численный состав 10 человек.
Ребята, для нашей работы нам понадобятся фотоаппараты, блокноты, ручки.
Вы приготовили?
II. Мотивация
Ребята, какое сейчас время года?
Вы любите осень?
А у кого это любимое время года?
Вы подготовили стихи о природе?
Какой сейчас месяц?
Какая погода стоит на дворе?
Как выглядит лес осенью? /Дети отвечают на вопросы/
III. Актуализация имеющихся знаний, пониманий
Чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад».
О чём это стихотворение?
Что вам понравилось в стихотворении?
А вы хотели бы попасть в осенний лес?
Ребята, вы догадались, куда мы сегодня пойдём? /Дети отвечают на вопросы/
Да, ребята, правильно. У нас сегодня занятие – экскурсия. Мы идём в лес.
IV. Постановка проблемы. Формулирование темы занятия
Учитель: Давайте сформулируем тему нашего занятия.
Дети: Тема нашего занятия: «Экскурсия в осенний лес».
Учитель: Верно, речь пойдёт о жизни леса.
V.Формулирование цели и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии
Учитель:
Ребята, все ли растения имеют одинаковую высоту?
А животные живут в лесу все вместе? /Дети отвечают на вопросы/
Ребята, есть дома одноэтажные и многоэтажные. Так и в лесу, наверное, есть этажи. Интересно вам об этом узнать?
Дети: Да.
Учитель: Лес напоминает многоэтажное здание. Обычно в лесу бывает три этажа, и идут они сверху вниз. Важную роль в этом природном сообществе играют растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром. Давайте сформулируем цель нашего занятия:
Дети: Узнать, не мешают ли расти друг другу растения леса.
Учитель: Как вы думаете, какие перед нами сегодня стоят задачи?
Дети: Исследовать, какие растения, растут и какие животные живут:
а) на первом этаже;
б) на втором этаже;
в) на третьем этаже.
Учитель: Ребята, этажи в лесу ещё называются ярусами. Мы узнаем, что растёт, и какие животные обитают в первом ярусе, во втором ярусе и в третьем ярусе.
Ребята, что станет результатом нашей экскурсии?
Дети: Интересные моменты, снимки, которые будут подтверждать жизнь каждого яруса.
VI. Планирование деятельности
Учитель: Ребята, давайте распределимся на 3 группы. Каждая группа получает конверт с заданием. / Распределение на группы. Дети получают задания. /
VII. Построение и инструктаж по технике безопасности во время похода в лес и правилах безопасного поведения в лесу
Учитель: Ребята, нам предстоит пройти путь к лесу, напомните правила поведения в пути.
Дети формулируют правила:
1. Быть дисциплинированным.
2. Не отставать от группы и не уходить без разрешения.
3. При движении из строя не выходить.
4. Соблюдать интервал движения.
5. Помнить и соблюдать правила поведения на улицах, дорогах, в лесу.
Учитель: Напомните, правила поведения в лесу?
Дети:
1.Ходить в лесу по тропинкам.
2.Не разводить костры.
3.Не шуметь
4.Не оставлять мусор.
5.Не ломать ветки у деревьев и кустарников.
6.Не рвать цветы.
7.Не разрушать муравейники.
8.Не собирать незнакомые цветы и ягоды
VIII. Поход в лес
/Организованное движение в лес/
IX. Реализация темы мероприятия
Учитель: Многие творческие люди посвящали этому времени года свои произведения: художники – картины, композиторы – музыку, поэты – стихи. Объявляю поэтическую пятиминутку. Вы подготовили стихотворения об осени. Давайте послушаем их.
Дети читают стихи: С. Погорельского «Лес», Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной», С. Никулина «Русский лес».
Исследовательская деятельность.
Дети зачитывают задания по группам:
Задание для 1 группы: Определить, что растёт в 1 ярусе, и кто в нём обитает. Чьи гнёзда размещены на самых верхних этажах.
Задание для 2 группы: Определить, что растёт во 2 ярусе, и кто в нём обитает.
Задание для 3 группы: Определить, что растёт, и кто живёт в 3 ярусе.
X. Осуществление самостоятельной деятельности
Дети выполняют задания. Делают фотографии, общаются, оговаривают ответ на полученное задание. Учитель контролирует процесс, оказывает детям помощь.
XI. Информационно аналитический этап (анализ)
Учитель: Послушаем результаты исследований каждой группы
Дети: Предполагаемый ответ 1 группы:
В 1 ярусе находятся различной формы и высоты кроны деревьев. В своих стволах деревьев делают дупла белки, дятлы, синички, ещё выше – совы. Лесная куница предпочитает жить в верхнем ярусе. На самых верхних этажах размещены гнёзда хищных птиц, ястребов, орлов.
Предполагаемый ответ 2 группы:
Во втором ярусе растут кустарники: орешник, калина, шиповник, жимолость. Здесь обитают птицы: поползень, пищуха, иволга, щегол, зяблик вьют свои гнёзда дрозды.
Предполагаемый ответ 3 группы:
В 3 ярусе растёт мох и травянистые растения. Здесь лесное население более разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнёзда соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи, роют норы лисы и другие звери, можно встретить зайца-русака, дикого кабана, лося, косулю.
Игра на закрепление материала. Дети встают в круг, а учитель в центре.
Учитель: Сейчас, я буду называть слова, а ваша задача такая, если я называю растение 1 яруса или его обитателей, вы должны поднять руки вверх, 2-го яруса – вы должны стоять с опущенными руками, 3-го яруса вы должны присесть. Готовы? Начнём: шелкопряд, сойка, белка, лось, косуля, кабан, заяц, лиса, бурундук, ястреб, берёза, дуб, ясень, шиповник, мох, брусника.
Учитель: Ребята, кто из вас любит собирать грибы?
-В каких местах следует искать подосиновики, подберёзовики, опята, маслята? Как вы думаете, почему? /Дети отвечают/
Не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги – ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть. Поэтому запомните:
а) если ты не знаешь, какой гриб перед тобой, - не бери его;
б) ядовитые грибы надо знать в «лицо». И в первую очередь узнавать бледную поганку. Один из главных признаков бледной поганки – чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки у поганки белый или зеленоватый, жёлтый, оливковый.
Мухомор – тоже очень ядовитый гриб. Спутать этот гриб с другим невозможно – он очень заметный. Он имеет красную шляпку на белой ножке.
-Какие ещё ядовитые грибы вы знаете?
-Все ли ядовитые грибы так опасны?
-Какие лесные жители пользуются грибами? /Дети отвечают/
-В грибах живут мелкие насекомые, мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов, крупные животные используют мухоморы как лечебное средство от некоторых болезней.
А вот и полянка с опятами.
Кто напомнит правила сбора грибов?
Дети:
Предполагаемый ответ:
1. Собирать только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
2. Когда ищешь грибы, не разрывать и не раскидывать в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
Учитель: Каково значение леса в нашей жизни? /Дети отвечают/
Лес – это наш зелёный друг, это наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Поэтому лагеря, дома отдыха, санатории строят чаще всего в лесу. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение. А ещё лес является хранителем влаги и защитником почвы от размыва. Он оберегает реки от обмеления, поля – от засухи.
Каждый день мы соприкасаемся с изделиями, изготовленными из древесины. Это тетради, книги, парты, столы и множество других предметов. На них расходится очень много древесины, а лес растёт медленно. Требуются не менее ста лет для его роста. Поэтому уже сейчас мы должны думать, как сохранить лес. Какую посильную работу по охране леса мы должны осуществлять?
XII.Возвращение в «Зелёный класс»
/ Организованное движение в «Зелёный класс» /
XII. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: В каком лесу мы сегодня побывали (смешанном, хвойном, лиственном)? Теперь вы можете ответить на вопрос: мешают ли расти друг другу растения леса?
Сколько ярусов в лесу?
Почему лес называют нашим зелёным другом?
/ Дети отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями/
Учитель: Ребята, отразите своё настроение смайликом. Нарисуйте в ваших блокнотах смайлик, соответствующий вашему настроению. /Дети рисуют смайлики/. Ребята, вместе с родителями распечатайте фотоснимки для оформления стенгазеты «Экскурсия в осенний лес».