Библиографическое описание:
Захарова Н.В. Использование кейс-технологии в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 23. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/23.pdf.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует сегодня на использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Одним из новых эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
В педагогической литературе даётся такое определение кейсовой технологии: «Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием… Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач- ситуаций (кейсов). При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!»
Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Различают несколько видов кейсов:
-Практические. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
-Обучающие. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»
-Научно-исследовательские. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Приведу примеры использования различных методов кейс-технологии.
Практический кейс. Окружающий мир, «Вежливые слова»
Ситуация. Каждый вежливый человек, независимо от возраста, знаком и успешно пользуется «вежливыми словами». В них «вложена» мудрость народа. До ХVІ в. слово «вежливость» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.
Когда вы станете взрослыми, овладеете разными профессиями. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми вежливыми. А этому тоже надо учиться. И поэтому вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Народ давно заметил: «Плохое слово и сладким мёдом не запьёшь».
Задание: посмотрите диафильм по мотивам рассказа В.Осеевой «Волшебное слово» и ответьте на вопросы:
-Как живётся человеку, который не знает волшебных слов?
-Как действуют «волшебные слова» на людей?
-Как нужно произносить добрые слова?
-Какими добрыми словами вы будете постоянно пользоваться?
Обучающий кейс. Русский язык, «Составление памятки-алгоритма написания безударной гласной в корне»
1.Как правильно написать слово «зв..зда»?
2.Каков алгоритм твоих действий? (Расставь цифры.)
q Подбираю проверочное слово.
q Выделяю в слове корень.
q Определяю графически орфограмму в слове «звезда».
q Ставлю ударение.
q Приведи примеры на это правило.
q Сформулируй правило, сверь его с учебником.
Научно-исследовательский кейс. Окружающий мир, «Почему мы любим кошек и собак?»
Породы собак
1. По атласу-определителю определите название породы каждой собаки, приклейте картинки в таблицу.
2. Подпишите получившиеся группы (служебные, декоративные, охотничьи).
3. С помощью атласа-определителя подготовьте рассказ о любой породе собак из каждой группы.
…………………
……………………….
………………….
русская борзая
немецкая овчарка
чау-чау
лайка
сенбернар
пудель
кокер-спаниель
ротвейлер
пекинес
Список литературы:
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С.; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008.
Шимутина Е. В. Кейс – технологии в учебном процессе / Е. В. Шимутина // Народное образование. – 2009. - №2.
Захарова Н.В. Использование кейс-технологии в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 23. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/23.pdf.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует сегодня на использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Одним из новых эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
В педагогической литературе даётся такое определение кейсовой технологии: «Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием… Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач- ситуаций (кейсов). При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!»
Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Различают несколько видов кейсов:
-Практические. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
-Обучающие. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»
-Научно-исследовательские. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Приведу примеры использования различных методов кейс-технологии.
Практический кейс. Окружающий мир, «Вежливые слова»
Ситуация. Каждый вежливый человек, независимо от возраста, знаком и успешно пользуется «вежливыми словами». В них «вложена» мудрость народа. До ХVІ в. слово «вежливость» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.
Когда вы станете взрослыми, овладеете разными профессиями. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми вежливыми. А этому тоже надо учиться. И поэтому вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Народ давно заметил: «Плохое слово и сладким мёдом не запьёшь».
Задание: посмотрите диафильм по мотивам рассказа В.Осеевой «Волшебное слово» и ответьте на вопросы:
-Как живётся человеку, который не знает волшебных слов?
-Как действуют «волшебные слова» на людей?
-Как нужно произносить добрые слова?
-Какими добрыми словами вы будете постоянно пользоваться?
Обучающий кейс. Русский язык, «Составление памятки-алгоритма написания безударной гласной в корне»
1.Как правильно написать слово «зв..зда»?
2.Каков алгоритм твоих действий? (Расставь цифры.)
q Подбираю проверочное слово.
q Выделяю в слове корень.
q Определяю графически орфограмму в слове «звезда».
q Ставлю ударение.
q Приведи примеры на это правило.
q Сформулируй правило, сверь его с учебником.
Научно-исследовательский кейс. Окружающий мир, «Почему мы любим кошек и собак?»
Породы собак
1. По атласу-определителю определите название породы каждой собаки, приклейте картинки в таблицу.
2. Подпишите получившиеся группы (служебные, декоративные, охотничьи).
3. С помощью атласа-определителя подготовьте рассказ о любой породе собак из каждой группы.
…………………
……………………….
………………….
русская борзая
немецкая овчарка
чау-чау
лайка
сенбернар
пудель
кокер-спаниель
ротвейлер
пекинес
Список литературы:
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С.; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008.
Шимутина Е. В. Кейс – технологии в учебном процессе / Е. В. Шимутина // Народное образование. – 2009. - №2.