Библиографическое описание:
Солощева С.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТН-ОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ // Современная начальная школа. 2023. № 13 (56). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/56.pdf.
Проблема формирования функциональной грамотности школьников приобрела в последние годы особенную актуальность и значимость. Часто уровень сформированности функциональной грамотности определяют как индикатор общественного благополучия. С первых шагов школьного обучения деятельность детей становится общественно значимой и общественно оцениваемой. Именно со школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого обучающегося этап становления его функциональной грамотности.
Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.
Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов.
На уроках русского языка мы формируем не только читательскую, но и языковую ФГ.
Так что же такое языковая функциональная грамотность и как она формируется в школе?
Языковая функциональная грамотность – это владение нормативным, эстетическим и этическим аспектами культуры речи.
Сформированность языковой функциональной грамотности проявляется в:
· умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения;
· соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических);
· соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц;
· умении с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли, решать конфликты с помощью слова;
· умении работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни.
Предлгаю разработку 3 учебных ситуаций, направленных на развитие у младших школьников языковой функциональной грамотности. Учебник русский язык 1 класс, Школа России.
УС № 1
Языковая грамотность
1 класс, русский язык, Школа России, тема: «Буквосочетания ЧК-ЧН-ЧТ»
Ребята, к нам в гости приходил жук – Буквоедик, в каждом слове наш жучок скушал букву, оставив лишь звук. Давайте мы с вами запишем только те слова, в которых не нужно писать мягкий знак (ь), правильно обозначая буквы.
§ Какое одинаковое буквосочетание встречается в записанных словах? (Буквосочетание ЧК)
§ Прочитайте рубрику «Сведения о языке» в учебнике на с. 111. Что вы узнали? (В буквосочетаниях ЧК-ЧН-ЧТ мягкий знак не пишется).
§ Придумайте и запишите еще 5 слов на данную орфограмму. Докажите, что вы выполнили задание правильно. (Ребята записывают слова, подчеркивая орфограмму ЧК в словах).
Вывод: в данной УС у ребят повышается интерес к заучиванию орфограммы, т.к. появляется загадочный герой жук – Буквоедик, и запомнить написание слов с сочетанием ЧК-ЧН-ЧТ детям становится намного легче, появляется интерес к уроку.
Учащиеся научатся:
ü писать слова с сочетанием ЧК-ЧН-ЧТ;
ü подбирать примеры слов с этими буквосочетаниями.
УС № 2
Языковая грамотность
1 класс, русский язык, Школа России, тема: «Буквосочетания ЧК-ЧН-ЧТ. Закрепление изученного материала»
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, это Знайка и Незнайка, они записали для вас слова на доске, прочитайте эти слова, посмотрите, что у них получилось.
o Кто из героев прав? (Знайка).
o В каких словах допущены ошибки? Обоснуйте свой ответ. (В словах 1-го столбика, сочетания ЧК-ЧН-ЧТ ВСЕГДА пишутся без мягкого знака (ь), т.к. [ч’] – всегда мягкий).
o Запишите в тетрадь правильные слова, подчеркните орфограмму.
Вывод: в данной УС у ребят повышается интерес к данному заданию, т.к. появляются сказочные герои, которые мотивируют ребят к выполнению задания. Ребята учатся на ошибках героя Незнайки. А также учащиеся на уроке могут почувствовать себя в роли учителей, исправляя ошибки.
Учащиеся научатся:
ü писать слова с сочетанием ЧК-ЧН-ЧТ;
ü подбирать примеры слов с этими буквосочетаниями.
УС № 3
Языковая грамотность
2 класс, русский язык.
Тема: «Имена прилагательные. Антонимы»
Словарная работа
На доске картинки:
- Угадайте предмет (животное) по его признакам. Описание животных я взяла в виде загадок. Все слова словарные.
o Говорят, что я трусливый, В сказках якобы хвастливый. Всё не так, мои друзья, Просто осторожный я! (Заяц)
o Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, в сарай попала, кур пересчитала. (Лисица)
o Он коричневый, большой, Спит в берлоге под сосной. А весной начнет реветь Косолапый зверь… (Медведь)
o Кудрявые свисают ушки, Веселая она и добродушная. Нрав приветлив, но суров — Дом хранит от чужаков. (Собака)
1. Какой частью речи являются эти слова? Докажите. Запишите их, подчеркните орфограммы. (Это подлежащее, все слова обозначают название предмета и отвечают на вопрос «кто?»)
2. А теперь давайте найдем в загадках имена прилагательные к этим словам и запишем их. На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? какая? какие? какое?)
Заяц (какой?) трусливый, хвастливый, осторожный.
Лисица (какая?) рыжая, хитрая, ловкая.
Медведь (какой?) коричневый, большой.
Собака (какая?) веселая, добродушная.
3. Во второй столбик запишем слова, противоположные по смыслу написанным прилагательным. Как называются такие слова? (Антонимы)
Заяц (какой?)
Трусливый - смелый
Хвастливый - скромный
Осторожный – невнимательный, неосторожный
Лисица (какая?)
Рыжая - черная
Хитрая - наивная
Ловкая - неуклюжая
Медведь (какой?)
Коричневый - белый
Большой - маленький
Собака (какая?)
Веселая – грустная
Добродушная – злая.
4. Какие слова мы сейчас подбирали? (Антонимы) Дайте определение антонимам (Антонимы – это слова, противоположные по смыслу).
Вывод: в данной УС у учащихся повышается интерес к данному заданию, теме, т.к. ученики закрепляют изученную тема в форме игры – загадки. Выполняют поиск необходимой информации, подбирают верные ответы.
Учащиеся научатся:
ü Правильному письму и запоминанию словарных слов;
ü Находить в тексте необходимую информацию;
ü Находить в тексте слова, обозначающие признак предметов;
ü Подбирать слова противоположные по значению.
Таким образом, хочется отметить, что функциональную грамотность, а именно языковую, мы формируем практически на каждом своем уроке, построенном в соответствии с ФГОС, просто не задумываемся об этом.
«У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения людей друг с другом. И сам язык может развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции».
Солощева С.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТН-ОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ // Современная начальная школа. 2023. № 13 (56). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/56.pdf.
Проблема формирования функциональной грамотности школьников приобрела в последние годы особенную актуальность и значимость. Часто уровень сформированности функциональной грамотности определяют как индикатор общественного благополучия. С первых шагов школьного обучения деятельность детей становится общественно значимой и общественно оцениваемой. Именно со школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого обучающегося этап становления его функциональной грамотности.
Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.
Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов.
На уроках русского языка мы формируем не только читательскую, но и языковую ФГ.
Так что же такое языковая функциональная грамотность и как она формируется в школе?
Языковая функциональная грамотность – это владение нормативным, эстетическим и этическим аспектами культуры речи.
Сформированность языковой функциональной грамотности проявляется в:
· умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения;
· соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических);
· соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц;
· умении с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли, решать конфликты с помощью слова;
· умении работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни.
Предлгаю разработку 3 учебных ситуаций, направленных на развитие у младших школьников языковой функциональной грамотности. Учебник русский язык 1 класс, Школа России.
УС № 1
Языковая грамотность
1 класс, русский язык, Школа России, тема: «Буквосочетания ЧК-ЧН-ЧТ»
Ребята, к нам в гости приходил жук – Буквоедик, в каждом слове наш жучок скушал букву, оставив лишь звук. Давайте мы с вами запишем только те слова, в которых не нужно писать мягкий знак (ь), правильно обозначая буквы.
§ Какое одинаковое буквосочетание встречается в записанных словах? (Буквосочетание ЧК)
§ Прочитайте рубрику «Сведения о языке» в учебнике на с. 111. Что вы узнали? (В буквосочетаниях ЧК-ЧН-ЧТ мягкий знак не пишется).
§ Придумайте и запишите еще 5 слов на данную орфограмму. Докажите, что вы выполнили задание правильно. (Ребята записывают слова, подчеркивая орфограмму ЧК в словах).
Вывод: в данной УС у ребят повышается интерес к заучиванию орфограммы, т.к. появляется загадочный герой жук – Буквоедик, и запомнить написание слов с сочетанием ЧК-ЧН-ЧТ детям становится намного легче, появляется интерес к уроку.
Учащиеся научатся:
ü писать слова с сочетанием ЧК-ЧН-ЧТ;
ü подбирать примеры слов с этими буквосочетаниями.
УС № 2
Языковая грамотность
1 класс, русский язык, Школа России, тема: «Буквосочетания ЧК-ЧН-ЧТ. Закрепление изученного материала»
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, это Знайка и Незнайка, они записали для вас слова на доске, прочитайте эти слова, посмотрите, что у них получилось.
o Кто из героев прав? (Знайка).
o В каких словах допущены ошибки? Обоснуйте свой ответ. (В словах 1-го столбика, сочетания ЧК-ЧН-ЧТ ВСЕГДА пишутся без мягкого знака (ь), т.к. [ч’] – всегда мягкий).
o Запишите в тетрадь правильные слова, подчеркните орфограмму.
Вывод: в данной УС у ребят повышается интерес к данному заданию, т.к. появляются сказочные герои, которые мотивируют ребят к выполнению задания. Ребята учатся на ошибках героя Незнайки. А также учащиеся на уроке могут почувствовать себя в роли учителей, исправляя ошибки.
Учащиеся научатся:
ü писать слова с сочетанием ЧК-ЧН-ЧТ;
ü подбирать примеры слов с этими буквосочетаниями.
УС № 3
Языковая грамотность
2 класс, русский язык.
Тема: «Имена прилагательные. Антонимы»
Словарная работа
На доске картинки:
- Угадайте предмет (животное) по его признакам. Описание животных я взяла в виде загадок. Все слова словарные.
o Говорят, что я трусливый, В сказках якобы хвастливый. Всё не так, мои друзья, Просто осторожный я! (Заяц)
o Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, в сарай попала, кур пересчитала. (Лисица)
o Он коричневый, большой, Спит в берлоге под сосной. А весной начнет реветь Косолапый зверь… (Медведь)
o Кудрявые свисают ушки, Веселая она и добродушная. Нрав приветлив, но суров — Дом хранит от чужаков. (Собака)
1. Какой частью речи являются эти слова? Докажите. Запишите их, подчеркните орфограммы. (Это подлежащее, все слова обозначают название предмета и отвечают на вопрос «кто?»)
2. А теперь давайте найдем в загадках имена прилагательные к этим словам и запишем их. На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? какая? какие? какое?)
Заяц (какой?) трусливый, хвастливый, осторожный.
Лисица (какая?) рыжая, хитрая, ловкая.
Медведь (какой?) коричневый, большой.
Собака (какая?) веселая, добродушная.
3. Во второй столбик запишем слова, противоположные по смыслу написанным прилагательным. Как называются такие слова? (Антонимы)
Заяц (какой?)
Трусливый - смелый
Хвастливый - скромный
Осторожный – невнимательный, неосторожный
Лисица (какая?)
Рыжая - черная
Хитрая - наивная
Ловкая - неуклюжая
Медведь (какой?)
Коричневый - белый
Большой - маленький
Собака (какая?)
Веселая – грустная
Добродушная – злая.
4. Какие слова мы сейчас подбирали? (Антонимы) Дайте определение антонимам (Антонимы – это слова, противоположные по смыслу).
Вывод: в данной УС у учащихся повышается интерес к данному заданию, теме, т.к. ученики закрепляют изученную тема в форме игры – загадки. Выполняют поиск необходимой информации, подбирают верные ответы.
Учащиеся научатся:
ü Правильному письму и запоминанию словарных слов;
ü Находить в тексте необходимую информацию;
ü Находить в тексте слова, обозначающие признак предметов;
ü Подбирать слова противоположные по значению.
Таким образом, хочется отметить, что функциональную грамотность, а именно языковую, мы формируем практически на каждом своем уроке, построенном в соответствии с ФГОС, просто не задумываемся об этом.
«У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения людей друг с другом. И сам язык может развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции».