Высшая школа делового администрирования
Конференции
Октябрь 2023

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Бодрова Оксана Николаевна
воспитатель
Бреус Инга Стефановна
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 100 Центрального района г. Санкт-Петербурга

Психология памяти имеет широкое практическое применение. Трудно представить грамотно построенный процесс обучения, создание новых обучающих и развивающих технологий, а также программ, направленных на коррекцию и компенсацию познавательных способностей без учёта закономерностей памяти.

Развитие памяти непосредственно связанно с развитием общества – исторический процесс требует всё большего и большего усложнений функций памяти.[7].

Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память; другое по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала: образная (зрительная, слуховая обонятельная), словесно-логическая, двигательная, эмоциональная память; по характеру цели деятельности (участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала) делят на произвольную и непроизвольную.

Запоминание всегда избирательно. Запоминается не всё, что воздействует на органы чувств, а лишь то, с чем человек действует. [2].[3]

Непроизвольное запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение). Большое значение для непроизвольного запоминания играет заинтересованность человека в изучаемом материале и личная мотивация. Человек запоминает, то, что ему интересно и связанно с его профессиональной деятельностью.

Для произвольного запоминания обязательно присутствует задача, а сам процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд, повышая её объём. Этот механизм лежит в основе запоминания путём повторения.

Непроизвольно лучше запоминается материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который имеет для человека большое значение. Когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нём определённых внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного возраста.

С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью её объёма, связанно такое свойство, как замещение. При переполнении ограниченного объёма кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, забывается.[6]

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование материала в виде последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системы человека.

По продолжительности хранения материала память может быть разделена на: мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная память способна удерживать точную и полную картину только что воспринятого материала органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Её длительность от 0,1 до 0,5 секунд.

Некоторые исследователи отдельно выделяют из кратковременной в оперативную память- память на последовательность действий во время выполнения того или иного действия. Срок хранения рассчитан на решения поставленной задачи

Кратковременная память — характеризуется относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из–за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения.

Информация, поступающая из окружающей среды, воспринимается и обрабатывается различными сенсорными системами и поступает в долговременное хранение. Как правило в долговременном хранении информация находится от нескольких минут до нескольких часов. В течении нескольких часов после получения информации сознание «отбирает» материал для долговременного хранения и «стирает» из памяти лишнюю информацию. Материалы из кратковременного хранения постоянно взаимодействуют с материалами из долговременного хранения.

Долговременная память способна хранить информацию в течении неограниченного срока хранения. Она характеризуется длительностью и прочностью хранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление памяти, приобретённых человеком в процессе выполнения различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой и др.) Материалы в долговременной памяти могут храниться долгие годы.

Генетическая память (наследственная) сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития, врождённые формы видового поведения (инстинкты), а также некую предрасположенность к определённым формам социального поведения. Она устойчива к повреждающим факторам, что обеспечивает надёжность наследственной информации. [7]

Если требуется зрительно запомнить мы обычно закрываем глаза и стараемся мысленно воспроизвести увиденное, по ассоциации вызвать у себя определённую реакцию, способствующую активизации и интегрированию процессов, служащих запоминанию и воспроизведению.

В зависимости, какая память доминирующая необходимо применять соответствующие приёмы запоминания материала. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть так как при запоминании и воспроизведении ему легче опираться на зрительные образы. У другого преобладает слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

Общие обзоры развития детской психики содержаться в различных работах по возрастной психологии Божович Л.И., Болконского Д. Б, Смирнова А. А. Подробно исследовал возрастные изменения памяти Леонтьев А.Н.

Дети младшего дошкольного возраста запоминают механически – повторение, чем больше число повторений, тем крепче ассоциации. С возрастом механическая память уступает место логической памяти.

В дошкольном возрасте у детей особую роль в развитие непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание ребёнка на различные стороны объектов, взрослый обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребёнка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, сочинении сказок, т.е. ставит цель «Вспомни!» Ребёнок должен понимать, зачем нужно запомнить. Развитие произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создаёт игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребёнку цели.

В исследованиях Истоминой З.М. было отмечено, что первое произвольное запоминание начинает складываться в среднем дошкольном возрасте. [5]

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) совершенствуется переход от непроизвольного запоминания к начальному этапу произвольного запоминания и припоминания. Наиболее благоприятным условием становиться возможным и усвоение детьми действий смыслового запоминания, такое усвоение происходит в условиях специального запоминания: не пассивное восприятие, а активное выполнение мыслительных операций, например, придумывание слов, установление конкретных связей и т.д.

Психологами было установлено, что большая часть детей к 6 годам успешно используют самоконтроль при запоминании. Это очень важно для успешного овладения учебной деятельностью.

Несмотря на существенные достижения во владении произвольным запоминанием господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста остаётся непроизвольная образная и зрительная память. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в редких случаях, когда возникают задачи или это требует взрослый. Элементы произвольного запоминания - это главное достижение дошкольного периода. [8].

Образная память - запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Образная память в свою очередь может быть подразделена в зависимости от органов чувств, воспринимающего информацию из внешнего мира, на зрительную (когда вспоминаются зрительные образы вещей и явлений), слуховую (когда запоминаются звуки, тон, голоса, музыка), осязательную (память на прикосновения к тем или иным предметам), обонятельную (память на запахи) и вкусовую (память на вкусовые ощущения разных продуктов). В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая, значительную часть информации о внешнем мире человек получает через глаза и уши. [1].

Образная память ярче проявляется у детей и подростков.

Высокого уровня развитие образной памяти достигает у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высоко развитую зрительную память.

Эмоциональная памятьпамять на пережитые чувства. Человек может вновь радоваться, вспомнив счастливое событие, краснеть припомнив неловкий поступок. Эмоциональная память – важнейшее условие нравственного развития человека. Кроме того, она может быть мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования привычек.

На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, вождение автомобиля, печатание на машинке и другие трудовые навыки и умения). Признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость, сноровка. Различия в уровне двигательной памяти ведут к разному уровню развития навыков письма, трудовой деятельности. Память на движения особенно хорошо развита у спортсменов.

Двигательная память лежит в основе усвоения танцевальных фигур, а также привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо.

Двигательная память достигает полного развития раньше иных форм памяти. У некоторых людей этот вид памяти остается ведущим на всю жизнь. У остальных – ведущую роль играют другие виды памяти. [8].

Словесно–логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. Двигательная, образная и эмоциональная память в своих простейших формах есть и у животных.

Одной из основных характеристик словесно - логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания. [ 4]

Индиви дуальные особенности обуславливают различные типы памяти: у людей может преобладать наглядно-образный, словеснологический или эмоциональный вид памя ти.

Любая деятельность, которая будет осваиваться ребёнком: чтение, письмо, трудовая деятельность – основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Чтобы ребёнок успешно овладевал учебной деятельностью, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды и процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение [8]

Литература:

1.Аткинсон Р. Человеческая память и процессы обучения. М., 1998

2.Бабаева Т.И. У школьного порога. М., Просвящение,1993

3.Бакланов В.С. Как сохранить и улучшить память. М., Воскресенье, 1995

4.Выготский Л.С. Лекции по психологии. С-Пб., Союз, 1997

5.Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. // Психология памяти./. Под ред. Гиппейнрейтер Ю.Б. и Романова В.Д., Изд. Черо2000

6.Липп Д. Улучаем память в любом возрасте. М., Издательство мир, 1993

7.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. //Хрестоматия по психологии// Под. Ред. Петрова А.В., М., 1998

8.Симонова Л.Ф. Память детей 5-6 лет, стр. 12-18, 1972