Высшая школа делового администрирования
Конференции
Март 2023

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

Волкова Татьяна Петровна
учитель-логопед
МДОУ "Детский сад № 29 "Ягодка" р.п. Сенной Вольского района Саратовской области

Дошкольное детство проходит быстро и педагогам с родителями надо сделать это время счастливым и ярким. Ребёнку важно, чтобы с ним рядом были люди, которые окружали его вниманием, теплом и которые смогли бы раскрыть его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества.

Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

• обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

• диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

• терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

• коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

• развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

На логопедических занятиях используются:

ü дидактические,

ü настольно-печатные,

ü словесные,

ü коррекционно-развивающие,

ü игры с движениями,

ü сюжетные, ролевые игры,

ü игры-драматизации

Я широко применяю игры на этапе обследования, индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. В моей практике встречаются словесные, настольно – печатные, подвижные, дыхательные, пальчиковые, логоритмические, игры с мячом, творческие, компьютерные. Я использую сказочных персонажей и сюрпризные моменты. На индивидуальных занятиях при автоматизации звуков мы играем в звуковые коробочки, автоматизируя поставленный звук, шипим как добрый змей, закрепляя звук «ш», выращиваем волшебный цветик – семицветик, работая над введением в речь звука «р», и приветствуем звуковых улиток. На групповых и подгрупповых занятиях мы собираем урожай, закрепляя словарь и элементы грамматического строя по лексической теме «фрукты», путешествуем с Язычком, уделяя внимание артикуляционной гимнастике и развитию речевого аппарата, встречаем Лунтика, который вовлекает в игровые задания детей на протяжении всей непосредственно – образовательной деятельности, играем в дидактические настольные игры и превращаемся в разные буквы, что является профилактикой дисграфии. Мы расширяем границы группового помещения и проводим интегрированные занятия, это позволяет сделать их ещё более насыщенным и интересным. В своей практике я использую творческие игры. Игры с элементами театрализации вызывают живой интерес у дошкольников и позволяют решать логопедические задачи.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с речевым недоразвитием высок процент тех, у кого имеются проблемы с общей и мелкой моторикой, длительным выдохом, развитием артикуляционного аппарата. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и логоритмические игры.

Использование игровых технологий позволяет учителю – логопеду сделать дошкольное детство более счастливым, ярким и интересным.