Библиографическое описание:
Алексеева Н.Ю., Маркова Н.Н., Шайманова М.А. Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе «Где прячется здоровье?» // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.
Цель: учить детей заботиться о своем здоровье.
Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. Развивать познавательный интерес, память, мышление, речь, умение рассуждать, делать умозаключение. Закрепить представление детей о распорядке дня, значимости режима дня, о полезной еде.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята!
Ты скажешь человеку «здравствуй»!
Улыбнется он в ответ
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Что мы желаем человеку, когда говорим «Здравствуйте!»?
Дети: Желаем здоровья.
Вот и мы сейчас с вами пожелаем друг другу здоровья. Давайте встанем парами друг напротив друга.
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
Воспитатель: Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали «Здравствуйте».
(Дети садятся)
Сегодня я хочу поговорить на очень важную тему, о здоровье.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое здоровье?
(ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я хочу рассказать вам старую легенду (звучит спокойная лирическая музыка)
«Давным-давно на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек, один из Богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой сказал: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но один Бог сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека - здоровье. Стали думать- решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали
спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - на высокие горы. А один из Богов предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека».
Так и живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье, да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов!
(заканчивает звучать музыка)
Воспитатель: Значит, здоровье – то оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из вас. Я открою вам маленький секрет – наше здоровье можно сравнить с солнцем у которого много лучиков (выставляю картинку солнце «грустное»). Чтобы наше солнце заулыбалось, нам надо найти и собрать все лучики.
Ребята, вы готовы?
Дети: Да
Воспитатель: Первый лучик – это сила. А чтобы человек был сильным, должен заниматься физкультурой.
Я приглашаю вас на разминку.
Сделаем разминку – держим ровно спинку.
Голову назад, вперед, влево, вправо, поворот.
Руки вверх, поднять прямые. Вот высокие какие!
Еще выше потянулись, вправо-влево повернулись.
А теперь танцует таз. Посмотрите-ка на нас!
Этим славным упражнением поднимаем настроение.
Прыгать нам совсем не лень, словно мячики весь день.
Воспитатель: Посмотрите, сколько сил стало в ваших руках! А у нашего солнышка появился один лучик. Хотите чтобы солнце засияло всеми своими лучиками?
Присаживайтесь на стульчики. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать.
(После разгадывания загадки воспитатель вывешивает на мольберт картинку с предметом)
По утрам и вечерам
Чистит - чистит зубы нам,
А днем отдыхает,
В стаканчике скучает
(Зубная щетка)
Белая река
В пещеру затекла,
По ручью выходит —
Со стен всё выводит.
(Зубная паста)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне -
Пусть отмоет руки мне.
(Мыло)
Вытираю я, стараюсь,
После бани паренька.
Все намокло, все измялось -
Нет сухого уголка.
(Полотенце)
Мы ей пользуемся часто,
Хоть она, как волк, зубаста.
Ей не хочется кусать,
Ей бы зубки почесать.
(Расческа)
Воспитатель: Умницы! Скажите, а как одним словом можно назвать все эти предметы? (предметы личной гигиены)
Воспитатель: Какие еще предметы личной гигиены вы знаете, которыми может пользоваться только один человек? (полотенце, носовой платок и т.д.)
А почему эти предметы гигиены называются личными?
Дети: Эти предметы нельзя давать другому человеку, даже если он твой друг, папа, мама, или братишка.
Воспитатель: Правильно. Вот и второй лучик появился у нашего солнца, лучик под названием «Гигиена».
Чтобы узнать, как называется третий лучик нашего здоровья, я покажу вам фокус.
Загляните внутрь этой бутылочки. Что там лежит?
Дети: Ничего нет.
Воспитатель: Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка, из бутылочки беги. (Опускаем бутылочку в воду и нажимаем на нее, из бутылочки бегут пузырьки).
Воспитатель: Что за невидимка сидел в бутылке?
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Правильно, дети.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья мерзнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышит он, и я, и ты.
Давайте выполним с вами упражнения на дыхание.
(выполняем упражнения на дыхание).
1. «Погреемся». Руки развести в стороны, затем быстрыми движениями скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнести «у-х-х».
2. «Заблудились в лесу». Сделать вдох и на выдохе прокричать «а-у-у».
Воспитатель: Дети, скажите, почему мы выполняли дыхательные упражнения?
Дети: Чтобы организм обогатился кислородом, чтобы закалять свой организм и т. д.
Воспитатель: Правильно, ребята, воздух насыщен кислородом - это чистый свежий воздух. А вот и третий лучик появился у солнышка. Как он называется?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Давайте отдохнем с вами немного, проведем физкультминутку.
Физкультминутка «Раз – два – три – четыре – пять – будем тело изучать».
Воспитатель: Отдохнули, а теперь пора в путь - искать дальше лучики.
Посмотрите на картинки, что на них изображено? (дети перечисляют) А одним словом – это продукты. Ребята, а вы знаете, что бывают продукты полезные для нашего здоровья, а бывают и вредные.
Я предлагаю вам разложить картинки с продуктами по корзинам: в корзину с весёлой улыбкой - полезные продукты, а в корзину с грустной улыбкой - вредные для здоровья продукты. Каждый из вас подойдет, возьмет одну карточку с изображением продукта и положит в нужную корзину.
А что содержится в продуктах, которые полезны для нас, почему они полезные? (содержатся витамины, питательные вещества). Благодаря им у нас лучше видят глаза, здоровые зубки и кости, лучше работает сердце, мы становимся сильными и не болеем. Многие продукты вкусные, но в них нет никаких витаминов, а значит они не приносят никакой пользы.
Недаром в народе говорится: «Как питаешься, так и улыбаешься!»
Воспитатель: Итак, как же называется четвертый лучик здоровья?
Дети: Полезная еда!
(показываем пятый лучик)
Воспитатель: Пятый лучик у нашего солнышка называется хорошее настроение.
Закройте глаза (включается расслабляющая музыка). Представьте, что вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Они согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы отнесете и подарите друзьям. Открывайте глазки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наше солнышко как засияло, улыбается, радуется, потому что мы нашли ему лучики здоровья.
Воспитатель: Если вы будете выполнять все то, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии, а это выполнять физкультурные упражнения, делать
дыхательную гимнастику, дышать свежим воздухом, есть полезную еду, то будете такими, как солнце, яркими, светлыми, веселыми, задорными, т.е. здоровыми!
Воспитатель: Дети, вам понравилось занятие? А что именно понравилось?
Молодцы. Всем спасибо!
Алексеева Н.Ю., Маркова Н.Н., Шайманова М.А. Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе «Где прячется здоровье?» // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.
Цель: учить детей заботиться о своем здоровье.
Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. Развивать познавательный интерес, память, мышление, речь, умение рассуждать, делать умозаключение. Закрепить представление детей о распорядке дня, значимости режима дня, о полезной еде.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята!
Ты скажешь человеку «здравствуй»!
Улыбнется он в ответ
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Что мы желаем человеку, когда говорим «Здравствуйте!»?
Дети: Желаем здоровья.
Вот и мы сейчас с вами пожелаем друг другу здоровья. Давайте встанем парами друг напротив друга.
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
Воспитатель: Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали «Здравствуйте».
(Дети садятся)
Сегодня я хочу поговорить на очень важную тему, о здоровье.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое здоровье?
(ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я хочу рассказать вам старую легенду (звучит спокойная лирическая музыка)
«Давным-давно на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек, один из Богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой сказал: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но один Бог сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека - здоровье. Стали думать- решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали
спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - на высокие горы. А один из Богов предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека».
Так и живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье, да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов!
(заканчивает звучать музыка)
Воспитатель: Значит, здоровье – то оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из вас. Я открою вам маленький секрет – наше здоровье можно сравнить с солнцем у которого много лучиков (выставляю картинку солнце «грустное»). Чтобы наше солнце заулыбалось, нам надо найти и собрать все лучики.
Ребята, вы готовы?
Дети: Да
Воспитатель: Первый лучик – это сила. А чтобы человек был сильным, должен заниматься физкультурой.
Я приглашаю вас на разминку.
Сделаем разминку – держим ровно спинку.
Голову назад, вперед, влево, вправо, поворот.
Руки вверх, поднять прямые. Вот высокие какие!
Еще выше потянулись, вправо-влево повернулись.
А теперь танцует таз. Посмотрите-ка на нас!
Этим славным упражнением поднимаем настроение.
Прыгать нам совсем не лень, словно мячики весь день.
Воспитатель: Посмотрите, сколько сил стало в ваших руках! А у нашего солнышка появился один лучик. Хотите чтобы солнце засияло всеми своими лучиками?
Присаживайтесь на стульчики. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать.
(После разгадывания загадки воспитатель вывешивает на мольберт картинку с предметом)
По утрам и вечерам
Чистит - чистит зубы нам,
А днем отдыхает,
В стаканчике скучает
(Зубная щетка)
Белая река
В пещеру затекла,
По ручью выходит —
Со стен всё выводит.
(Зубная паста)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне -
Пусть отмоет руки мне.
(Мыло)
Вытираю я, стараюсь,
После бани паренька.
Все намокло, все измялось -
Нет сухого уголка.
(Полотенце)
Мы ей пользуемся часто,
Хоть она, как волк, зубаста.
Ей не хочется кусать,
Ей бы зубки почесать.
(Расческа)
Воспитатель: Умницы! Скажите, а как одним словом можно назвать все эти предметы? (предметы личной гигиены)
Воспитатель: Какие еще предметы личной гигиены вы знаете, которыми может пользоваться только один человек? (полотенце, носовой платок и т.д.)
А почему эти предметы гигиены называются личными?
Дети: Эти предметы нельзя давать другому человеку, даже если он твой друг, папа, мама, или братишка.
Воспитатель: Правильно. Вот и второй лучик появился у нашего солнца, лучик под названием «Гигиена».
Чтобы узнать, как называется третий лучик нашего здоровья, я покажу вам фокус.
Загляните внутрь этой бутылочки. Что там лежит?
Дети: Ничего нет.
Воспитатель: Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка, из бутылочки беги. (Опускаем бутылочку в воду и нажимаем на нее, из бутылочки бегут пузырьки).
Воспитатель: Что за невидимка сидел в бутылке?
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Правильно, дети.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья мерзнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышит он, и я, и ты.
Давайте выполним с вами упражнения на дыхание.
(выполняем упражнения на дыхание).
1. «Погреемся». Руки развести в стороны, затем быстрыми движениями скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнести «у-х-х».
2. «Заблудились в лесу». Сделать вдох и на выдохе прокричать «а-у-у».
Воспитатель: Дети, скажите, почему мы выполняли дыхательные упражнения?
Дети: Чтобы организм обогатился кислородом, чтобы закалять свой организм и т. д.
Воспитатель: Правильно, ребята, воздух насыщен кислородом - это чистый свежий воздух. А вот и третий лучик появился у солнышка. Как он называется?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Давайте отдохнем с вами немного, проведем физкультминутку.
Физкультминутка «Раз – два – три – четыре – пять – будем тело изучать».
Воспитатель: Отдохнули, а теперь пора в путь - искать дальше лучики.
Посмотрите на картинки, что на них изображено? (дети перечисляют) А одним словом – это продукты. Ребята, а вы знаете, что бывают продукты полезные для нашего здоровья, а бывают и вредные.
Я предлагаю вам разложить картинки с продуктами по корзинам: в корзину с весёлой улыбкой - полезные продукты, а в корзину с грустной улыбкой - вредные для здоровья продукты. Каждый из вас подойдет, возьмет одну карточку с изображением продукта и положит в нужную корзину.
А что содержится в продуктах, которые полезны для нас, почему они полезные? (содержатся витамины, питательные вещества). Благодаря им у нас лучше видят глаза, здоровые зубки и кости, лучше работает сердце, мы становимся сильными и не болеем. Многие продукты вкусные, но в них нет никаких витаминов, а значит они не приносят никакой пользы.
Недаром в народе говорится: «Как питаешься, так и улыбаешься!»
Воспитатель: Итак, как же называется четвертый лучик здоровья?
Дети: Полезная еда!
(показываем пятый лучик)
Воспитатель: Пятый лучик у нашего солнышка называется хорошее настроение.
Закройте глаза (включается расслабляющая музыка). Представьте, что вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Они согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы отнесете и подарите друзьям. Открывайте глазки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наше солнышко как засияло, улыбается, радуется, потому что мы нашли ему лучики здоровья.
Воспитатель: Если вы будете выполнять все то, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии, а это выполнять физкультурные упражнения, делать
дыхательную гимнастику, дышать свежим воздухом, есть полезную еду, то будете такими, как солнце, яркими, светлыми, веселыми, задорными, т.е. здоровыми!
Воспитатель: Дети, вам понравилось занятие? А что именно понравилось?
Молодцы. Всем спасибо!