Высшая школа делового администрирования
Конференции
Февраль 2023

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ

Холопова Светлана Сергеевна
воспитатель
МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 51"

«Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребенка, чем больше
мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее».
В.А. Сухомлинский

Человек правильно произносит различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Уже в младенчестве ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения отдельными звуками или их сочетаниями (бормотание, лепет). Такие движения являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Для четкой артикуляции звуков речи нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками письма и чтения. Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей – это сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов основным из которых является артикуляционная гимнастика. Успешное обучение дошкольников, создание для них адекватных условий по преодолению трудностей при исправлении нарушений требует от учителя-логопеда целенаправленной, системной, вдумчивой, творческой работы. Чтобы деятельность, организуемая педагогом, была более результативной, необходим постоянный педагогический поиск современных технологий, методов и приёмов, которые предоставят возможность исправления или ослабления нарушений у дошкольников с дизартрией в кратчайшие сроки и при максимальном сохранении здоровья детей. «…Овладение новыми технологиями позволяет повысить эффективность воздействия, точнее предсказывать события, проектировать коррекционный процесс». На наш взгляд, одной из таких технологий является биоэнергопластика.

Что же такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика
– это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы.

(я не читаю, это на слайде) Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела и рук.

Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется и координируется роль нервной системы.

Работу над выполнением упражнений можно разделить на несколько этапов:

1. Предварительно с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук. Артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом, а логопед сопровождает выполнение упражнений движениями своей руки.Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.

2. На следующем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой перед зеркалом.

3. На третьем этапе все упражнения выполняются без зеркала, но с одновременным выполнением логопедом.

4. На заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.

Общие рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

1. После обследования подбирается комплекс артикуляционной гимнастики, который должен включать как статические, так и динамические упражнения.

2. Упражнения вначале разучиваются на одной руке (правой), затем на другой (левой), а потом уже на обе руки. Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений, начиная с простых, постепенно переходя к выполнению сложных движений.

3. На начальном этапе артикуляционную гимнастику выполняют в медленном темпе, сидя перед зеркалом, ребенку предлагается разучить от 3 до 4—5 упражнений. Количество повторов каждого упражнения от 4 до 6—7 раз.

4. Использование счета от 1 до 10 или стихотворных строк помогает развивать и совершенствовать чувство ритма и поддерживать размеренность выполнения упражнений.

5. Гимнастику необходимо разучивать постепенно, по мере освоения первого комплекса добавлять более сложные упражнения других комплексов.

6. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой также преподносится детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики.

Например, Комплекс упражнений с биоэнергопластикой

(подготовка артикуляционная аппарата для постановки звука [ р])

1. «Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

2. «Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

3. «Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

4. «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «погладить» небо вперед – назад (как кисточкой).

Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

5. «Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение влево – вправо.

6. «Грибок»

Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10, затем щелкнуть (сорвать грибок). Повторить упражнение неоднократно.

Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

7. «Гармошка»

Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз.

Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

8. «Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.

Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

9. «Дятел – барабанщик»

«Дятел»

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»

Это дятел на сосне

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»

Долбит клювом по коре.

Когда дети осваивают упражнения с использованием рук, им предлагаются карточки.

Схемы-карточки для комплексов артикуляционной гимнастики.

Упр. «Бегемотик»

упр. «Лягушка»

Упр. «Чащечка»

упр. «Хоботок»

1. Выполнение артикуляционной гимнастики слушателями:

2. а) Выполнение под музыку «Гномики»-ролик.

б) Выполнение с движением «Зимняя прогулка на площадку»

Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения биоэнергопластики, используя речевое сопровождение. (Педагоги разделены на ___ группы. У каждого на столах задание.)

-Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось.

-Благодарю вас за внимание, а участников за работу.

Используемая литература:

1.​ Архипова Е.Ф. коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М: АСТ: Астрель, 2008.

2.​ Бушлакова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой – Детство-Пресс

3.​ Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. Игры с пальчиками. М, 2002 г.

4.​ Шубина Е. Основы телесной терапии. Изд.: «Наука и техника», 2007.

5.​ Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

6. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.