Библиографическое описание:
Ситникова Е.В. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.
Предлагаю поучаствовать в мастер-классе по приемам формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения.
Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя способность выходить за пределы собственных возможностей и, за границы данной ситуации.
Необходимо научить детей учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, учить их спорить и доказывать.
Таким образом, будет идти развитие личности творческой, активной, мыслящей, функционально грамотной.
Практика организации работы на уроках литературного чтения с текстом в начальной школе позволила применить приемы формирования функциональной грамотности обучающихся.
Один из приемов технологии критического мышления “Верю - не верю”. Используется на этапе подготовки к первичному восприятию произведения и обеспечивает мотивацию к работе с текстом. Ученику предлагается высказывание, с которым он может согласиться или нет.
Дети проводят оценку утверждений на основании собственного жизненного опыта. Как окажется на самом деле, учащиеся узнают в процессе анализа текста. Удобно использовать прием “Верю - не верю” при работе научно-популярными текстами, так как в них содержится сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.
Используем текст научно-популярной статьи “Кошка”. Верите ли вы, что первые кошачьи появились более 10 миллионов лет назад?
Проверим ваши предположения отрывком из статьи:
Около 12 миллионов лет назад по Земле начали бродить первые кошачьи. Уже тогда существовали мелкие виды диких кошек вроде манула. Манул до сих пор обитает в некоторых областях Азии.
Первые кошачьи начали бродить по земле около 12 миллионов лет назад, то есть правы были те, кто ответил «Да, верно».
Верите ли вы, что в Египте было запрещено разведение кошек? Проверим:
Для древних египтян кошки были священными животными – их изображали в виде божеств. После смерти кошек оплакивали, надевая траур и, как фараонов, бальзамировали, а мумии помещали в храм богини Баст, которую часто изображали с кошачьей головой.
Оказывается, кошки были священными животными для египтян. Их, как и фараонов, после смерти бальзамировали, а мумии помещали в храм богини Баст. Значит, неверно, что разведение кошек в Египте было запрещено.
Верите ли вы, что дикие и домашние кошки являются родственниками?
Принято считать, что современные домашние кошки ведут своё происхождение от африканской степной.
Между домашней кошкой и её дикими родственниками разница невелика, и те черты, которые мы видим в наших любимцах, в равной мере присущи и дикой кошке, и тигру.
Домашние кошки произошли от африканской степной. Черты домашних кошек присущи и диким кошкам. Так что верно, что дикие и домашние кошки родственники.
По окончании работы учащиеся соотносят свои мнения с фактической информацией, данной в тексте.
В процессе анализа текста на уроке мы учим детей работать со словом. Внимание к слову - это умение замечать непонятные слова в тексте и уточнять их значения. Один из приемов работы со словами-незнакомцами - это картинный словарик. В научно-популярной статье “Кошка”, на примере которой мы проигрывали прием “Верю - не верю”, встречаются слова: манул, мумия, бальзамирование, богиня Баст.
Определимся со значением этих слов:
Древнеегипетская богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек. (богиня Баст)
Хищное животное семейства кошачьих с ценным мехом (манул).
Пропитывание тела умершего особыми веществами для предохранения от гниения, для сохранения на длительный срок. (бальзамирование)
Предохраненное бальзамированием от разложения высохшее тело человека или животного. (мумия)
Теперь мы подкрепим данные определения зрительными образами. У нас может получиться такой картинный словарик:
или такой:
или такой:
В любом случае значение слов объясняется с помощью средств наглядности, в данной работе фотографиями и рисунком.
Внимание к слову - это умение обращать внимание на ключевые слова в тексте.
Есть особые слова, которые открывают секреты текста. Они помогают догадаться, что автор хотел сказать читателю не прямо, а по секрету.
Например, прочитаем стихотворение Даниила Хармса “Кораблик”.
Кораблик
По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
Кто плывет на Кораблике? Прямо в тексте не говорится. Но поищем слова-ключики, которые помогут ответить на этот вопрос (ушки на макушке, длинные хвосты, страшны им кошки да коты).
Кто же плывет на кораблике? (мыши)
Иногда только слова-ключики по-настоящему помогают понять текст. Обратимся к стихотворению Ирины Токмаковой.
Я могу и в углу постоять,
Час могу, два могу или пять.
Я не брал эту запонку красную,
Ну зачем говорите напрасно вы!
Я могу и в углу постоять,
День могу, два могу или пять.
Я не брал эту запонку красную,
Ну зачем говорите напрасно вы!
Найдите слово, которым отличаются первое и второе четверостишие (вместо слова час - слово день). Почему автор повторяет четверостишие, изменив лишь одно слово? (Подчеркивает убеждённость ребёнка в своей правоте и обиду на несправедливость взрослых).
Как вы думаете, какой человечек мог бы прочитать это стихотворение? Слева, посередине или справа? Обращаем внимание на эмоции:
Да, человечек справа с обидой и недовольством.
Если человек грамотен, он может быть счастлив! Я желаю вам грамотных и счастливых учеников!
Использованные ресурсы:
1. Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Научно-популярная статья «Кошка». – Москва:Дрофа, 2020.
2. Онлайн-школа «Фоксфорд». Методики работы с текстом на уроках чтения в начальной школе. https://foxford.ru/teacher/courses/3604/landing
Ситникова Е.В. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.
Предлагаю поучаствовать в мастер-классе по приемам формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения.
Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя способность выходить за пределы собственных возможностей и, за границы данной ситуации.
Необходимо научить детей учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, учить их спорить и доказывать.
Таким образом, будет идти развитие личности творческой, активной, мыслящей, функционально грамотной.
Практика организации работы на уроках литературного чтения с текстом в начальной школе позволила применить приемы формирования функциональной грамотности обучающихся.
Один из приемов технологии критического мышления “Верю - не верю”. Используется на этапе подготовки к первичному восприятию произведения и обеспечивает мотивацию к работе с текстом. Ученику предлагается высказывание, с которым он может согласиться или нет.
Дети проводят оценку утверждений на основании собственного жизненного опыта. Как окажется на самом деле, учащиеся узнают в процессе анализа текста. Удобно использовать прием “Верю - не верю” при работе научно-популярными текстами, так как в них содержится сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.
Используем текст научно-популярной статьи “Кошка”. Верите ли вы, что первые кошачьи появились более 10 миллионов лет назад?
Проверим ваши предположения отрывком из статьи:
Около 12 миллионов лет назад по Земле начали бродить первые кошачьи. Уже тогда существовали мелкие виды диких кошек вроде манула. Манул до сих пор обитает в некоторых областях Азии.
Первые кошачьи начали бродить по земле около 12 миллионов лет назад, то есть правы были те, кто ответил «Да, верно».
Верите ли вы, что в Египте было запрещено разведение кошек? Проверим:
Для древних египтян кошки были священными животными – их изображали в виде божеств. После смерти кошек оплакивали, надевая траур и, как фараонов, бальзамировали, а мумии помещали в храм богини Баст, которую часто изображали с кошачьей головой.
Оказывается, кошки были священными животными для египтян. Их, как и фараонов, после смерти бальзамировали, а мумии помещали в храм богини Баст. Значит, неверно, что разведение кошек в Египте было запрещено.
Верите ли вы, что дикие и домашние кошки являются родственниками?
Принято считать, что современные домашние кошки ведут своё происхождение от африканской степной.
Между домашней кошкой и её дикими родственниками разница невелика, и те черты, которые мы видим в наших любимцах, в равной мере присущи и дикой кошке, и тигру.
Домашние кошки произошли от африканской степной. Черты домашних кошек присущи и диким кошкам. Так что верно, что дикие и домашние кошки родственники.
По окончании работы учащиеся соотносят свои мнения с фактической информацией, данной в тексте.
В процессе анализа текста на уроке мы учим детей работать со словом. Внимание к слову - это умение замечать непонятные слова в тексте и уточнять их значения. Один из приемов работы со словами-незнакомцами - это картинный словарик. В научно-популярной статье “Кошка”, на примере которой мы проигрывали прием “Верю - не верю”, встречаются слова: манул, мумия, бальзамирование, богиня Баст.
Определимся со значением этих слов:
Древнеегипетская богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек. (богиня Баст)
Хищное животное семейства кошачьих с ценным мехом (манул).
Пропитывание тела умершего особыми веществами для предохранения от гниения, для сохранения на длительный срок. (бальзамирование)
Предохраненное бальзамированием от разложения высохшее тело человека или животного. (мумия)
Теперь мы подкрепим данные определения зрительными образами. У нас может получиться такой картинный словарик:
или такой:
или такой:
В любом случае значение слов объясняется с помощью средств наглядности, в данной работе фотографиями и рисунком.
Внимание к слову - это умение обращать внимание на ключевые слова в тексте.
Есть особые слова, которые открывают секреты текста. Они помогают догадаться, что автор хотел сказать читателю не прямо, а по секрету.
Например, прочитаем стихотворение Даниила Хармса “Кораблик”.
Кораблик
По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
Кто плывет на Кораблике? Прямо в тексте не говорится. Но поищем слова-ключики, которые помогут ответить на этот вопрос (ушки на макушке, длинные хвосты, страшны им кошки да коты).
Кто же плывет на кораблике? (мыши)
Иногда только слова-ключики по-настоящему помогают понять текст. Обратимся к стихотворению Ирины Токмаковой.
Я могу и в углу постоять,
Час могу, два могу или пять.
Я не брал эту запонку красную,
Ну зачем говорите напрасно вы!
Я могу и в углу постоять,
День могу, два могу или пять.
Я не брал эту запонку красную,
Ну зачем говорите напрасно вы!
Найдите слово, которым отличаются первое и второе четверостишие (вместо слова час - слово день). Почему автор повторяет четверостишие, изменив лишь одно слово? (Подчеркивает убеждённость ребёнка в своей правоте и обиду на несправедливость взрослых).
Как вы думаете, какой человечек мог бы прочитать это стихотворение? Слева, посередине или справа? Обращаем внимание на эмоции:
Да, человечек справа с обидой и недовольством.
Если человек грамотен, он может быть счастлив! Я желаю вам грамотных и счастливых учеников!
Использованные ресурсы:
1. Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Научно-популярная статья «Кошка». – Москва:Дрофа, 2020.
2. Онлайн-школа «Фоксфорд». Методики работы с текстом на уроках чтения в начальной школе. https://foxford.ru/teacher/courses/3604/landing