Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Дружинина Н.Н. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Дружинина Н.Н. Дидактическая игра на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса младших школьников // Современная начальная школа. 2022. № 4 (35). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/35.pdf.

Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках. Необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но дети продолжают носить в школу игрушки. Основываясь на этой особенности в развитии младших школьников можно сделать вывод о том, что именно через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках. Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов.

Предмет, который в школе именуется "русский язык", часто называется детьми в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует довольно высокого развития способности анализировать и требует огромной концентрации внимания. Язык присутствует в опыте детей в целостном виде, и к моменту, когда он становится предметом изучения в школе, у многих еще не сформировалась потребность расчленить его на составляющие элементы и установить соотношения между этими элементами - а именно этого и требует программа. Известно, что прочно усваиваются только те знания, которые "добыты" самостоятельно. Иными словами, то, что ребенку просто сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, до чего он додумался сам, его собственное открытие, остается навсегда. И для того чтобы открытие состоялось, нужно суметь ненасильственно направить активность ребенка на анализ учебного материала. Его мыслительная работа должна проходить в наиболее естественной для этого возраста форме - "игре по правилам". Одним из условий выигрыша здесь является понимание и соблюдение правил игры. В нашем случае правило игры - это как раз тот учебный материал, который требуется усвоить. Игры и упражнения разработаны на основе программы по русскому языку для 1-го класса начальной школы.

Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний. Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности, учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну слов или страну знаний. Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий. Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.

В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Под ведущей понимается та деятельность, в процессе которой происходит качественное изменение психики детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного возраста.

Психолого-педагогические и методические особенности проведения дидактических игр:

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности, учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

Представленные дидактические игры распределены по разделам и темам изученных орфограмм.

1.Фонетика и графика

Тема: Графический образ письменной заглавной буквы. Игра: «Угадай букву»

Тема: Согласные звуки и буквы.

Игра: «Буква заблудилась»

Тема: Письмо слогов и слов.

Игра: «Лото»

2.Орфография

Тема: Твердые и мягкие согласные звуки.

Игра: «Абвгдейка»

Игра: «Расставь все по порядку»

Тема: Глухие и звонкие согласные звуки

Игра: «Подбери нужное слово»

Тема: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ

Игра: «Замени букву»

Тема: Шипящие согласные звуки

Игра: «Кто быстрее, кто точнее»

Тема: Мягкий знак (Ь).

Игра: «Хоккей»

Тема: Заглавная буква с словах

Игра: «Не ошибись»

3.Морфология

Тема: «Имя существительное»

Игра: «Кто? Что?»

Игра: «Наборщики»

Тема: «Имя прилагательное»

Игра: «Какой? Какая? Какое?»

Игра: «Составь образ»

Тема: «Глагол»

Игра: «Грибники»

4.Морфемика

Тема: «Состав слова»

Игра «Бал во дворце»

Банк дидактических игр

Тема: Графический образ письменной заглавной буквы.

1.Игра «Угадай букву». Цель – научить узнавать букву по её внешнему облику, научить печатать буквы.

Описание: Для игры заготавливаются карточки по количеству учеников с разными элементами больших прописных букв. Необходимо определить букву и дописать ее на карточке цветным карандашом. Итог: Все те, кто справился с заданием выиграли.

Тема: Согласные звуки и буквы.

2.Игра «Буква заблудилась» Цель: учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.

Описание. Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, про себя произнести правильное слово. При повторном прочтении верные слова произносить вслух.

-Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие на поиск букв, которые заблудились в стихотворении. За каждое отгаданное слово, я буду выдавать вам жетончики-наклейки в виде звездочек. После путешествия вы сможете украсить ими свою тетрадь.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!».

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

куклу, выбросив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Посмотрите-ка, ребятки:

Раки выросли на грядке!

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

Мы собирали васильки –

На головах у нас щенки.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Жучка будку не доела:

Неохота. Надоело.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

Синеет море перед нами.

Летают майки над волнами.

Врач напомнил дяде Мите:

— Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

Сели в ложку и — айда! —

По реке — туда, сюда.

На болоте нет дорог.

Я по кошкам — скок да скок!

Забодал меня котёл,

На него я очень зол!

На волке — сметана,

творог, молоко.

И рад бы поесть,

да достать нелегко...

Итог: Кто собрал больше всех жетонов, тот и победитель.

3. Игра «Лото». Цель - учить различать слова, отличные по одному звуку, соотносить слова с предметной картинкой, его заменяющей.

Описание: Раздаточный материал домино в виде слов, и большие карточки с картинками. Ученики делятся на две команды. Каждой команде по одной большой карточке и набора слов. Учитель из мешочка достает в виде домино (материал картон) слова, произносит вслух, ученики находят у себя к нему картинку (если она есть), и закрывает ей соответствующий рисунок в карточке: коза, коса; гора, кора; зуб, суп; трава, дрова; дом, том; грот, крот; и т.п. Итог: Выигрывает та команда, которая больше закроет картинок.

Тема: Твердые и мягкие согласные звуки

4.Игра: «Абвгдейка» Цель: закрепить знания о твердых и мягких согласных звуках. Описание: Для игры заготавливаются 33 карточки со всеми буквами алфавита. (Желательно расположить на карточках по две картинки. Если это согласная буква, обозначающая два звука, то название предмета на одной картинке должно начинаться с мягкого согласного, а другого – с твердого согласного. Например, на карточке с буквой М с одной стороны нарисован мишка, с другой – мышка. Буквы Ъ, Ь, Ы печатаются без картинок.) Каждая карточка разрезается посередине. Детям раздаются карточки, с которыми они расходятся по классу. По сигналу учителя «Все в пары!» каждый ученик ищет товарища с парной карточкой.

Итог: выигрывает та пара которая найдет друг друга быстрее остальных.

5.Игра: «Расставь все по порядку» Цель: закрепить знания о мягких согласных звуках. Описание: Записать предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ. Подчеркнуть мягкие согласные в словах последнего предложения. Учащиеся работают в парах.

Задание:

Ребята собирали желуди и шишки.

Игрушки ребята подарят малышам.

Из желудей и шишек они сделают игрушки.

Итог: выигрывает та пара, которая быстрее других справится с заданием и при этом не допустит ошибок.

Тема: Глухие и звонкие согласные звуки

6. Игра: «Подбери нужное слово» Цель: закрепить знания по пройденной теме. Описание: К каждому слову со звонкой согласной подобрать слово с парной глухой согласной. Учащиеся работают в парах.

Задание:

Жить- шить,

Жар -

дочка -

герб -

коза -

Итог: выигрывает та пара, которая быстрее справится с заданием и не допустит ошибок.

Тема: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ

7.Игра: «Замени букву» Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую зоркость, внимательность, логическое мышление. Описание: учащиеся делятся на команды по четыре человека, им предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова.

Задание:

дочка ручка

бочка речка

ночка свечка

кочка печка

точка почка

тучка дочка

тачка ночка

Итог: выигрывает та команда, которая составит наибольшее количество слов.

Тема: Шипящие согласные звуки

8.Игра: «Кто быстрее соберет вещи».

Цель игры: дифференциация шипящих звуков: ж,ш,ч,щ; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся. Описание: для игры заготавливают карточки с изображением предметов с шипящими звуками ж,ш,ч,щ; «чемоданчики» с соответствующими звуками – 4 шт. Дети делятся на 4 команды и берут себе по «чемоданчику». По одному участнику из команды выходят поочередно к доске, и выбирает карточку «предмет», соответствующий своему «чемоданчику».

Итог: выигрывает та команда, которая подобрала без ошибок все карточки

Тема: Мягкий знак (Ь).

9.Игра: «Хоккей»

Цель: Закрепить знания о мягком знаке.

Описание: (2 ком.) По краям доски, справа и слева, хоккейные ворота. Перед каждыми воротами — большая шайба. На левой шайбе написано «мягкий знак в конце», на правой — «мягкий знак в середине». Класс делится на две команды: левую и правую. Задача игроков — забросить как можно больше шайб в ворота противника, т. е. записать на доске слова с мягким знаком на конце или в середине слова. По сигналу судьи матч начинается: члены команд, которые хотят забить шайбу, т. е. записать слово с мягким знаком, поднимают руки. Капитан команды указывает нападающего, тот выходит к доске и пишет слово, после чего по указанию капитана выходит другой член команды и т. д., пока не прозвучит сигнал судьи об окончании матча. Шайба, заброшенная в свои ворота, не засчитывается. Игроков, нарушающих порядок, судья может удалять с поля. На игру отводится 3—5 минут. Итог: после чего судьи проверяют правильность результатов по каждой команде и объявляют победителя.

Тема: Заглавная буква в словах.

10.Игра: «Не ошибись». Цель – учиться различать заглавную букву в словах. Описание: Дети встают в круг, учитель в середине. Он кидает мяч поочередно и одновременно произносит слово. Если слово начинается с большой буквы, то ученики ловят мяч. Если слово начинается маленькой буквы, то играющим нельзя ловить мяч. Ошибившиеся игроки выходят из круга.

Итог: Выигрывает ученик, оставшийся в круге.

Тема: «Имя существительное»

11.Игра: «Кто? Что?». Цель: Повторить имена существительные. Описание: Учащиеся делятся на две команды. Одна команда записывает слова, отвечающие на вопрос «кто?», другая – слова, отвечающие на вопрос «что?» Игра проводится в форме диктанта «Молчанка». Учитель показывает предметные картинки (еж, шары, дом, лиса, мяч, заяц, жук, стол, гусь, юла, часы, петух, роза, кошка, щука, лыжи, лук, рак, утка, гриб, собака, арбуз). Дети записывают название предмета. Итог: Побеждает команда, которая правильно запишет все слова.

12. Игра: Наборщики Цель: составить из предложенных слогов имена существительные Описание: ученики делятся на две команды из девочек и мальчиков. На доске записаны слоги:

ВА, ЗИ, ЛЮ, МА, МИ,ПЕ, РО, ТА,ТО; МА, ЛЯ, НА, НЯ, РА, РЯ, СЯ, ТЯ, ША.

Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда мальчиков – имена девочек. Лучшими наборщиками признается та команда, которая правильно выполнит задание. Итог: Командное первенство присуждается команде, лучшие наборщики которой первыми выполнят работу.

Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Маша, Мара, Таня, Тоня, Тося, Варя.

13.Игра «Составь образ» Цель: Повторение имени прилагательного, развитие образного мышления. Описание: На доске вывешиваются картинки. Ученики делятся на 6 групп и берут по одной карточки с рисунком и одним прилагательным. Задание заменить прилагательное таким словом, что - бы оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.

Берёзка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т. д.);

трава зелёная (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая и др.);

вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная и др.);

туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая и др.);

сорока пёстрая (болтливая, суетливая, бойкая, хитрая и др.);

осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая и др.).

итог: побеждает та команда, которая более ярко опишет картинку.

Тема: «Имя прилагательное»

14Игра: «Какой? Какая? Какое?»

Подобрать к слову как можно больше определений, сказанное не повторять. Показывают картинку с предметом, за каждое слово - фишка. Например, яблоко — сочное, круглое, красное, большое, наливное, спелое... Груша, лиса, белка, ежик...

Тема: «Глагол».

15. Игра: “Грибники” Цель: закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать? Описание: Ученики делятся на 2 команды. Каждая команда берет корзину для грибов; Грибы располагаются на доске в виде картинок с с надписями глаголов: закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить; таблички с вопросами что делать? что сделать?

И все отправляемся в лес. Одна команда собирает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Итог: Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

Тема: «Состав слова».

16.Игра «Бал во дворце» Цель: развитие навыка определения морфемного состава слова. Описание: Ученики делятся на 4 группы.

Сегодня в сказочном дворце «Состав слова» состоится бал, в котором примут участие все части слова. Они мечтают попасть на бал, мы с вами должны помочь им осуществить эту заветную мечту. Давайте познакомимся с нашими друзьями, отгадаем их имена.

1. Я главная часть слова, без меня нет слова. Но чтобы меня узнать, надо родственные слова подобрать. (Корень)

2. После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу. (Суффикс)

3. Я к корню приставлена и навсегда у него оставлена.

Значение слова меняю я, но без корня — никуда.

Нельзя нас с корнем разделять и ничего между нами вставлять. (Приставка)

4. Я изменяемая часть, с другим словом держу связь.

Если бы не я, была бы сущая ерунда,

Я люблю слова конец.

Вот ведь какая вещь: я регулирую всю речь. (Окончание)

Что бы наши друзья попали в замок им необходимо пройти строгий контроль.

Давайте им в этом поможем, выполнив задания на доске.

1. группа помогает пройти на балл приставке. Выберите слова с приставками: принцесса, приплыл, догорал, дорогой, ореховый, оберегает, подружился, пользовался.

2. группа помогает пройти на балл суффиксу. Назовите 8 слов с суффиксом -ист. (Хоккеист, шахматист, футболист, фигурист, баскетболист, волейболист, гандболист, биатлонист.)

3. группа помогает пройти на балл корню. Корень такой же, как в слове дарить, приставка — как в слове побежал, суффикс — как в слове дружок (подарок);

4. группа помогает пройти окончанию. Корень такой же, как в слове садовник, приставка — как в слове покраснел, суффикс — как в слове скользкий, окончание — как в слове рыбалка (посадка).

Итог: Все прошли на бал, проигравших нет.

Заключение

Игра не является уроком. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке. Игра должна в полной мере решать, как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов. Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, что способствует формированию лингвистических знаний. Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Дидактические игры позволяют: повысить степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность; помочь учащимся проявить способности и активность (в особенности при их самостоятельной деятельности по подготовке конкурсных заданий и вопросов); создать условия стимулирования интеллектуального потенциала ученика; расширить кругозор, закрепить знания, в том числе по многим школьным предметам, развить находчивость, смекалку, пробудить интерес к различным областям науки, техники, искусства; повысить у многих учащихся уверенность в себе; научить каждого ученика отстаивать свою точку зрения; помочь раскрытию таланта; развить способность к толерантному общению, развить чувство товарищества и взаимовыручки; развить умение объективно оценивать свои силы и возможности, играющие важную роль в стимулировании интеллектуального роста школьника; некоторые задания могут носить профориентационный характер. Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребёнок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Литература

1.Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4 классах вспомогательной школы [Текст] / Аксенова А.К., Якубовская Э.В. // Просвещение, 1987. – C.176.

2.Бондаренко, А.А. Дидактические игры на уроках обучения грамоте [Текст] / А.А. Бондаренко // Начальная школа. – 2011. – №10. – С.14–16.

3.Выготский, Л.С. Дидактические игры в воспитании младших школьников [Текст] / Л.С. Выготский // Начальная школа. -2008. -№2 – С.28-30.

4.Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка[Текст] / Л.С. Выготский // Начальная школа. – 2011. - №9. – С.89.

5.Дубова, Т.А. Дидактические игры на уроках русского языка[Текст] / Т.А. Дуброва // Начальная школа. - 2001г. - №11. – С.176.

6.Капустина, Н.Г. Познавательный интерес младших школьников [Текст] / Н.Г. Капустина // Начальная школа. – 2005. - №2. – С. 199.

7.Калмыкова, Е.В Игровые технологии обучения в начальной школе[Текст] / Е.В. Калмыкова // Начальная школа. – 2007. - №10. С. 164.

8.Коваленко, В.Г. Развивающие игры на уроках русского языка [Текст] / В.Г. Коваленко // Начальная школа. -2001. - №3. - С.68.

9.Козлова, О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников [Текст] / О.А. Козлова // Начальная школа. - 2004. - №11. – С.189.

10.Лоншакова, А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка [Текст] / А.А. Лоншакова // Начальная школа. – 2002. - №4. – С.97.

11.Львов, М.Р. Дидактические игры в обучении младших школьников [Текст] / Львов. М.Р. // Начальная школа. - 2009. - №11. - C.9-11.

12.Макаренко, А.С. Дидактические игр [Текст] / А.С. Макаренко // Начальная школа. – 2003. - №9. - С. 96.

13.Маркова, А.К. Развивающие игры [Текст] / А.К. Маркова // Начальная школа. – 2004. - №10. – С.56.

14.Никитин, Б.П. Дидактические игры на уроках русского языка [Текст] / Б.П. Никитин // Начальная школа. – 2004. - №9. - С.52–53.

15.Сидорова, С.А. Дидактические игры в обучении младших школьников [Текст] / С.А. Сидорова // Начальная школа. – 2009. - №11. - С.3–7.

16.Степанова, О.А. Научно - методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками [Текст] / О.А. Степанова // Начальная школа. – 2003. - № 6. – С.76.

17.Сорокина, А.И. Дидактические игры [Текст] / А.И. Сорокина // Начальная школа. – 2011. - №9. – С.172.