Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Капустина Е.М. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ КАК СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ

Библиографическое описание:
Капустина Е.М. Формирование связной речи как средства общения неслышащих школьников на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи // Современная начальная школа. 2022. № 4 (35). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/35.pdf.

Одним из важнейших условий образовательно-коррекционного процесса в специальной школе для детей с нарушением слуха является создание слухо-речевой среды, которая необходима не только для формирования у обучающихся речи и осознания результатов овладения ею детьми, но и для воспитания всех их личностных свойств и качеств. Слухо-речевая среда обеспечивает формирование познавательной деятельности обучающихся и их слухо-речевое развитие как единого целого, наиболее полное их приобщение к социуму, к его образу жизни, усвоению духовно-культурных ценностей общества, что содействует наиболее полной социальной адаптации детей с нарушением слуха (А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, С.А Зыков., Б.Д. Корсунская, М.И. Никитина, Ф.Ф. Рау, Е.Г. Речицкая, Н.Ф. Слезина и др.)

Слухо-речевая среда обеспечивается для неслышащих детей в ходе всего образовательно-коррекционного процесса с помощью постоянного использования разных типов звукоусиливающей аппаратуры. Формирование речевой деятельности, развитие языковой способности, воспитание речевого поведения - важнейшие направления коррекционного обучения детей с нарушением слуха, содействующие формированию у них речевой активности, желания и умения вступать в речевой контакт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на нее на основе словесной речи. Это предполагает определенный уровень слухо-зрительного восприятия речи (с помощью слухового аппарата) и произношения, обеспечивающий устную коммуникацию, прежде всего, с постоянными речевыми партнерами (педагогами, родственниками, знакомыми взрослыми и сверстниками), а также элементарное общение со слышащими людьми, с которыми ребенок встречается достаточно часто (врач, продавец, кассир и т.д.)

Важное значение во внеурочной работе придается развитию произносительной стороны речи обучающихся. У детей закрепляются умения в воспроизведении звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, они целенаправленно побуждаются к постоянной реализации своих произносительных возможностей, что содействует овладению фонетически внятной, членораздельной, достаточно естественной по звучанию речью, приближенной к речи слышащих людей. У школьников целенаправленно развивается естественная манера речи, умение использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации (соответствующее выражение лица, позу, пластику, естественные жесты и др.), что облегчает их устную коммуникацию.

Во внеурочное время ведется целенаправленная работа над всеми сторонами произношения: речевым дыханием, голосом нормальной высоты, силы и тембра с естественными доступными модуляциями по силе и высоте, воспроизведением звуков русского языка и их сочетаний в словах.

Основой формирования устной речи является работа над словом и фразой. Работа над словом предполагает правильное воспроизведение слова: слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав. Работа над фразой включает развитие у обучающихся умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно, соблюдая логическое и синтагматическое ударения, мелодическую структуру фраз.

Для развития у обучающихся самоконтроля, умения самостоятельно оценивать свое произношение педагог целенаправленно побуждает детей к самоконтролю, спрашивая, например: "Ты сказал хорошо (... правильно?). Не менее эффективен прием сопоставления правильного и неправильного произношения. Важно учить детей замечать произносительные ошибки друг друга, самостоятельно давать правильные образцы речи.

Специальная работа над произношением ведется на фонетических зарядках, рассчитанных на 5-7 минут. В ходе зарядки обучающимся дается определенная установка на правильное произношение речевого материала, закрепляются и совершенствуются вновь приобретенные произносительные навыки, предупреждается распад неустойчивых навыков. В процессе проведения упражнений на фонетических зарядках используется речевой материал, который необходим детям в общении, а также материал, связанный с организацией деятельности обучающихся на данных занятиях.

Во внеурочное время, так же как и на общеобразовательных уроках и специальных занятиях, осуществляется постоянное мотивированное общение с воспитанниками, формирование языка как средства общения в условиях развития различных видов деятельности (учебной, игровой, бытовой, общения со слышащими людьми и др.).

При формировании речевой деятельности основное внимание уделяется воспитанию у детей потребности общения словесными средствами. Каждое слово усваивается обучающимися в процессе специально организованного общения и для общения в определенных видах деятельности. Все взаимоотношения с детьми сопровождаются речью, если в этих случаях речь необходима. Организация постоянного мотивированного речевого общения с детьми, развитие у них потребности в речевом общении и поддержание всех проявлений инициативной речи осуществляется независимо от уровня их общего и речевого развития, возможностей слухо-зрительного восприятия речи и навыков говорения. Значения слов и правила их соединения специально не разъясняются, а раскрываются при адекватном использовании речевого материала с опорой на наглядные средства, а также включении одних и тех же слов в разные типы высказываний. Многократность повторения их обучающимися в сходных ситуациях, а также в различных видах деятельности способствует усвоению речевого материала.

Организация работы по развитию устной речи предполагает использование естественных и специально созданных ситуаций, требующих общения детей. Обучающиеся учатся отвечать на вопросы, выполнять поручения и отчитываться, соответствующим образом реагировать на сообщения, давать речевой ответ. Они овладевают простыми по форме, доступными в лексическом и грамматическом отношении речевыми конструкциями, прежде всего диалогической формой речи. Широко используются диалоги из тех сфер коммуникации, к участию в которых необходимо подготовить воспитанников: "Я и моя школа", "Моя семья", "Мои друзья", "Моя страна" и др.

Представленные в диалогах ситуации соответствуют жизненному и эмоциональному опыту детей, необходимы для их межличностного общения, содействуют личностному развитию школьников, расширению и обогащению познавательных интересов. Диалоги активно отрабатываются в ходе сюжетно-ролевых игр: "В магазине", "У врача", "Приглашение в театр" и др., а также на других воспитательских занятиях, в процессе режимных моментов, в свободной деятельности детей, если их использование естественно и мотивировано ходом общения в процессе определенной внеурочной деятельности.

Специальная работа над восприятием и воспроизведением определенных диалогов реализуется при обращении обучающихся с малознакомыми людьми. Например, после отработки различных вариантов диалога "В магазине" организуется посещение магазина коллективно с воспитателем или индивидуально с родителями. При этом каждый ребенок вступает в устную коммуникацию с продавцом и использует отработанный словарь с учетом индивидуальных возможностей (уровня общего и речевого развития, восприятия и воспроизведения речи, психологических особенностей и др.)

Режим дня самым естественным способом создает условия для развития речи обучающихся, так как в процессе выполнения режимных моментов все действия ребенка должны сопровождаться необходимым речевым оформлением. В течении дня используются естественные жизненные ситуации, требующие от ребенка устной коммуникации: попросить ключ от класса, дополнительную порцию в столовой, рассказать симптомы недомогания в медицинском кабинете и др.).

Большие возможности для развития речи заключены в самоподготовке обучающихся. Во время самоподготовки дети закрепляют и повторяют изученный на уроках материал, кроме того, у них развиваются навыки самостоятельной работы.

В ходе самоподготовки педагогом решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

На самоподготовке важно создать обстановку, близкую к домашней. По мере выполнения заданий педагог организует выборочную проверку и взаимопроверку устных и письменных работ, помогает слабоуспевающим, подключая более сильных товарищей, которые выступают в роли ассистентов, помощников по тем или иным учебным предметам.

Основные задачи самоподготовки, таким образом, заключаются в обучении детей приёмам самостоятельной работы, формирования у них навыка учебного труда, речевого общения с опорой на использование остаточного слуха.

Разнообразная внеурочная деятельность имеет особое значение для формирования навыков словесной речи. В ее процессе у школьников расширяется словарный запас, улучшается произношение, закрепляются навыки устной и письменной речи, и, что наиболее важно, создаются неограниченные возможности речевого общения.

Телевизионные передачи предоставляют возможность развития речи во внеклассной работе. Задача воспитателя состоит в том, чтобы из программы телепередач отобрать такие, которые соответствуют возрасту и уровню развития детей, направлены на развитие их представлений об окружающем мире. Воспитатель обязательно проводит речевую работу во время просмотра отдельных передач.

При подготовке к общешкольным праздникам, тематическим неделям создаются благоприятные условия для развития у детей потребности работать над речью. Заучивание диалогов, прозаических и стихотворных текстов развивает память обучающихся, произвольное внимание, способствует активизации слухового восприятия. Кроме того, они запоминают новые речевые модели и переносят их в собственную активную речь.

Обучение диалогической речи во внеклассное время происходит прежде всего на занятиях по формированию коммуникативной культуры, где на основе овладения типичными формами диалогического стимулирования и реагирования у обучающихся формируется умение участвовать в словесной коммуникации. Задача педагога состоит в том, чтобы развивать и закреплять у обучающихся умение вызвать речевую реакцию собеседника, получить нужную информацию, реагировать на высказывания, давать ответ, задавать вопросы и отвечать на них, быть инициатором разговора, поддерживать и доводить его до конца. Для этого необходимо создавать естественные или близкие к ним ситуации, так как важнейшим признаком диалогической речи является ситуативность. Темы для данных занятий определяются в соответствии с социальной направленностью ("В магазине", "В сбербанке", "В аптеке" и т.д.).

Речевые ситуации создаются воспитателем так, чтобы приблизить их к естественным с помощью наглядных или словесных средств (сюжетно-ролевые игры, инсценирование отдельных сюжетных сцен, демонстрация правил поведения и т.д.).

Диалогическая речь - наиболее доступная и естественная форма для организации словесного общения учителя с учащимися и детей между собой. Методика работы над видами диалогических единств осуществляется следующим образом:

Побуждение к действию - ответ (вопрос).

Например:

- Покажи карандаш.

+ Вот карандаш.

Побуждение к действию - вопрос.

- Прочитай.

+ Что?

- Предложение.

При выполнении данных упражнений идет накопление словаря учащимися: выполни, покажи, послушай, повтори, назови, прочитай, дополни, допиши, дорисуй и т.д.

2. Побуждение к действию - альтернативная реакция (отказ или согласие).

Особое внимание уделяется краткости реплик, эмоциональному выражению мыслей. Необходимо понимание и правильное употребление следующего словаря: согласен - не согласен, правильно-неправильно, верно-неверно.

Например:

- Послушай и исправь меня. Кошка живет в лесу.

- Неправильно. Кошка живет дома.

3. Вопрос - ответ.

Самый распространенный вид диалога для слабослышащих детей, так как вопросы и ответы логично связаны между собой и не требуют дополнительных мыслительных действий. При обучении этому виду диалога решается задача обучения составлению вопросительных предложений.

Обучение начинается от побудительных предложений — к действию и ответу.

Например:

- Никита, [спроси ], что я спрятала.

+..., что вы спрятали?

- Это игрушка.

С данного вида диалога начинается и заканчивается индивидуальное занятие по развитию слуха и формированию произношения.

Например:

- Что будешь делать на занятии

+ я буду слушать, говорить (отвечать на вопросы, спрашивать.)

Развитие диалогической речи успешно осуществляется в процессе дидактических игр. Особенно эффективны в этом плане игры, связанные с угадыванием, так как они интересны для детей и вызывают большую активность.

1. Игра «Угадай, что в корзинке?»

Тема «Фрукты. Овощи». (l класс).

Ученику предлагаю план.

1. Это фрукт или овощ?

2. Какого цвета?

3. Какой формы?

4. Какой по размеру?

5. Какой по вкусу?

Для детей с расширенным словарным запасом можно предложить такой план:

1. Фрукт. Овощ.

2. Цвет.

3. Форма.

4. Размер.

5. Вкус.

На основании ответов ученик определяет, какой предмет спрятан в корзинке.

Со слабослышащими учащимися в процессе ответов на задаваемые ребенком вопросы использую экран с целью развития слухового восприятия.

2. Игра «Угадай, кто это?»

Тема: «Кто где живет.» (2 класс.)

Я задумала животное: домашнее или дикое. Угадай, кто это.

План.

1. Какое животное: домашнее или дикое?

2. Чем питается (что ест)?

3. Живет в (нора, дупло, берлога, сарай, гнездо, куст)?

Ребенок может задать следующие вопросы:

- это домашнее или дикое животное?

или

- Живет в лесу? Живет дома?

3. Следующим этапом работы по развитию связной речи может являться работа по закрытой картине.

Цель работы — научить ребенка задавать вопросы и с их помощью выяснить содержание картинки, которую он не видит. В такой ситуации все вопросы учащегося носят ярко выраженный мотивированный характер, так как он действительно хочет узнать о том, что изображено на картинке. Процесс узнавания осуществляется через разговорную речь, через диалог, который развертывается между сурдопедагогом и учеником.

1. Чтение диалога и подбор подходящих по смыслу ответов.

Тема: «Комнатные растения».

- Какие комнатные растения ты знаешь?

- Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?

2. Составление рассыпного текста.

3. Исключение лишних реплик.

4. Чтение диалога и подбор пропущенных вопросов.

Тема «Профессии».

+ Моя мама медсестра.

+ Она работает в больнице.

+ Мама делает больным уколы, дает таблетки.

5. Составление диалога по речевой ситуации с помощью картинки. Предъявляется картинка: разговаривают врач и пациент. Составь диалог от имени героев картинки.

6. Чтение текста с косвенной речью и составление на его основе диалога.

Тема «Летний отдых».

Саша спросил Колю, чем он занимался летом. Коля ответил, что ездил отдыхать к бабушке. Вова спросил Колю, где живет бабушка. Коля сказал, что бабушка живет в деревне. Вова спросил Колю, чем он занимался у бабушки в деревне. Коля рассказал, что в деревне у него много друзей. С ними он ходил на речку, в лес, катался на велосипеде. А еще помогал бабушке в огороде.

7. Чтение начала диалога и продолжение его.

Работу над развитием диалогической речи можно вести с одним учащимся, а также с группой учащихся.

Такова система работы над диалогом на индивидуальных занятиях по развитию слуха и формированию произношения. Она позволяет совершенствовать все сторону устной речи: содержание и правильное её оформление, точность и скорость слухо-зрительного восприятия, правильность произносительной стороны речи (дыхание, голос, ударение, произношение звуков и их сочетаний.

На индивидуальных занятиях по развитию слуха и формированию произношения при обучению связному высказыванию используются следующие приемы:

1. Применение демонстрации действий.



Например:- Никита, убери книги в шкаф,

- Что ты делаешь?

+ Я убираю книги в шкаф.

2. Составление рассказа по картинкам.

а) Составление предложений по картинкам.

Например:

Тема «Семья».

Предлагается сюжетная картинка. Можно сначала предложить ученику воспользоваться табличками. Ребенок подбирает таблички к картинкам. «Мама читает» «Мальчик играет» «Девочка пишет» «Кошка спит». Затем таблички убираются, и учащемуся предлагается самостоятельно устно подписать каждую картинку. На следующем этапе обучения предложения из двух слов заменяются предложениями, имеющими три слова:

Мальчик играет машинкой.

Мама читает книгу.

Девочка пишет письмо.

К одной и той же картинке обращаемся несколько раз, частично изменяя её содержание добавление чего-то нового.

б) Составление рассказов по серии картинок (2-3 картинки).

На данном этапе ученик учится составлять рассказ, отвечая на вопросы учителя, затем, когда уже накоплен некоторый опыт, можно предложить выполнить эту работу самостоятельно.

в) Составление рассказа по одной картинке.

Результаты целенаправленной работы по формированию связной речи у младших школьников на индивидуальных занятиях по развитию слуха и формированию произношения показывают:

1. Связная речь слабослышащих и глухих детей наиболее развивается в условиях, при которых обеспечивается неразрывная связь слухового восприятия с усвоением словаря, формированием и коррекцией произносительных навыков учащихся, развитием всей познавательной деятельности. Развивающееся слуховое восприятие дает новые условия для формирования у детей с недостатками слуха устной речи.

2. Сочетание различных форм работы по формированию связной речи помогает ребенку развиваться как социальной личности, сформировать словесную речь.

3. В условиях системы работы по формированию связной речи развиваются коммуникативные способности учащихся; формируются нравственные качества личности; совершенствуются навыки культурного поведения; развиваются умения высказываться о том или ином событии в окружающей жизни, совершенствуется речевое поведение в различных жизненных ситуациях.

Достижение обучающимися свободного словесного общения формируется длительной работой и обеспечением учащихся богатым опытом подобного общения.

Библиографический список

1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. - 2-е изд., испр. - Москва: Просвещение, 1988. - 125 с.

2. Зыков С.Л. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. - Москва: Изд-во ЛИН РСФСР, 1961. - 360 с.

3. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. / Под ред. Л. П. Носковой. - 4. Москва: Педагогика, 1989. - 173 с.

4. Коровин К.Г. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника в учебном процессе // Дефектология. - 2002. -№3. - С. 21-24.

5. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - Москва: Просвещение, 2001. - 155 с.

6. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Под ред. и с предисловием. Т.А. Власовой и др. - Москва: Педагогика, 1981. - 168 с.