Библиографическое описание:
Рублёва И.А. Конспект урока окружающего мира "Разнообразие растений" // Современная начальная школа. 2022. № 10 (41). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/41.pdf.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с различными группами растений и их характерными признаками.
Задачи урока:
· создать условия для формирования представления у обучающихся о разнообразии растительного мира, об основных группах растений: водорослях, мхах, папоротниках, хвойных растениях и цветковых растениях;
· развивать умения:
- умение сравнивать и выявлять существенные признаки отдельных групп растений, классифицировать их;
- работать с книгой и доской,
- самоконтроля и взаимоконтроля;
· воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.
Оборудование урока: учебник Г.Г. Ивченковой «Окружающий мир», часть 1, рабочая тетрадь №1 на печатной основе, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Учитель и дети приветствуют друг друга.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
-Как назвать, одним словом, изображения на слайде 2? (Ответ: живые существа).
-Докажите (Ответ: Они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и погибают.) слайд 3.
- Какая картинка лишняя? (Ответ: волк). Почему? (Ответ: относится к царству животных).
- А остальные картинки к какой группе отнесем? (Ответ: к царству растений) слайд 4.
- Можно ли перечислить всех представителей царства растений (Ответ: нет).
- Почему? (Ответ: их очень много).
- Подумайте, какие новые знания мы будем добывать сегодня на уроке? (Ответ: Узнаем о многообразии растений).
3. Работа по теме урока. Классификация растений.
Итак, тема урока «Многообразие растений». Ответьте на вопросы:
- Как называется наука о растениях? (Ответ: ботаника)
-А ученые, которые занимаются изучением растений? (Ответ: биологи)
- Мир растений очень разнообразен. Они различаются размерами, окраской и формой своих органов, условиями жизни, строением. Учёные-биологи делят царство растений на несколько групп.
-Рассмотрите внимательно все растения на слайд 5, подумайте и попробуйте разделить их на разные группы по какому-то отличительному признаку, даю вам 1 минутку.
- Докажи, что эти растения надо объединить в одну группу. Назовите хотя бы один отличительный признак этой группы:
1 группа - живут в воде (водоросли);
2 группа - имеют вместо листьев хвою (хвойные);
3 группа - имеют красивые цветки (цветковые);
4 группа - растут на камнях, деревьях (мхи);
5 группа - растут во влажных лесах, имеют крупные листья.
4. Работа с текстом учебника
- Ребята, скажите, а где мы можем проверить свои предположения? (Ответ: В энциклопедии найти информацию, найти статьи в интернете, в учебнике).
- Давайте проверим свои предположения с помощью учебника. Откроем страницы 85-86. Будем рассматривать каждую группу по плану.
- Какова же тема нашего урока? Прочитайте (Разнообразие растений.)
После прочтения статьи учебника о той или иной группе растений, после вопроса учителя о том, что нового узнали открывается часть плана с опорными словами (слайд 6) 1. среда обитания; 2. строение растения;
3. размножение;
- Посмотрите на слайд 7. Как называется группа этих растений? (водоросли).
- Прочитайте вслух статью о водорослях. Расскажите о них по плану? (Водоросли - это растения, живущие в воде. У водорослей нет корней, стебля, листьев, цветков и плодов с семенами. Все необходимое для жизни они поглощают всей поверхностью своего тела).
- Посмотрите слайд 8. Как называется эта группа растений? (Ответ: мхи).
- Давайте прочитаем статью о мхах и расскажем о них по плану (читают про себя). Что нового узнали об этой группе растений? (Ответ: Мхи –это растения, которые имеют только стебель и листья. У мха нет корня и поэтому воду и минеральные вещества они добывают при помощи стебля и листьев. Размножаются спорами, мельчайшими, как цветочная пыльца).
- А где же их среда обитания? (выслушать предположения).
- Вот послушайте какую информацию нашёл Дима об этом: (Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости отводы, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя.)
- Посмотрите на слайд 9. Как называется эта группа растений? (Ответ: папоротники).
- Прочитаем статью в парах и друг другу расскажем о представителях этой группы растений по нашему плану (Ответ: Папоротники-растения, обитающие во влажных тенистых местах. У них есть корень, стебли, листья. Цветков и плодов они не имеют. Размножаются, как и мхи-спорами).
- Что изображено на слайде 10. Как называют эту группу растений? (хвойные).
- Какие растения вы еще можете назвать, которые относятся к этой группе? Попробуйте, не глядя в учебник, рассказать о представителях этой группы растений по нашему плану. (Ответ. Эти растения растут в лесах, имеют корень, стебель, вместо листьев у них иголочки. Вместо плодов у них образуются шишечки, в которых созревают семена. Цветков и плодов у них нет)
-Посмотрите наследующий слайд11. Как называют эту группу растений? (Ответ: цветковые).
- Прочитайте статью в учебнике и расскажите о них по плану. (Ответ. Цветковые растения хотя бы раз в жизни цветут, растут везде. На месте цветков у них образуются плоды с семенами. У них есть все органы.)
- А предположите, как они размножаются? (Ответ: выслушать предположения).
- Послушайте, что пишут об этом в энциклопедии (читает сам учитель).
(Большая часть всех цветковых растений опыляется насекомыми. В самом сердце умирающего цветка находится пестик с крохотными семязачатками, а в них словно тайна за семью печатями происходит двойное оплодотворение. Двойным оно называется потому, что одновременно происходит не одно, а два слияния клеток. Пройдет еще немного времени и в том месте, где еще недавно благоухал цветок, развивается плод с семенами. Под околоплодником, так называют покровы плода, семена дозревают, крепнет их семенная кожура и скоро эти зачатки жизни разнесет, разбросает по свету ветер или вода, птицы или звери, а быть может и сам человек. Жизнь цветкового растения продолжается!)
5. Обобщение знаний. Самостоятельная работа
- Откройте тетради на стр. 36, выполните задание № 81.
- Какие бывают растения. Заполни схему (слайд 12).
6. Оценочная деятельность. Работа в парах.
- Поменяйтесь тетрадями. Сверьте работу соседа со слайдом 13. Исправьте ошибки. Оцените свои знания по критериям: ни одной ошибки 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3 и т.д.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке? О чём вам хотелось бы рассказать, когда вы придете домой после уроков?
-Молодцы! Урок окончен. Всем спасибо!
Рублёва И.А. Конспект урока окружающего мира "Разнообразие растений" // Современная начальная школа. 2022. № 10 (41). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/41.pdf.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с различными группами растений и их характерными признаками.
Задачи урока:
· создать условия для формирования представления у обучающихся о разнообразии растительного мира, об основных группах растений: водорослях, мхах, папоротниках, хвойных растениях и цветковых растениях;
· развивать умения:
- умение сравнивать и выявлять существенные признаки отдельных групп растений, классифицировать их;
- работать с книгой и доской,
- самоконтроля и взаимоконтроля;
· воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.
Оборудование урока: учебник Г.Г. Ивченковой «Окружающий мир», часть 1, рабочая тетрадь №1 на печатной основе, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Учитель и дети приветствуют друг друга.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
-Как назвать, одним словом, изображения на слайде 2? (Ответ: живые существа).
-Докажите (Ответ: Они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и погибают.) слайд 3.
- Какая картинка лишняя? (Ответ: волк). Почему? (Ответ: относится к царству животных).
- А остальные картинки к какой группе отнесем? (Ответ: к царству растений) слайд 4.
- Можно ли перечислить всех представителей царства растений (Ответ: нет).
- Почему? (Ответ: их очень много).
- Подумайте, какие новые знания мы будем добывать сегодня на уроке? (Ответ: Узнаем о многообразии растений).
3. Работа по теме урока. Классификация растений.
Итак, тема урока «Многообразие растений». Ответьте на вопросы:
- Как называется наука о растениях? (Ответ: ботаника)
-А ученые, которые занимаются изучением растений? (Ответ: биологи)
- Мир растений очень разнообразен. Они различаются размерами, окраской и формой своих органов, условиями жизни, строением. Учёные-биологи делят царство растений на несколько групп.
-Рассмотрите внимательно все растения на слайд 5, подумайте и попробуйте разделить их на разные группы по какому-то отличительному признаку, даю вам 1 минутку.
- Докажи, что эти растения надо объединить в одну группу. Назовите хотя бы один отличительный признак этой группы:
1 группа - живут в воде (водоросли);
2 группа - имеют вместо листьев хвою (хвойные);
3 группа - имеют красивые цветки (цветковые);
4 группа - растут на камнях, деревьях (мхи);
5 группа - растут во влажных лесах, имеют крупные листья.
4. Работа с текстом учебника
- Ребята, скажите, а где мы можем проверить свои предположения? (Ответ: В энциклопедии найти информацию, найти статьи в интернете, в учебнике).
- Давайте проверим свои предположения с помощью учебника. Откроем страницы 85-86. Будем рассматривать каждую группу по плану.
- Какова же тема нашего урока? Прочитайте (Разнообразие растений.)
После прочтения статьи учебника о той или иной группе растений, после вопроса учителя о том, что нового узнали открывается часть плана с опорными словами (слайд 6) 1. среда обитания; 2. строение растения;
3. размножение;
- Посмотрите на слайд 7. Как называется группа этих растений? (водоросли).
- Прочитайте вслух статью о водорослях. Расскажите о них по плану? (Водоросли - это растения, живущие в воде. У водорослей нет корней, стебля, листьев, цветков и плодов с семенами. Все необходимое для жизни они поглощают всей поверхностью своего тела).
- Посмотрите слайд 8. Как называется эта группа растений? (Ответ: мхи).
- Давайте прочитаем статью о мхах и расскажем о них по плану (читают про себя). Что нового узнали об этой группе растений? (Ответ: Мхи –это растения, которые имеют только стебель и листья. У мха нет корня и поэтому воду и минеральные вещества они добывают при помощи стебля и листьев. Размножаются спорами, мельчайшими, как цветочная пыльца).
- А где же их среда обитания? (выслушать предположения).
- Вот послушайте какую информацию нашёл Дима об этом: (Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости отводы, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя.)
- Посмотрите на слайд 9. Как называется эта группа растений? (Ответ: папоротники).
- Прочитаем статью в парах и друг другу расскажем о представителях этой группы растений по нашему плану (Ответ: Папоротники-растения, обитающие во влажных тенистых местах. У них есть корень, стебли, листья. Цветков и плодов они не имеют. Размножаются, как и мхи-спорами).
- Что изображено на слайде 10. Как называют эту группу растений? (хвойные).
- Какие растения вы еще можете назвать, которые относятся к этой группе? Попробуйте, не глядя в учебник, рассказать о представителях этой группы растений по нашему плану. (Ответ. Эти растения растут в лесах, имеют корень, стебель, вместо листьев у них иголочки. Вместо плодов у них образуются шишечки, в которых созревают семена. Цветков и плодов у них нет)
-Посмотрите наследующий слайд11. Как называют эту группу растений? (Ответ: цветковые).
- Прочитайте статью в учебнике и расскажите о них по плану. (Ответ. Цветковые растения хотя бы раз в жизни цветут, растут везде. На месте цветков у них образуются плоды с семенами. У них есть все органы.)
- А предположите, как они размножаются? (Ответ: выслушать предположения).
- Послушайте, что пишут об этом в энциклопедии (читает сам учитель).
(Большая часть всех цветковых растений опыляется насекомыми. В самом сердце умирающего цветка находится пестик с крохотными семязачатками, а в них словно тайна за семью печатями происходит двойное оплодотворение. Двойным оно называется потому, что одновременно происходит не одно, а два слияния клеток. Пройдет еще немного времени и в том месте, где еще недавно благоухал цветок, развивается плод с семенами. Под околоплодником, так называют покровы плода, семена дозревают, крепнет их семенная кожура и скоро эти зачатки жизни разнесет, разбросает по свету ветер или вода, птицы или звери, а быть может и сам человек. Жизнь цветкового растения продолжается!)
5. Обобщение знаний. Самостоятельная работа
- Откройте тетради на стр. 36, выполните задание № 81.
- Какие бывают растения. Заполни схему (слайд 12).
6. Оценочная деятельность. Работа в парах.
- Поменяйтесь тетрадями. Сверьте работу соседа со слайдом 13. Исправьте ошибки. Оцените свои знания по критериям: ни одной ошибки 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3 и т.д.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке? О чём вам хотелось бы рассказать, когда вы придете домой после уроков?
-Молодцы! Урок окончен. Всем спасибо!