Библиографическое описание:
Кудряшова Т.А. Урок математики по теме "Единицы массы. Тонна. Центнер". Учебник Л.Г. Петерсон, 3 класс // Современная начальная школа. 2022. № 5 (36). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/36.pdf.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технологии обучения: игровая, технология личностно-ориентированного обучения, технология развивающего обучения
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: фронтальная беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Цель урока: ознакомить учащихся с новыми единицами измерения массы – тонной и центнером.
Задачи:
Обучающие:
· познакомить учащихся с новыми единицами измерения массы, установить соотношения тонны и центнера с уже известной единицей измерения – килограммом;
· учить преобразовывать крупные единицы измерения в мелкие и наоборот;
Развивающие:
· расширение кругозора учащихся;
· повышение любознательности, информационной культуры учащихся, интереса к предмету математика.
Воспитательные:
· воспитание трудолюбия, ответственности, умения работать в коллективе
Применение оборудования и инструментария: ноутбук, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями для групповой работы, различные виды весов, продукты для практической работы в группе.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I.Организационный этап
Мотивация к учебной деятельности
II. Актуализация знаний
- Ребята, улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки.
- Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
Устный счёт (фронтальная работа на слайдах)
1. Задача
Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г), 1000 конфет (2000 г)?
– Какую из этих величин можно перевести в большую величину? (2000 г = 2 кг)
2. Найди по рисунку массу арбуза и массу яблок, если масса пустой миски420 г. (стр. 105 №9)
3. Масса Тыквы 12 кг, а масса арбуза – 3 кг. Объясни, что означают выражения, составленные по этому условию:
12 + 3
12 - 3
12: 3
12 * 2 + 3 * 5
12 * 2 – 3 * 5
2. Найдите в каждом выражении 2-е слагаемое, чтобы в сумме получился 1 кг.
670 г + … = 1 кг
300 г + … = 1 кг
999 г + … = 1 кг
890 г + … = 1 кг
Познавательные УУД
-отгадывают загадку;
-знакомятся с листом самооценки.
Познавательные УУД
Развиваем умения:
П. - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
III. Самоопределение
к деятельности
Постановка учебной проблемы
VI. Открытие нового знания
VII. Включение в систему знаний
1. Первичное усвоение новых знаний
2. Первичная проверка понимания
3. Первичное закрепление
YIII. Подведение итогов урока
IX. Рефлексия.
Д/з
- Ребята что мы сейчас с вами делали?
(Сравнивали величины, преобразовывали, выполняли вычисления).
- С какими единицами мы работали? (Единицы измерения массы).
- Сформулируйте тему урока (единицы измерения массы)
учитель вывешивает тему урока
Тема урока: "Единицы измерения массы.
Тонна. Центнер".
- Какие единицы измерения массы вы помните с прошлого урока? (кг. И г.)
- Кто нам напомнит как перевести кг. в г.?
(Нужно количество кг. умножить на 1000, потому что в 1 кг=1000г.)
- А какое действие нужно выполнить при переводе граммов в кг.?
(Число граммов разделить на 1000)
- А если число граммов на 1000 не делится?
(Тогда нужно разделить с остатком т. е. выразить массу в кг. и граммах)
Учитель вывешивает опорную таблицу:
1 кг 1 г
1000
- Где чаще всего используются эти единицы массы? (в магазине)
-С помощью чего мы можем измерять массу какого-либо тела, предмета? (С помощью весов)
-А какие весы вы знаете? (аптекарские, ручные пружинные (безмен), рычажные (чаще всего применяются в торговле).
-Как вы считаете, любой предмет можно измерить с помощью весов?
- Давайте попробуем сейчас это проверить.
Работа в группах
-Перед вами на столах лежат продукты и различные виды весов. Сейчас вам предстоит поработать в группе. Для начала распределите роли в группе и приступайте работать.
(На каждую группу учителем заготовлена рабочая страничка в которую они будут заносить свои измерения)
I группа - аптекарские весы: 1) кольцо; 2) маленькая шоколадка «Алёнка»; 3) пакетик с семенами; 4) один апельсин.
II группа - ручные пружинные (безмен): 1) одна пачка соли; 2) один пакет сахара; 3) мешочек риса; 4) мешочек яблок.
III группа – весы напольные (каждый учащийся в группе измеряет свой вес, результат записывают в таблицу)
IV группа – рычажные весы с чашей: 1) кочан капусты; 2) 10 картофелин; 3) кабачок; 4) баклажан.
V группа - рычажные весы (чаще всего применяются в торговле): 1) крупа 10 кг; 2) сахар 5 кг; 3) яблоко; 4) коробка яблок.???
После работы в группе учащиеся представляют результат, и в пятой группе возникает затруднение.
Пятая группа предоставляет свои результаты последней и у них возникает затруднение.
-Вам удалось узнать массу коробки яблок? (нет, объясняют почему)
– Представьте, что мы с вами собрали в саду урожай яблок и у нас их получилось целый кузов грузовой машины. Как будем их взвешивать?
(Дети могут предложить версию взвешивать по 5 кг., но тогда учитель их подводит к тому что это очень долго по времени и не удобная запись количества кг,).
– Затем учитель спрашивает: «Может быть, кто-нибудь из вас слышал, что возможно существуют другие единицы массы для взвешивания очень больших предметов: животных, машин, овощей, зерна и т.д.?
(Называют, если никто не назовёт, то учитель подводит к тому, что существуют более крупные единицы массы. Какие мы пока не знаем. Но можем предположить что существуют).
– Какую цель поставим себе на урок?
– (Цель: узнать название новых единиц измерения массы, научиться ими пользоваться в жизни.)
- Чем воспользуемся, чтобы проверить наши предположения? (Учебником)
– Откройте учебник на стр. 104. Прочитайте текст в рамке.
– Попробуйте сделать вывод.
(Для измерения массы очень больших предметов используются две единицы измерения массы ― тонна (т), равная 1000 кг, и центнер, равный (ц.) равный 100 кг.)
- Давайте вернёмся к нашей теме и дополним её (Добавляем карточку со словом центнер и тонна)
– Как при числах мы будем записывать слово «тонна»? (т)
– А центнер? (ц)
– Учитель предлагает дополнить и записать соотношение между всеми известными единицами измерения массы.
– Предлагаю дополнить эталон – запишите соотношения между всеми известными единицами измерения массы.
-Какая же из этих единиц массы самая крупная?
-А самая мелкая?
-А теперь под дугами укажем коэффициент соотношений:
в 1 кг – 1000 г;
в 1 ц – 100 кг;
в 1 т – 10 ц.
-Что вы заметили? (уменьшаются к большей мерке)
- Откройте учебник на с. 104 и выполним №1 устно.
- Выполним №2 с комментированием у доски по цепочке.
- Учащиеся, пользуясь новым эталоном, выполняют задания в тетрадях с комментированием по “цепочке”.
- Работа в паре №3,4
- ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ (на доске у одной из пар учитель берёт тетради и проверяет, остальные учащиеся проверяют друг друга)
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
-- Какого уровня сложности было задание?
- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?
Оцените свою работу
- ни одного минуса «5»;
- 1-2 минуса «4»;
- 3-4 минуса «3»;
- У кого больше пока ничего не получает, тому нужно ещё работать.
Решение задач на повторение. (дополнительный материал если останется время)
.с. 105 задача №7 (решение задачи за закрытой доской)
- Самостоятельно начертите в тетрадях схему и решите задачу по действиям с пояснением.
- Кто первым справится, может выполнить дополнительно №8.
- Проверим:
- Кто решал задание №8? На перемене сдайте тетради.
· Какие новые ед. измерения вы узнали на уроке?
· Смогли мы сегодня достичь поставленную цель?
· Назовите наибольшие и наименьшие.
· Сколько в 1т -: кг, ц.
· Сколько в 1ц -: кг.
· Люди каких профессий часто применяют их в своей деятельности?
(продавцы, фармацевты, инженеры:)
· – Чему научились?
· – Кто с ней справлялся легко?
· – Кому ПОКА было трудновато?
· – Кто или что вам помогало справиться?
Домашнее задание.
с.106 №14 учеб.
Найти информацию для проектов
· Старорусские единицы массы
· Самые тяжелые и легкие животные
· Весы для различных измерений массы
· Пословицы и поговорки с единицами массы
П. - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
П.-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
П. - делать выводы на основе обобщения умозаключений.
П.- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
П. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.
К. – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
Р. – самостоятельно формули-ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
Р. – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
Р. – составлять план решения отдельной учебной задачи
совместно с классом;
Р. – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
Р. – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
К.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
ТОУУ
Коммуникативные УУД
К. – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
К. – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения;
К. – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
ТОУУ
Личностные результаты:
Л. – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
Л. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Кудряшова Т.А. Урок математики по теме "Единицы массы. Тонна. Центнер". Учебник Л.Г. Петерсон, 3 класс // Современная начальная школа. 2022. № 5 (36). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/36.pdf.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технологии обучения: игровая, технология личностно-ориентированного обучения, технология развивающего обучения
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: фронтальная беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Цель урока: ознакомить учащихся с новыми единицами измерения массы – тонной и центнером.
Задачи:
Обучающие:
· познакомить учащихся с новыми единицами измерения массы, установить соотношения тонны и центнера с уже известной единицей измерения – килограммом;
· учить преобразовывать крупные единицы измерения в мелкие и наоборот;
Развивающие:
· расширение кругозора учащихся;
· повышение любознательности, информационной культуры учащихся, интереса к предмету математика.
Воспитательные:
· воспитание трудолюбия, ответственности, умения работать в коллективе
Применение оборудования и инструментария: ноутбук, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями для групповой работы, различные виды весов, продукты для практической работы в группе.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I.Организационный этап
Мотивация к учебной деятельности
II. Актуализация знаний
- Ребята, улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки.
- Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
Устный счёт (фронтальная работа на слайдах)
1. Задача
Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г), 1000 конфет (2000 г)?
– Какую из этих величин можно перевести в большую величину? (2000 г = 2 кг)
2. Найди по рисунку массу арбуза и массу яблок, если масса пустой миски420 г. (стр. 105 №9)
3. Масса Тыквы 12 кг, а масса арбуза – 3 кг. Объясни, что означают выражения, составленные по этому условию:
12 + 3
12 - 3
12: 3
12 * 2 + 3 * 5
12 * 2 – 3 * 5
2. Найдите в каждом выражении 2-е слагаемое, чтобы в сумме получился 1 кг.
670 г + … = 1 кг
300 г + … = 1 кг
999 г + … = 1 кг
890 г + … = 1 кг
Познавательные УУД
-отгадывают загадку;
-знакомятся с листом самооценки.
Познавательные УУД
Развиваем умения:
П. - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
III. Самоопределение
к деятельности
Постановка учебной проблемы
VI. Открытие нового знания
VII. Включение в систему знаний
1. Первичное усвоение новых знаний
2. Первичная проверка понимания
3. Первичное закрепление
YIII. Подведение итогов урока
IX. Рефлексия.
Д/з
- Ребята что мы сейчас с вами делали?
(Сравнивали величины, преобразовывали, выполняли вычисления).
- С какими единицами мы работали? (Единицы измерения массы).
- Сформулируйте тему урока (единицы измерения массы)
учитель вывешивает тему урока
Тема урока: "Единицы измерения массы.
Тонна. Центнер".
- Какие единицы измерения массы вы помните с прошлого урока? (кг. И г.)
- Кто нам напомнит как перевести кг. в г.?
(Нужно количество кг. умножить на 1000, потому что в 1 кг=1000г.)
- А какое действие нужно выполнить при переводе граммов в кг.?
(Число граммов разделить на 1000)
- А если число граммов на 1000 не делится?
(Тогда нужно разделить с остатком т. е. выразить массу в кг. и граммах)
Учитель вывешивает опорную таблицу:
1 кг 1 г
1000
- Где чаще всего используются эти единицы массы? (в магазине)
-С помощью чего мы можем измерять массу какого-либо тела, предмета? (С помощью весов)
-А какие весы вы знаете? (аптекарские, ручные пружинные (безмен), рычажные (чаще всего применяются в торговле).
-Как вы считаете, любой предмет можно измерить с помощью весов?
- Давайте попробуем сейчас это проверить.
Работа в группах
-Перед вами на столах лежат продукты и различные виды весов. Сейчас вам предстоит поработать в группе. Для начала распределите роли в группе и приступайте работать.
(На каждую группу учителем заготовлена рабочая страничка в которую они будут заносить свои измерения)
I группа - аптекарские весы: 1) кольцо; 2) маленькая шоколадка «Алёнка»; 3) пакетик с семенами; 4) один апельсин.
II группа - ручные пружинные (безмен): 1) одна пачка соли; 2) один пакет сахара; 3) мешочек риса; 4) мешочек яблок.
III группа – весы напольные (каждый учащийся в группе измеряет свой вес, результат записывают в таблицу)
IV группа – рычажные весы с чашей: 1) кочан капусты; 2) 10 картофелин; 3) кабачок; 4) баклажан.
V группа - рычажные весы (чаще всего применяются в торговле): 1) крупа 10 кг; 2) сахар 5 кг; 3) яблоко; 4) коробка яблок.???
После работы в группе учащиеся представляют результат, и в пятой группе возникает затруднение.
Пятая группа предоставляет свои результаты последней и у них возникает затруднение.
-Вам удалось узнать массу коробки яблок? (нет, объясняют почему)
– Представьте, что мы с вами собрали в саду урожай яблок и у нас их получилось целый кузов грузовой машины. Как будем их взвешивать?
(Дети могут предложить версию взвешивать по 5 кг., но тогда учитель их подводит к тому что это очень долго по времени и не удобная запись количества кг,).
– Затем учитель спрашивает: «Может быть, кто-нибудь из вас слышал, что возможно существуют другие единицы массы для взвешивания очень больших предметов: животных, машин, овощей, зерна и т.д.?
(Называют, если никто не назовёт, то учитель подводит к тому, что существуют более крупные единицы массы. Какие мы пока не знаем. Но можем предположить что существуют).
– Какую цель поставим себе на урок?
– (Цель: узнать название новых единиц измерения массы, научиться ими пользоваться в жизни.)
- Чем воспользуемся, чтобы проверить наши предположения? (Учебником)
– Откройте учебник на стр. 104. Прочитайте текст в рамке.
– Попробуйте сделать вывод.
(Для измерения массы очень больших предметов используются две единицы измерения массы ― тонна (т), равная 1000 кг, и центнер, равный (ц.) равный 100 кг.)
- Давайте вернёмся к нашей теме и дополним её (Добавляем карточку со словом центнер и тонна)
– Как при числах мы будем записывать слово «тонна»? (т)
– А центнер? (ц)
– Учитель предлагает дополнить и записать соотношение между всеми известными единицами измерения массы.
– Предлагаю дополнить эталон – запишите соотношения между всеми известными единицами измерения массы.
-Какая же из этих единиц массы самая крупная?
-А самая мелкая?
-А теперь под дугами укажем коэффициент соотношений:
в 1 кг – 1000 г;
в 1 ц – 100 кг;
в 1 т – 10 ц.
-Что вы заметили? (уменьшаются к большей мерке)
- Откройте учебник на с. 104 и выполним №1 устно.
- Выполним №2 с комментированием у доски по цепочке.
- Учащиеся, пользуясь новым эталоном, выполняют задания в тетрадях с комментированием по “цепочке”.
- Работа в паре №3,4
- ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ (на доске у одной из пар учитель берёт тетради и проверяет, остальные учащиеся проверяют друг друга)
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
-- Какого уровня сложности было задание?
- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?
Оцените свою работу
- ни одного минуса «5»;
- 1-2 минуса «4»;
- 3-4 минуса «3»;
- У кого больше пока ничего не получает, тому нужно ещё работать.
Решение задач на повторение. (дополнительный материал если останется время)
.с. 105 задача №7 (решение задачи за закрытой доской)
- Самостоятельно начертите в тетрадях схему и решите задачу по действиям с пояснением.
- Кто первым справится, может выполнить дополнительно №8.
- Проверим:
- Кто решал задание №8? На перемене сдайте тетради.
· Какие новые ед. измерения вы узнали на уроке?
· Смогли мы сегодня достичь поставленную цель?
· Назовите наибольшие и наименьшие.
· Сколько в 1т -: кг, ц.
· Сколько в 1ц -: кг.
· Люди каких профессий часто применяют их в своей деятельности?
(продавцы, фармацевты, инженеры:)
· – Чему научились?
· – Кто с ней справлялся легко?
· – Кому ПОКА было трудновато?
· – Кто или что вам помогало справиться?
Домашнее задание.
с.106 №14 учеб.
Найти информацию для проектов
· Старорусские единицы массы
· Самые тяжелые и легкие животные
· Весы для различных измерений массы
· Пословицы и поговорки с единицами массы
П. - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
П.-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
П. - делать выводы на основе обобщения умозаключений.
П.- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
П. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.
К. – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
Р. – самостоятельно формули-ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
Р. – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
Р. – составлять план решения отдельной учебной задачи
совместно с классом;
Р. – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
Р. – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
К.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
ТОУУ
Коммуникативные УУД
К. – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
К. – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения;
К. – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
ТОУУ
Личностные результаты:
Л. – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
Л. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.