Высшая школа делового администрирования
Click to order
Публикации
2020 (№ 3-16)

Осьминкина И.Н. В ГОСТЯХ У ДЫМКОВСКИХ МАСТЕРИЦ

Осьминкина Инна Николаевна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Страховой З.Х.», Тульская область, г. Донской

Библиографическое описание: Осьминкина И.Н. В гостях у дымковских мастериц // Современная начальная школа. 2020. № 6. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/06.pdf.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний с элементами театрализованной игры.

Дидактическая цель: познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой;

Задачи:

Предметные:

-Расширять знания учащихся о народных промыслах и истории игрушек;

познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой;

-познакомить с традиционными элементами дымковской росписи, сформировать навыки выполнения этих элементов;

-развивать наблюдательность, творческие способности, чувство цвета и пропорции, навыки кистевого письма: тычком, мазком, линией;

-воспитывать у учеников интерес и любовь к родному народу и к народному искусству через творчество народных умельцев, прививать уважение к мастерам народного творчества;

-содействовать развитию интеллектуальной культуры учащихся;

-развивать чувство патриотизма.

2.Метапредметные:

а) познавательные:

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу;

- проводить сравнение и классификацию;

- устанавливать причинно-следствен-ные связи;

- делать обобщение;

- искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию.

б) коммуникативные:

- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве.

в) регулятивные:

- учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль по результату и способу действия.

3. Личностные:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношение к школе;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу;

- способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения:

По характеру учебно-познава-тельной деятельности: проблемно-поисковый.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

3. По степени педагогического управления со стороны учителя:

метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.

Педагогические технологии:

проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая.

Формы организации учебно-по-знавательной деятельности:

фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Средства обучения:

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран, дымковские игрушки, таблицы с крупным изображением игрушек, таблица «Ритм и вариации орнамента дымки», гуашь, кисти, бумага, ножницы, скрутки, ватные палочки.

Литературный ряд: стихи, заклички, потешки из русского фольклора.

Музыкальный ряд: мелодии русских народных песен.

Планируемые результаты:

Предметные:

- пополнят знания о народных промыслах и истории игрушек;

- познакомятся с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой;

- научатся выполнению традиционных элементов дымковской росписи;

- научатся приемам кистевого письма: тычком, мазком, линией.

Метапредметные:

а) познавательные:

- ученик получит возможность учиться добывать информацию;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;

- строить логические рассуждения, включая причинно-следственные связи;

б) коммуникативные:

- ученик получит возможность учиться, выслушивать разные точки зрения;

- учитывать координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличия от собственной;

-аргументировать свою позицию;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.

в) регулятивные:

- ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу в познавательную;

- составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату.

Личностные:

- ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

Ход урока

Занятие сопровождается презентацией.

I.Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов. Садитесь.

II. Подготовка к восприятию нового материала. Звучит русская народная плясовая музыка.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о …

Впрочем, тему нашего разговора вы назовете сами, после небольшой подсказки. Она спрятана в этой шкатулке. Вот ее мы сейчас и откроем.

(в шкатулке – игрушки, их демонстрация на фоне музыки)

Правильно, ребята, сегодня мы поговорим с вами об игрушках, но не об обычных, а о народных игрушках. побываем на ярмарке, познакомимся с произведениями устного народного творчества, которые сейчас редко встречаются и попробуем своими руками расписать игрушку.

А чтобы вы хотели узнать об игрушках?

II. Изучение нового материала.

А как выдумаете, когда появилась первая игрушка?

Очень давно! Еще в первобытном обществе земледельцы делали из глины фигурку женщины, украшали ее зернами пшеницы, рисовали узоры и бросали в огонь. Это был магический обряд, который был должен принести плодородие полям, а когда фигурки остывали, их отдавали детям для игры. Так появились первые игрушки. В России игрушки делали повсеместно. Создавались они не забавы ради, им приписывали особую силу – охранять, оберегать людей от всякого зла. Раньше русские люди вери ли, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца - Ярило. Мастера стали изображать его в виде коня. Сам конь был белым, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг — символ красного солнышка. Еще одной важной покровитель ницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домаш ний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вы лепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д. В каждой местности птицы, кони, барышни приобретали свой особый вид. Вот и появились такие игрушки – вроде бы одинаковые, а в тоже время – разные.

Посмотрите внимательно на эти игрушки, чем они отличаются одна от другой?

(ответы детей по пройденному материалу материалом, узором, цветами росписи.)

Правильно, это игрушки разных народных промыслов. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов.

Учитель: Давайте поближе познакомимся с ДЫМКОВСКОЙ игрушкой.

И о дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом

Голубые дали и село большое Дымково назвали

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные,

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы – простой узор, но отвести не в силах взор!

И пошла о Дымке слава.

Заслужили это право!

Дымковская мастерица

Здравствуйте гости, дорогие! Добро пожаловать в нашу Дымковскую слободу.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично –

Ликующие и празднично.

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах…

Сияйте, охра с суриком,

По всей земле в домах!

Сияйте, охра с суриком,

Чтоб всем – светло, не сумрачно!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда! В. Фофанов.

Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка. По месту их рождения – они из Слободы Дымково. С высоко берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково. Эта слобода издавна славиться своими мастерицами. На всю Русь известны их игрушки и свистульки из глины.





Почему же назвали Слободу Дымково, а игрушки дымковские?

(Ответы учащихся)

Возле речки Вятки есть один поселок,

Окаймлен лесами уголок веселый,

Мужики там с древне печи мастерили,

На забаву деткам петушков лепили.

Слобода та в дымке по утру купалась.

И за это Дымковской с стари называлась.

Люди работящие в той слободке жили,

С удалью лихие пляски заводили.

Праздник отмечали, жили не скучали,

Тут не подобраться никакой печали.

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гуляние с озорным и веселым названием Свистунья.

Об истории возникновения дымки, связанной с древним обрядом - свистопляской и праздничным гулянием расскажет …

(выступление подготовленного уч-ся)

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделима от местного праздника «Свистопляска» – это развлекательная ярмарка, в честь Хлыновского побоища. Именно к нему приурочивали производство и продажу глиняных свистулек и игрушек. Новый год начинался 1 марта (14 марта по новому стилю) на Евдокию, ее еще называли «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей. На все голоса переливаются – свистят соловьиными трелями затейливые свистульки. Свистят все – и взрослые, и дети. Вплетается звонкий свист в праздничный гомон народного гуляния. Ярмарка! Праздник!

Внимание! Внимание!

Веселое гуляние!

Приходи, скорей народ!

Разевай пошире рот,

Добрым людям здесь почет,

Всех нас ярмарка зовет.

Солнце яркое встает, собирается народ.

Под лучами яркими мы открываем ярмарку!

Будут песни, пляски, шутки и веселые прибаутки!

Мы предложим вам товары: чайники и самовары,

Пряники и сушки, отличные игрушки.

А на ярмарке товары –

Расписные самовары

Продаются рамки, склянки

И картины, и баранки.

Покупают люди сушки

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не спеша,

До чего же хороша

Ярмарка – это не только торг, но и большой народный праздник, показ всего разнообразия искусства русского народа. На ярмарки собиралось множество людей. Народные гулянья, кукольные представления, веселые карусели, выступление песенников и танцоров сопровождали торг.



Борис Кустудиев. «Ярмарка» 1908 г.



Васнецов Аполлинарий Михайлович.

«Новгородский торг»



Современная ярмарка



Учитель: Что-то вы, ребята, загрустили. А ну-ка, посмотрим на выступление и попробуем представить как проходил этот праздник.

Танец свистопляска

Каким вы представили себе праздник? Поделитесь своими впечатлениями и настроением?

А почему праздник называется «Свистунья»?

Послушаем легенду:

Однажды к городу Вятке подошли враги и грозила ему неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города получили по свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей – разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья, замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружает подоспевшая дружина князя, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают вятичи свой праздник «Свиспопляска – Свистунья»

Вся щедрость русской души отражена в праздновании ярмарки. И ни одна ярмарка не обходилась без пестрого красочного товара – глиняных игрушек – украшения ярмарки. А ещё на ярмарке всегда можно было услышать потешки, прибаутки, считалки.

А как вы думаете почему?

Верно, потешки, прибаутки, частушки это малые жанры фольклора, т.е. устного народного творчества.

Учитель. Народные умельцы не только создавали игрушки, но и придумывали к каждой из них прибаутку или даже сказку.

…Жил-был баран Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в цветных завитках – красных, синих, желтых, белых, черных. Гулял баран по полям и горам, по лугам и лесам. Никого баран Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова.

Окружили раз барана серые волки. Да только баран Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых и говорит:

– Пора бы и поужинать, да волки все какие-то худые.

А волчий круг все уже. Баран и говорит:

– Ошибся я – есть и жирные головы.

А волки все ближе. Закричал баран Золотые Рога на весь лес:

– Жирную пару волков на ужин выбрал!

Сверкают при лунном свете золотые рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек.

…Эту сказку любят вспоминать вятские мастерицы. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают – а сами сказки сказывают. Потому такими веселыми и получаются у них игрушки. Смотри, какая красота!

Давайте рассмотрим дымковские игрушки.

Хороша игрушка расписная,

Вся поет, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожит,

Что он свое стремленье к свету,

В фигурки яркие вложил.

Сегодня игрушек сверкающий ряд

Выходит на свет показать свой наряд.

Зонтик грибком, руки крендельком,

Ходят красны девицы по улице пешком.

Кофточки цветные, юбки расписные,

шляпы трехэтажные – статные и важные.

Все… торговлю мы кончаем и веселье начинаем!

Встанем, девицы, рядком и частушки пропоем.

1.Мы игрушки расписные

Хохотушки вятские

Щеголихи слободские

Кумушки посадские.

2.Наши руки крендельком

Щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

3.Дымковские барыни

Всех на свете краше,

А гусары – баловни

Кавалеры наши.

4.А вот индя-индюшок,

Он похож на сундучок.

Сундучок – то не простой –

Красный, белый, золотой!

5.Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

6.За оленем кони, кони

Вновь за тридевять земель

И пестреет от погони

Глиняная карусель.

7.Мы игрушки знатные

Складные да ладные

Мы по всюду славимся

Мы и вам понравимся.





Учитель. Тише, дудки, тише, домры, умолкает барабан, закрываем балаган!

Покружились, покружились, в мастерских мы очутились.

А знаете ли вы как называют мастера, который работает с глиной?

Гончар – это мастер, который изготавливает игрушки, посуду из глины.



II Основная часть

А) Исследование игрушки

1. Рассматривание изделий

Посмотрите на все игрушки внимательно, ре бята.

Что общего у всех этих игрушек?

Все они сделаны из глины, все они белого цвета, веселые, праздничные, нарядные.

Лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами.

Дымковская барыня очень нарядна. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.

Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали весе лые мастера или грустные? (веселые) А как они передали нам свое радостное настроение?

Яркими разноцветными красками, необычными формами и украшением фигурок.

В старину занимались лепкой игрушек исключительно женщины и дети до десяти лет. Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется все просто. Вот она отщипнула от глины кусочек, раскатала его колбаской, вот взяла глины побольше, расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой или лопаточкой сделала «ступку» – оказалась юбочка, сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, вылепила ведерки. На голову налепила высокий кокошник, крохотный носик приделала – отличительную особенность Дымковской игрушки – и поставила фигурку сушиться. Стоит водоноска сохнет, а мастерица уже другую фигурку лепит. потом фигурки обжигают в печах, из печи они выходят закаленные, крепкие, звонкие. Разводят на молоке мел и белят фигурки – игрушки.

И тут-то наступает пора их расписывать. В давние времена краски разводили на яичном желтке, что придавало краскам особый блеск. Многоцветная раскраска в виде клеток, полос, зигзагов, кружков в сочетании с гладко окрашенными частями образует радостный, веселый узор.

Посмотрите и назовите какие узоры на игрушках?

Что же он означает?

· Кружочки – солнышки – символ жизни.

· Точки, крестики – начало жизни человека.

· Квадратики с точками – засеянное поле.

· Квадратики – жилища.

· Линии – покой, воду.





Для росписи игрушек дымковские мастера используют простые геометрические узоры-кружочки, колечки, клетки, прямые и волнистые линии, ромбики и выполняют их яркими красками. Назовите какими.

Правильно, красной, желтой, синей, оранжевой, сочетая их между собой так, чтобы узоры на игрушках получились нарядными, используют ещё и золотую краску, чтобы игрушки были праздничными.

После росписи на игрушки «сажали золото». Листочки настолько тонки, что легче пуха. Мастерицы даже все окна закрывали, чтобы не было сквозняков, и листочки не улетели.

И вот игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными, смотришь, и наглядеться не можешь.

Послушайте, как о рождении дымковской игрушки рассказывает народная мастерица:

«Пока игрушка станет вот такой, много труда надо положить. Ведь игрушка рождается 3 раза.

1 раз игрушка рождается, когда её вылепят, она тогда вся коричневая, очень ломкая.

Чтобы игрушка окрепла, её обжигают в печи. От сильного жара игрушка раскаляется и становится чёрной, зато крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Потом её белят и расписывают – так она рождается в 3 раз.

Первый раз человек рождается совсем маленьким и глупым, второй раз рождается, когда ученье кончит. В 3 раз – когда пройдет испытание в жизни. Только тогда он станет настоящим человеком…»

Учитель:

Изготовление игрушек было изначально семейным делом. Секреты лепки и росписи передавались по женской линии: от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Ой, беда, беда, беда!

Игрушки наши большие,

Но почему-то не расписные,

Пока ехала сюда, так торопилась,

Что в дороге краска смылась!

Что ж не будет нашей ярмарки?

V. Постановка художественной задачи.

Класс разделен на творческие группы, каждая группа выполняет определенное задание.

Расписать трафареты дымковских игрушек.

Задание выполняется под народную музыку.

А теперь ваш черед показать свое мастерство. Сейчас я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел, или просто – игрушечниками и расписать каждому свою игрушку. Проходите к своим местам, у каждой из вас на столе есть свой набор необходимых материалов для росписи дымковской игрушки – это силуэты игрушек, гуашь и основной инструмент – кисточка. А чтобы вы почувствовали себя настоящими мастерами, я раздам вам еще «тычки» или ещё их называют «скрутки».

Давайте посмотрим, как ими работать.



Кроме кисточки для росписи применяют печатку – тычок для рисования маленьких кружочков и точек. Чтобы сделать тычок нужно свернуть полоску бумаги в трубочку - скрутку.

В каких элементах росписи применяется тычок?

Для того, чтобы нарисовать маленькие кружочки методом тычка можно использовать технику нетрадиционного рисования ватными палочками.

Запомни.

Узор наносить нужно сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинай с крупных элементов. А для подсказки есть вот такие таблицы с дымковскими элементами. Демонстрация таблиц.

Физкультминутка:

Скоро будем рисовать

Надо пальцы нам размять (хлопаем в ладоши, потом кулаками)

Вверх поднимем наши ручки

И дотянемся до тучки (поднимают руки потягиваются)

Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас детей! (дети машут руками: прогоняют тучку)

Вот к нам солнышко пришло,

(дети поднимают голову вверх, и разводят руки в стороны).

Стало весело, светло (шевелят пальцами над головой)

Игра. Найди наряд для дымковской «Барышни».

Сейчас вы создадите свой неповторимый узор игрушки, в стиле дымковских мастериц. Но для этого нам надо сделать разминку, упражнения. Поиграем в игру «Найди наряд для дымковской барышни».

А теперь приступайте, пожалуйста к работе. Работать вы будете творческими группами под музыку.

Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

Ребята расписывают силуэты игрушек. Готовые изделия дети прикрепляют к доске на ярмарку.



VI. Анализ работ. Итог урока.

Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи игрушек.

Вам понравилось?

Наша ярмарка готова.

Ребята, посмотрите, какие красивые игрушки у нас получились.

Налетайте, налетайте!

Покупайте- ка, игрушки!

Водоноски и зверушки!

Посмотрите, как живой,

Есть и конь здесь удалой.

Игрушки – диво!

Изящно и красиво!

Угодно купить,

могу уступить.

Какую игрушку вы бы купили на ярмарке? Почему?

Какая работа на ваш взгляд самая яркая?

А на какой работе лучше всего просматривается орнамент дымки? Почему?

Какие узоры в росписи вы использовали? (круги, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, наклонные, вертикальные, горизонтальные; листья, ягодки, цветы, солнышко)

А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста?

В каком селе живут эти мастера? (Дымково)

Молодцы, ребята. Сегодня вы потрудились на славу и заработали медальки «Мастер 1 ступени».

Волшебницам вятской родной стороны

Большое спасибо сказать мы должны

За то, что их руки не устают

И сказочные куклы для всех создают.

Хороши у нас игрушки:

Куклы, мишки и зверюшки.

С ними весело играть,

Но не будем забывать:

Игрушки – не люди,

Но все понимают,

И очень не любят,

Когда их ломают.

Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем.

VII.Домашнее задание. Каждой группе необходимо придумать рассказ о ярмарке и на следующем уроке обыграть в настольном театре, используя расписанные трафареты.