Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Кудряшова Т.А. УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ "ЕДИНИЦЫ МАССЫ. ТОННА. ЦЕНТНЕР". УЧЕБНИК Л.Г. ПЕТЕРСОН, 3 КЛАСС

Библиографическое описание:
Кудряшова Т.А. Урок математики по теме "Единицы массы. Тонна. Центнер". Учебник Л.Г. Петерсон, 3 класс // Современная начальная школа. 2022. № 5 (36). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/36.pdf.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологии обучения: игровая, технология личностно-ориентированного обучения, технология развивающего обучения

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: фронтальная беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Цель урока: ознакомить учащихся с новыми единицами измерения массы – тонной и центнером.

Задачи:

Обучающие:

· познакомить учащихся с новыми единицами измерения массы, установить соотношения тонны и центнера с уже известной единицей измерения – килограммом;

· учить преобразовывать крупные единицы измерения в мелкие и наоборот;

Развивающие:

· расширение кругозора учащихся;

· повышение любознательности, информационной культуры учащихся, интереса к предмету математика.

Воспитательные:

· воспитание трудолюбия, ответственности, умения работать в коллективе

Применение оборудования и инструментария: ноутбук, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями для групповой работы, различные виды весов, продукты для практической работы в группе.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I.Организационный этап

Мотивация к учебной деятельности

II. Актуализация знаний

- Ребята, улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки.

- Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Устный счёт (фронтальная работа на слайдах)

1. Задача

Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г), 1000 конфет (2000 г)?

– Какую из этих величин можно перевести в большую величину? (2000 г = 2 кг)

2. Найди по рисунку массу арбуза и массу яблок, если масса пустой миски420 г. (стр. 105 №9)

3. Масса Тыквы 12 кг, а масса арбуза – 3 кг. Объясни, что означают выражения, составленные по этому условию:

12 + 3

12 - 3

12: 3

12 * 2 + 3 * 5

12 * 2 – 3 * 5

2. Найдите в каждом выражении 2-е слагаемое, чтобы в сумме получился 1 кг.

670 г + … = 1 кг

300 г + … = 1 кг

999 г + … = 1 кг

890 г + … = 1 кг

Познавательные УУД

-отгадывают загадку;

-знакомятся с листом самооценки.

Познавательные УУД

Развиваем умения:

П. - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

III. Самоопределение

к деятельности

Постановка учебной проблемы

VI. Открытие нового знания

VII. Включение в систему знаний

1. Первичное усвоение новых знаний

2. Первичная проверка понимания

3. Первичное закрепление

YIII. Подведение итогов урока

IX. Рефлексия.

Д/з

- Ребята что мы сейчас с вами делали?

(Сравнивали величины, преобразовывали, выполняли вычисления).

- С какими единицами мы работали? (Единицы измерения массы).

- Сформулируйте тему урока (единицы измерения массы)

учитель вывешивает тему урока

Тема урока: "Единицы измерения массы.

Тонна. Центнер".

- Какие единицы измерения массы вы помните с прошлого урока? (кг. И г.)

- Кто нам напомнит как перевести кг. в г.?

(Нужно количество кг. умножить на 1000, потому что в 1 кг=1000г.)

- А какое действие нужно выполнить при переводе граммов в кг.?

(Число граммов разделить на 1000)

- А если число граммов на 1000 не делится?

(Тогда нужно разделить с остатком т. е. выразить массу в кг. и граммах)

Учитель вывешивает опорную таблицу:

1 кг 1 г

1000

- Где чаще всего используются эти единицы массы? (в магазине)

-С помощью чего мы можем измерять массу какого-либо тела, предмета? (С помощью весов)

-А какие весы вы знаете? (аптекарские, ручные пружинные (безмен), рычажные (чаще всего применяются в торговле).

-Как вы считаете, любой предмет можно измерить с помощью весов?

- Давайте попробуем сейчас это проверить.

Работа в группах

-Перед вами на столах лежат продукты и различные виды весов. Сейчас вам предстоит поработать в группе. Для начала распределите роли в группе и приступайте работать.

(На каждую группу учителем заготовлена рабочая страничка в которую они будут заносить свои измерения)

I группа - аптекарские весы: 1) кольцо; 2) маленькая шоколадка «Алёнка»; 3) пакетик с семенами; 4) один апельсин.

II группа - ручные пружинные (безмен): 1) одна пачка соли; 2) один пакет сахара; 3) мешочек риса; 4) мешочек яблок.

III группа – весы напольные (каждый учащийся в группе измеряет свой вес, результат записывают в таблицу)

IV группа – рычажные весы с чашей: 1) кочан капусты; 2) 10 картофелин; 3) кабачок; 4) баклажан.

V группа - рычажные весы (чаще всего применяются в торговле): 1) крупа 10 кг; 2) сахар 5 кг; 3) яблоко; 4) коробка яблок.???

После работы в группе учащиеся представляют результат, и в пятой группе возникает затруднение.

Пятая группа предоставляет свои результаты последней и у них возникает затруднение.

-Вам удалось узнать массу коробки яблок? (нет, объясняют почему)

– Представьте, что мы с вами собрали в саду урожай яблок и у нас их получилось целый кузов грузовой машины. Как будем их взвешивать?

(Дети могут предложить версию взвешивать по 5 кг., но тогда учитель их подводит к тому что это очень долго по времени и не удобная запись количества кг,).

– Затем учитель спрашивает: «Может быть, кто-нибудь из вас слышал, что возможно существуют другие единицы массы для взвешивания очень больших предметов: животных, машин, овощей, зерна и т.д.?

(Называют, если никто не назовёт, то учитель подводит к тому, что существуют более крупные единицы массы. Какие мы пока не знаем. Но можем предположить что существуют).

– Какую цель поставим себе на урок?

– (Цель: узнать название новых единиц измерения массы, научиться ими пользоваться в жизни.)

- Чем воспользуемся, чтобы проверить наши предположения? (Учебником)

– Откройте учебник на стр. 104. Прочитайте текст в рамке.

– Попробуйте сделать вывод.

(Для измерения массы очень больших предметов используются две единицы измерения массы ― тонна (т), равная 1000 кг, и центнер, равный (ц.) равный 100 кг.)

- Давайте вернёмся к нашей теме и дополним её (Добавляем карточку со словом центнер и тонна)

– Как при числах мы будем записывать слово «тонна»? (т)

– А центнер? (ц)

– Учитель предлагает дополнить и записать соотношение между всеми известными единицами измерения массы.

– Предлагаю дополнить эталон – запишите соотношения между всеми известными единицами измерения массы.

-Какая же из этих единиц массы самая крупная?

-А самая мелкая?

-А теперь под дугами укажем коэффициент соотношений:

в 1 кг – 1000 г;

в 1 ц – 100 кг;

в 1 т – 10 ц.

-Что вы заметили? (уменьшаются к большей мерке)

- Откройте учебник на с. 104 и выполним №1 устно.

- Выполним №2 с комментированием у доски по цепочке.

- Учащиеся, пользуясь новым эталоном, выполняют задания в тетрадях с комментированием по “цепочке”.

- Работа в паре №3,4

- ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ (на доске у одной из пар учитель берёт тетради и проверяет, остальные учащиеся проверяют друг друга)

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

-- Какого уровня сложности было задание?

- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?

Оцените свою работу

- ни одного минуса «5»;

- 1-2 минуса «4»;

- 3-4 минуса «3»;

- У кого больше пока ничего не получает, тому нужно ещё работать.

Решение задач на повторение. (дополнительный материал если останется время)

.с. 105 задача №7 (решение задачи за закрытой доской)

- Самостоятельно начертите в тетрадях схему и решите задачу по действиям с пояснением.

- Кто первым справится, может выполнить дополнительно №8.

- Проверим:

- Кто решал задание №8? На перемене сдайте тетради.

· Какие новые ед. измерения вы узнали на уроке?

· Смогли мы сегодня достичь поставленную цель?

· Назовите наибольшие и наименьшие.

· Сколько в 1т -: кг, ц.

· Сколько в 1ц -: кг.

· Люди каких профессий часто применяют их в своей деятельности?

(продавцы, фармацевты, инженеры:)

· – Чему научились?

· – Кто с ней справлялся легко?

· – Кому ПОКА было трудновато?

· – Кто или что вам помогало справиться?

Домашнее задание.

с.106 №14 учеб.

Найти информацию для проектов

· Старорусские единицы массы

· Самые тяжелые и легкие животные

· Весы для различных измерений массы

· Пословицы и поговорки с единицами массы

П. - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

П.-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

П. - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

П.- преобразовывать информацию из одной формы в другую:

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

П. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.

К. – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:

Р. – самостоятельно формули-ровать цели урока после

предварительного обсуждения;

Р. – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Р. – составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

Р. – работая по плану, сверять

свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

Р. – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:

К.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

ТОУУ

Коммуникативные УУД

К. – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

К. – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения;

К. – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить

вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного;

выделять главное; составлять

план;

ТОУУ

Личностные результаты:

Л. – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

Л. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.