Высшая школа делового администрирования
Конференции
Ноябрь 2022

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ У РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шишмакова Ирина Владимировна
воспитатель
МАДОУ "ЦРР - детский сад № 11" Кунгурский муниципальный округ Пермского края

Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет собой микромодель общества. В семье закладываются основы различных аспектов социальной культуры (семейно-бытовой, нравственно- этической, народной, национальной, этнической, правовой), формируются личностные новообразования. Наиболее эффективно это происходит в том случае, если родители готовы к выполнению своей воспитательной функции в семье и владеют достаточным уровнем психолого-педагогической компетентности.

В соответствии с пп.9 п.1.6 ФГОС ДО направлен на решение задач, в том числе обеспечения психолого - педагогической поддержки семьи повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования. Основная цель взаимодействия детского сада с семьей по данному направлению – повышение эффекта семейной социализации дошкольников с учетом специфики воспитательного вклада семьи, наращивание всеми участниками социального взаимодействия творческого потенциала, целенаправленное и систематическое повышение психолого-педагогической компетентности родителей по разным направлениям социализации детей.

Результаты анкетирования родителей показали, что есть взрослые, которые проявляют некомпетентность в вопросах социального развития детей: (20%) родителей имеют низкий уровень компетентности и социальной культуры; часть родителей (38%) недооценивают самоценность дошкольного детства в социально – личностном развитии; у некоторых родителей (42%) не сформированы умения анализировать собственную воспитательную деятельность и критически ее оценивать.

С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах социального развития детей, использовали разнообразные формы взаимодействия с родителями. Наиболее эффективной формой работы отмечаем проведение деловых игр, способствующих развитию мотивационной компетентности родителей и активного осмысления применения педагогических знаний в процессе воспитания своих детей. В процессе работы использовались различные варианты классификации данных игр: исследовательские, мотивационно-побудительные, рефлексивно-оценочные, дидактические.

Использование «Педагогического ринга» (исследовательская игра) позволило нам взглянуть на проблему развития педагогической компетентности с точки зрения критика, новатора, консерватора. У родителя была возможность выступить в «несвойственной» для себя роли. Здесь отрабатывалось умение аргументировано отстаивать свое мнение, навык дискуссионного общения. Нами предлагались следующие темы: «Возможности семьи в социальном развитии ребенка», «Приобщаем ребенка к социальному миру».

В ходе мотивационно – побудительной игры «Знатоки» на темы «Социальное развитие. Что я знаю об этом», «Знатоки нашего города», «Путешествие в культуру», родителям предлагались вопросы по количеству участников и распределялись между ними по желанию. После небольшой подготовки участники по очереди отвечали на вопросы. Жюри оценивало готовые ответы и определяли знатоков этой игры. Участвуя в данной игре, взрослые имели возможность изложить свою точку зрения на определённый вопрос и проанализировать её с позиции верного суждения.

Большой интерес у родителей вызвал «Семейный калейдоскоп» (рефлексивно – оценочная игра). В процессе этой игры участники были разделены на группы. Каждая группа выбирала проблему, которая, по мнению участников, наиболее актуальна для обсуждения. Далее разбирали её. Во время рассуждений участники высказывали своё мнение, обосновывали свой выбор для предложенной точки зрения. Положительно зарекомендовали себя такие темы: «Семейно-бытовая культура, ее роль в семейном воспитании», «Семейные ценности, что это значит?», «Влияние традиций семьи на социальное развитие ребенка».

Следующая игра «Командная цепочка»(дидактическая). Для ее проведения организовывались команды по 5-6 человек. Каждый участник получал фишку, которую передвигал по игровому полю, в соответствии с указаниями кубика. Взрослые отвечали на вопросы согласно номеру сектора. Эксперты оценивали каждый ответ в баллах. Побеждала команда, набравшая большее количество баллов. Здесь мы предлагали следующую тематику: «Права и обязанности дошкольников», «Культура семьи как совокупность материальных и духовных ценностей», «Правовое воспитание старших дошкольников».

Используемые деловые игры помогли добиться самостоятельности, творческой активности каждого родителя. Они максимально активизировали имеющиеся знания у участников игры, создавали удачный эмоциональный климат для наиболее полного обмена опытом. В наибольшей степени в этих играх отрабатывалось умение принимать решения в реальной и актуальной ситуации, аргументировать свои суждения, быть инициативным и проявлять творческое отношение к своим обязанностям.

Таким образом, данные деловые игры нашли действенное применение в образовательном процессе. Использование этих игр способствовало повышению уровня социально - педагогической компетентности родителей: стал проявляться познавательный интерес к сущности и значимости воспитания детей, активизировался процесс усвоения педагогических идей. Родители приобрели новый опыт, рассматривали и анализировали свою деятельность с различных позиций.

Часть родителей, в силу своей занятости и других причин, не удалось включить в творческую работу с применением деловых игр, направленную на развитие педагогической компетентности. Соответственно, у этих родителей проявлялась склонность к привычным установкам и стереотипам, низкий уровень самостоятельности в принятии решений и ответственности за эти решения.

Перспективу дальнейшей деятельности видим в поиске и применении других деловых игр, различной тематики и более тесного контакта общественности и семьи. Образовательная деятельность предполагает активное вовлечение родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей и воспитательной работе с детьми, охватывающей разные направления социализации дошкольников.

Литература:

1. Балалиева О.В. Методические аспекты развития социального партнерства в ДОУ // Теория и практика общественного развития. – 2014. - № 15.

2.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. для студентов сред. и высших пед. учеб. заведений. - М.: Инфра - М, 1999.

3.Топилина Н.В. Педагогические способности и компетенции родителей в современной педагогической практике // Инновационная наука. – 2016. - № 2.