к.п.н., доцент
ЮФУ, ИММиКН им И.И. Воровича
г.Ростов-на-Дону
Таранушич Вера Андреевна
магистр
ЮФУ, ИММиКН им И.И. Воровича
г.Ростов-на-Дону
У нас всё лучшие виды на всё худшие перспективы.
— Януш Васильковский.
Аннотация. В XI веке, с одной стороны, процветают технологические разработки для населения, но, с другой стороны, становится все заметнее у большинства населения пессимистический взгляд на то или иное событие. Учеными выявлено, что с каждым последующим столетием процент людей с пессимистическим мышлением все больше возрастает. Данная тенденция не проходит стороной и подрастающее поколение. Закрадывается вопрос. Как избежать начиная с младше школьного возраста подверженность к негативному стилю общения?
Ключевые слова: стиль мышления; стиль общения; пессимисты; оптимисты; обучение школьников.
В соответствии с многолетними исследованиями американского психолога Мартина Селигмана, современное поколение людей все чаще становятся заложниками пессимистично настроенного стиля общения. Зачастую, к примеру, если ребёнок не успевает в школе, большинство родителей и педагогов считают его неспособным к тому или иному предмету. А он ведь может находиться в одной из стадий депрессии и ему нужно просто помочь из нее выйти. Существуют разные подходы к решению данной проблемы, как психоаналитический, так и биомедицинский. Прежде чем приступить к разбору путей сложившейся проблемы, проанализируем восприимчивость школьников к различным типам и факторам, влияющих на это.
Как известно, в этом вопросе основную роль играет наследственность, но это совсем не означает, что учащийся с вероятностью 100% унаследует данный стиль мышления. Это скорее предостерегает родителей быть крайне внимательным к своим чадам, дабы не развить у них впоследствии симптомы депрессивного расстройства. Так же как и родителям, по моему мнению, сотрудникам школы тоже необходимо взять этот фактор на вооружение., поскольку большую часть времени учащийся проводит именно в стенах школы: посещая уроки, общаясь со сверстниками и т.п.
Существует несколько способов распознать стиль мышления у обучающихся.
Одним из которых, на данный момент, пользуется основная часть преподавателей в школе — наблюдение. Конечно, к данному способу, не осознавая того сами, учителя прибегали издавна, анализируя поведения школьников как на уроках, так и в свободное время, проводимое учащимися вне стен школы.
Более же трепетно и дотошно присущ данный способ родителям. Наблюдая из года в год, как ребенок растет, родитель формируют представление о разнообразных чертах и пристрастиях своего ребёнка, впоследствии информируя об этом, к примеру, классного руководителя.
Также ещё одним из способов, дающих результативность при использовании, является психологическое тестирование, проводимое на сегодняшний день даже в некоторых общеобразовательных учреждениях при поступлении ребенка в начальную школу.
Важно отметить, что на экспериментальной основе учёными было выявлено, что, если искусственно не влиять на стиль общения школьников, он со временем останется неизменным и даже в большей мере будет прослеживаться [3]. Поэтому, можно утверждать о том, что если в младшем школьном возрасте тест показал пессимистичный стиль мышления у учащегося, то лучшим для него будет является корректировка его стиля мышления как можно в более раннем возрасте, так как это приведет, во-первых, к более безболезненной форме взаимодействия с ним психолога, так и, во-вторых, как можно большего количества успешных достижений им впоследствии.
Концепция, предлагаемая для введения в общеобразовательные учреждения, подразумевает сразу несколько серьезных начальных установок:
● Информация, полученная педагогами, должна быть строго инкогнито.
Ведь в случае разглашения ее, результаты могут быть катастрофическими и носить уже отрицательный характер.
● Во-вторых, посещение психолога необходимо проводить не только тем детям, у которых выявлен пессимистический стиль мышления, но и остальным (оптимистам). Дабы сохранить предыдущую установку.
● Возможно, стоит задуматься о включении в обязательную или факультативную школьную программу психологии как учебного предмета.
По моему мнению, это бы стерло существенный барьер между психологом и учащимся при проведении индивидуальных обязательных сеансов.
● Обязательно заручиться поддержкой от родителей и контролировать эмоциональное состояние ребёнка сообща.
Важно отметить, что это совсем не означает, что им необходимо будет наседать или давить на ребенка для прочтения соответствующей им литературы или введением нового для него канона поведения. Это лишь свидетельствует о том, чтобы в случае определенного девиантного поведения, замеченного специалистами, они могли бы сообщить родителем об этом и быть уверенным в правильной последовательности предпринятых ими действий, рекомендованных психологами.
Конечно, данная концепция имеет большое количество недостатков и тонкостей, которые требуют определенных усилий как со стороны родителей, так и со стороны школы. Ведь в случае нарушения хоть одного из вышеперечисленного пункта, ситуация может обернуться угрожающе для всех ее участников.
По моему мнению, апробация данного предложения на определенном количестве школ дало бы ясное представление в убедительности этой концепции. Ведь аналогичные предложения уже поступали в Министерство образования и даже были рассмотрены [2]. Но внедрение их предполагалось в качестве дополнения к действующему предмету ОБЖ, отведя на изучение психологии всего лишь 20 учебных часов, т.е. проведение одного раза в неделю в течение 20 недель. Осваивать новый для себя предмет школьники должны были начиная с 3 класса до 11 включительно, т. е. на протяжении 9 лет.
Исходя из этого возникает множество как вопросов, так и уточнений. Но, так как эта инициатива так и не была реализована, то возможность в анализе ее не доводится необходимым.
Таким образом, надежда о введении нескольких этапов из предложенной ранее концепции стоит на повестке дня для всего образовательного процесса в целом. Окажется ли верной эта концепция или нет, покажет только время после ее внедрения. Но, важно не забывать, что к устранению тенденции — склонности к пессимистическому мышлению школьников необходимо приложить все силы, дабы не привести еще к большей эпидемиологической обстановки в мире, а все-таки выработать иммунитет на столкновение с негативной ситуацией у подрастающего поколения.
Список литературы:
1. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. — Выпуск №55. — М.: URSS, 2007. — 279 c.
2. Психология в школе. [Электронный ресурс] // Учеба.ру URL:https://www.ucheba.ru/article/4120 (дата обращения: 24.07.2021).
3. Селигман М. Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь. — М.:Альпина Паблишер, 2020.—544 с.