учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1 им. Бесценного В.Н., с. Иглино
Любой ученик встречается с проблемой выбора своей последующей профессии. Уже в начальной школе существенно важно не упустить ни минуты и своевременно заинтересовать обучающихся грядущим подбором профессий. Превосходным подспорьем станет большое обилие кружков, дополнительные обучения по интересам.
Цель профориентации в начальной школе —продолжение познаний о мире специальностей и создание интереса к знаниям и миру труда.
Как следует из возрастных и психологических особенностей младших школьников, с первого класса необходимо протянуть работу по расширению горизонта учеников о трудовой жизни, ознакомить с наиболее нужными специальностями в промышленности, в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания.
В начальной школе возможно совершенствовать интерес младших школьников к работе через учебные предметы. На предметах русского языка обучающиеся узнают название профессии и ее значение: директор, учитель, повар и т.д., учащиеся знакомятся с многообразными вариантами профессий. Они используют пословицы о профессиях: что посеешь, то и пожнешь. На уроках арифметики проводятся краткие беседы о профессии, в рамках ознакомления со смыслом задачи, а также демонстрации роли и важности данной специальности в жизни и деятельности людей. Уроки окружающего мира вносят неохватный вклад в решение проблем профориентации. Например, проводятся "уроки садовода", во время которых каждый из детей может попробовать сыграть роль садовода. Или "детективное расследование", где учащиеся выступают в роли детектива, подготавливая сообщение на тему урока. На уроках технологии при изучении разделов: человек — человека, человек — информация, человек — природа знакомились с профессиями: проектировщик, плотник, инженер, швея, модельер, кулинарный специалист, повар, официант. Они выполняют всевозможные проекты, объединенными с ценностями профессий.
Классные часы. Тематика классных часов должна быть направлена на знакомство с разными профессиями: «Моя мечта о будущей профессии.», «Труд на радость себе и людям», «Профессии моих родных», так же можно обсудить видеофрагмент, мультфильм, связанный по теме. С удовольствием учителя используют такое направление как организация экскурсий. Во время экскурсий учащиеся знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но и на практике. Например: в «Городе профессий», дети примеряют на себе выбранную роль- профессию, одевают специальный костюм и пользуются инструментами, принадлежащими этой профессии. Так же экскурсии могут быть организованы в библиотеку для знакомства с профессией библиотекаря. Поездки учащихся на предприятия, фермы, заводы, музеи. Посещая музеи, картинные галереи, библиотеки, театры младшие школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода.
Чем больше специальностей будет знакомо ребенку и чем просторнее его представления о обществе профессий, тем меньше погрешностей он совершит в дальнейшем в процессе вырабатывания профессионального выбора.