Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Касьяненко Е.В. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ МБОУ «СОШ №38» ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ

Библиографическое описание:
Касьяненко Е.В. Особенности адаптации первоклассников МБОУ «СОШ №38» города Симферополя // Современная начальная школа. 2022. № 8 (39). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/39.pdf.

Аннотация: В данной статье автором рассмотрено несколько аспектов, которые влияют на продолжительность адаптации: социальный, физиологический, психологический, применяемых в начальных классах МБОУ «СОШ №38». Автор сделала ударение на том, что адаптация первоклассников к учебному учреждению в значительной степени определяется содержанием обучения и методикой преподавания.

Ключевые слова: адаптация, первоклассник, аспекты, учебное учреждение.

Адаптацией называется процесс и результат приспособления строения и функции организма и его органов к условиям новой среды обитания [1. с. 9]. Особенно сложным периодом в жизни становится адаптация первоклассников. Именно со дня поступления в школу еще вчерашний дошкольник осваивает новейшую для него социальную роль школьника. Новым видом деятельности становится учебная, изменяется также и социальное окружение, появляются сверстники – одноклассники, педагоги, а не воспитатели, учебное учреждение становится новой социальной группой, в которую включаются дети, изменяется и сам уклад жизни первоклассников. У детей в 7 лет уже есть необходимые предпосылки учения, а именно: мотивация и способы познавательной деятельности [9, с. 161]. Становление детей как школьников происходит в процессе учения и всей жизни в школе. Процесс подобного становления при подходящих условиях занимает одно полугодие первого года обучения в учебном учреждении. Поступление в среднюю общеобразовательную школу, гимназию, лицей является переломным моментом в жизни детей. Отличительная особенность положения обучающегося состоит в том, что его учеба – обязательная, общественно значимая деятельность, за нее ученик несет ответственность перед педагогом, учебным учреждением, семьей. Особо важной, актуальной и серьезной проблемой является, согласно ФГОС НОО, адаптация к общеобразовательным учебным учреждениям, поскольку ситуация неопределенности постоянна, а перед поступлением в школу все дети, как правило испытывают чрезмерное волнение. Первоклассники вступают в жизнь в новейшие по сравнению с дошкольным учреждением условия. Бывает и так, что ученик в первом классе подчиняется большинству наперекор своему желанию. Вследствие этого необходимо помочь первокласснику обрести самого себя, научить его самому отвечать за собственные поступки [5, с. 124]. Можно сказать, что положительные пути, которыми реализуется адаптация, ведут к успешному обучению в 1-А классе «СОШ №38».

Ученые выделяют несколько аспектов, которые влияют на продолжительность адаптации: социальный, физиологический, психологический [2, с. 56]. Предлагаю вам рассмотреть ниже все три аспекта. От состояния детского здоровья зависит длительность физиологического привыкания, так как в период адаптации организм первоклассника подвергается серьезным нагрузкам. Поэтому надо отслеживать реакцию обучающихся в первом классе на режим школы и учебные нагрузки. Психологическая готовность к обучению подразумевает интеллектуальную, личностную, мотивационную зрелость [4, с. 28]. Бывает так, что у некоторых первоклассников преобладают игровые мотивы, проблем с такими школьниками, скорее всего, не избежать. Социальный момент не менее важен. Адаптация учеников первого класса к учебному заведению часто затягивается. Если дети ранее не посещали ясли или детсад. Именно в детском саде ребенок проходит первый этап социализации. Приобретает коммуникативные навыки. Педагоги-новаторы условно разделяют младших школьников на три группы по степени адаптированности:

1) мальчики и девочки адаптируются к изменившимся условиям в течение 2-3 месяцев обучения, с легкостью приобретая товарищей, вливаясь в детский коллектив, без особого напряжения выполняя требования учителей, которые отмечают их доброжелательность, спокойствие, любознательность;

2) период адаптации первоклассников этой группы несколько затягивается, так как обучающиеся на уроках часто отвлекаются, ссорятся с одноклассниками, на замечания учителя реагируют капризами. Испытывают сложности с усвоением учебной программы, и только к концу первого полугодия начинают адекватно реагировать на требования педагогов;

3) социально-психологическая адаптация первоклассников существенно затруднена, так как дети агрессивно настроены, гиперактивны, ведут себя конфликтно, отказываются выполнять задания, имеют трудности с усвоением школьной программы [7, с. 280].

Известен ряд причин, которые затрудняют адаптацию обучающихся к школе. К одной из таких причин относят несоответствие функциональных возможностей первоклассников требованиям, которые предъявляются в учебных занятиях, или, по иному говоря, отсутствие так называемой школьной зрелости, недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению. Функциональная готовность – уровень развития и функционального состояния отдельных систем, который способен обеспечить адекватный ответ организма на конкретное воздействие среды [3, с. 277]. Недостаточная функциональная готовность к обучению в общеобразовательном учебном учреждении чаще всего определяется не общим отставанием в развитии организма, а частичной незрелостью некоторых функций, непосредственно связанных с обучением. В особом внимании нуждаются те первоклассники, которые компенсируют свою неготовность к учебным учреждениям непомерным умственным напряжением и потому не попадают в разряд неуспевающих. Учебные успехи у таких первоклассников достигаются ценой их же здоровья: нервное истощение, невроз. Из-за данных осложнений у первоклассников вырабатывается отрицательное отношение к учебным учреждениям. Формирование негативных личностных свойств позволяет отнести их к «группе риска» возникновения нервно-психической патологии [10, с. 356]. Согласно исследованиям Мухина В.С., у половины «незрелых» учеников с хорошей успеваемостью и работоспособностью в 1-ом классе ухудшался неврологический статус [2, с. 57]. Особо отчетливо неблагоприятное влияние учебной нагрузки на функциональное состояние и здоровье таких учеников проявлялось на второй год обучения в школе.

Степень готовности к учебным учреждениям неразрывно связана с общим уровнем развития детского организма. Это хорошо показывается несовпадением уровня школьной зрелости у детей одного паспортного возраста, но находящихся на разных ступенях биологического развития. Так, согласно исследованиям Цукермана Г.А. и Поливановой К.Н, процесс адаптации к учебному учреждению протекает в более короткий срок и с меньшим напряжением физиологических функций у первоклассников. Биологический возраст которых соответствует паспортному или опережает его, по сравнению с детьми, имеющими низкий уровень биологического развития. Естественно, число детей, обнаруживающих функциональную неготовность к школе, выше среди шестилетних по сравнению с семилетними [2, с. 56]. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития. Именно в этот год быстро формируются многие основные психологические новообразования: интенсивно развивается произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Все это служит благоприятными предпосылками для успешного перехода к учебной деятельности. Поэтому поступление в школу в возрасте шести-семи лет значительно облегчило бы адаптацию к школе. Этим объясняется и большая длительность адаптации к учебной деятельности у шестилетних детей по сравнению с семилетними. У шестилеток наблюдается более высокое напряжение систем вегетативного обеспечения. Таким образом, нужно облегчить детям шестилетнего возраста адаптацию к средней общеобразовательной школе. Согласно закону «Об образовании», одним из средств для этого является поступление в школу с семи лет.

Но и без этого далеко не все возможности облегчения первоклассникам адаптации к учебному учреждению исчерпаны. Так, известно, что важнейшее условие, облегчающее растущему организму адаптацию к новым воздействиям, - это ступенчатость, постепенное увеличение интенсивности этих воздействий [6, с. 111]. Адаптация первоклассников к учебному учреждению в значительной степени определяется содержанием обучения и методикой преподавания [8, с. 254]. Отбирая программный материал, надлежит в полной мере учитывать возрастные возможности первоклассников. Моя практика работы в МБОУ «СОШ №38» показала, что при сохранении той же учебной программы, что и для семилетних учеников, учение оказывалось довольно утомительным для детей шести лет, несмотря даже на облегченный режим учебных занятий. Я уже упоминала о том, что в немалой степени облегчает адаптацию к учебному учреждению предварительное пребывание детей в детских садах. Ильина М.Н. говорила, что на развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания именно в дошкольном возрасте [2, с. 56]. Быстрее адаптируются первоклассники, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома. Чаще наблюдались нежелательные изменения в характере общения со сверстниками, длительная расторможенность. «Незрелые» ученики среди детей, посещавших детский сад, встречаются вдвое реже, чем среди детей, воспитываемых в «домашних» условиях. Лучший эффект достигается, по моему мнению, взаимным проникновением смежных ступеней социального существования первоклассников. Переход из детского сада в учебное учреждение должен быть облегчен и за счет создания элементов школы в последней группе детского сада, и за счет сохранения элементов детского сада в 1-А классе «СОШ №38».

Если ровное, доброжелательное поведение – это главное требование профессиональной этики во всех классах МБОУ «СОШ №38», то в моем 1-А классе оно приобретает ни с чем не сравнимое значение, так как психика первоклассников особо ранима. Роль моей профессиональной этики во много раз возрастает по отношению к детям из неблагоприятных микросоциальных условий (низкий уровень образования родителей, злоупотребление алкоголем, конфликты в семье), приводящих к социально-педагогической запущенности первоклассников, задержке интеллектуального развития, формированию нежелательных личностных и затрудняющих приспособление к учебному учреждению качеств. Среди факторов, которые влияют на адаптацию первоклассников к обучению в МБОУ «СОШ №38», следует отметить состояние здоровья. У первоклассников с хронической интоксикацией уровень работоспособности значительно ниже по сравнению со здоровыми, а функциональные сдвиги со стороны центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, а также мышечной работоспособности более существенны. Тщательный медицинский осмотр детей за год до поступления в школу позволяет выделить «группу риска» неготовности к школьному обучению из-за состояния здоровья. Она включает первоклассников: с функциональными отклонениями (невротические реакции, логоневрозы, гипертрофия миндалин), часто болеющих, длительно болеющих, с отставанием в биологическом развитии, с хроническими заболеваниями. Углубленный медицинский осмотр в МБОУ «СОШ №38» позволяет не только своевременно выявить таких первоклассников, но и провести соответствующее лечение и оздоровительные мероприятия.

Таким образом, применяя данные знания на практике, мне удается улучшить состояние здоровья учеников 1-А класса и облегчить им период адаптации в школе.

Библиографический список

1. Баркан А.И. Особенности изобразительной деятельности первоклассника в период адаптации к школе. / А.И. Баркан. // Вопросы психологии. – М., 1993. - №7. – с. 7-9.

2. Баркан А.И. типы адаптации первоклассников. / А.И. Баркан. // Педиатрия. – М., 1983. - №5. – с. 56-57.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. // М., 1988. – 287 с., с. 276-278.

4. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. / Л.И. Божович. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., 1995. – №3. - с. 25-28.

5. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению. / Л.А. Венгер. // дошкольное воспитание. - М., 1988. – №9. - с. 124-125.

6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский. // М., 2004. – 224 с., с. 109-111.

7. Годфруа Ж. Что такое психология? / Ж. Годфруа. // Т. 2 - М., 1996. – 370 с., с. 278-280.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. / В.В. Давыдов. // М., 1986. – 284 с., с. 254-257.

9. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников. / Т.В.Костяк. // М., 2008. – 169 с., с. 161-170.

10. Эльконин Д.Б. Детская психология. / Д.Б. Эльконин. // М., 1998. – 384 с., с. 356-357.