Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Губарева Ю.М. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Библиографическое описание:
Губарева Ю.М. Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством метода проектов // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.

На современном этапе становления образования одной из важнейших задач является формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Различают личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия. Среди познавательных УУД выделяют: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, знаково-символическое моделирование и другие), логические (анализ, синтез, доказательство), умение решать проблемы и задачи.

Поэтому стал необходимым поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь образовательных результатов. Одной из таких форм и является проектная деятельность.

Что же такое проект? В толковом словаре приводятся следующие значения слова проект: 1) технические документы — чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел. Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности.

По мнению А.И. Савенкова «проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта».

Н.М. Конышева считает, что проект – «это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия».

М.А. Ступницкая в своем пособии «Что такое учебный проект?» описывает метод проектов как «совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Чем же отличается проектная деятельность от исследовательской? Проектная деятельность: 1. Цель: реализация проектного замысла. 2. Может быть и без исследования. 3. Это замысел, план, творчество по плану.

Исследовательская деятельность: 1. Целью является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей. 2. Подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. 3. Процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

В проектной деятельности выделяют следующие этапы:

• Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)

• Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

• Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

• Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

• Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Е.П. Дроботенко в своей работе выделяет следующие стадии работы над проектом — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) —Поиск информации — Продукт — Презентация.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Выделяют следующие типы проектов:

§ по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

§ по месту проведения: урочные, внеурочные;

§ по теме: монопроекты, межпредметные,

по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Тема проектной работы в начальной школе интересует меня уже давно. Дело в том, что создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом. Метод проектов позволяет формировать у обучающихся познавательные универсальные учебные действия. Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, я выбираю либо жесткий, либо скрытый характер координации. Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. В зависимости от этого помощь учителя может состоять:

· в подборе литературы и других источников информации по теме;

· в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь;

· в показе способов и приемов работы с найденным материалом;

· в обсуждении собранного материала;

· в подготовке текста выступления;

· в моделировании, в том числе и компьютерном.

Кому-то из ребят нужна большая помощь, а кто-то готов к более самостоятельной работе. Тем самым реализуется принцип индивидуализации обучения и достигается наилучший результат.

Работу над проектом я провожу по следующему плану:

Шаг 1. Погружение в проект (определение темы, целей, вопросов для обсуждения, проблема, выбор тем учащихся).

Шаг 2. Организация деятельности (формирование групп, обсуждение плана работы, источники информации).

Шаг 3. Осуществление деятельности (самостоятельная работа групп, подготовка необходимых материалов).

Шаг 4. Презентация (защита своих работ).

За время работы по данной теме я выработала примерную тематику возможных проектов в начальной школе по классам. тематика составлена из 4-х разделов: «Человек и общество», «Наша планета Земля», «Живые организмы», «Я помню, я горжусь!». Последняя тема обусловлена тем, что мы живем в городе-герое Волгограде – городе боевой славы. Поэтому тема Великой Отечественной войны, как одна из линий патриотического воспитания, должна быть неизменным спутником обучения в начальных классах. Темы могут меняться в зависимости от целей и задач обучения, от уровня развития детей класса.

Первый проект, который я провела с детьми в 1 «А» классе, назывался «Я и моя семья». Эта тема близка каждому, поэтому она была выбрана в качестве начала проектной деятельности. На родительском собрании мною была проведена беседа с родителями, где они познакомились с проектной деятельностью, ее значением, особенностями. Родители получили буклеты с рекомендациями.

Следующий проект, проведенный в 1 «А» классе, – долгосрочный. Он назывался «Полезные фрукты и овощи». Выполненные детьми книжки-малышки были использованы учителями начальных классов МОУ СШ №125 на уроках окружающего мира с использованием материалов программы «Разговор о правильном питании». Также в 1 классе был проведен проект «Я помню, я горжусь!»

На одном из классных часов, проводимых в начале 2 класса, выполняя задания интеллектуального тура, мы выяснили, что современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена народная мудрость. Поэтому я и мои ученики 2 класса решили провести проект «Пословицы и поговорки русского народа». Также очень интересен проект по экологии «Пластик: за и против».

Так в 3 классе дети сами предложили тему для исследования. Как-то один ученик похвастался, что ел карамболу. Многие даже не слышали об этом. В итоге родился проект «Экзотические фрукты и овощи», который группа ребят (5 человек) выполнили в виде мультимедийной презентации.

Наблюдения, проводимые за учащимися в ходе групповой и индивидуальной работы, показали, что от занятия к занятию растет самостоятельность детей в проведении исследований, в осознании проблем, формулировании целей, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.

Таким образом, использование метода проектов в начальной школе – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.

Список использованной литературы

1. Брыкова О.В., Громова Т.В. «Проектная деятельность в учебном процессе» - М., 2006.

2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.,1991.2.

3. Дроботенко Е.П. Учебный проект по теме «Народные пословицы и поговорки». – Фестиваль «Открытый урок» - festival.1september.ru/articles/503122/

4. Закирова- Зиева Е. Мини-проекты как один из способов реализации деятельностного подхода./ Начальная школа, №22, 2010. – с.38-42

5. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников.// Начальная школа, №1, 2006.

6. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления.- М., 1975.

7. Макарова Е.Н. Проектная деятельность в начальных классах. - festival.1september.ru/articles/417564/

8. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М., 2004.

9. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010.

10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.