Мельникова Светлана Владимировна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 13" муниципального образования города Братска, Иркутская область, г. Братск
Библиографическое описание: Мельникова С.В. Православные традиции «Светлый праздник Пасхи» // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.
В настоящее время сложилась ситуация, когда только последовательное, умелое приобщение детей к народным истокам, может воспитать в них уважение к русским традициям как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры.
Цель: Духовно-нравственное развитие ребёнка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.
Задачи: Знакомство с обычаями и традициями православной церкви – празднованием Светлой Пасхи.
Развитие жизненного опыта воспитанников в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.
Формирование уважительного отношения к русским обычаям и православным праздникам, интереса к истории православной культуры нашей Родины.
Для достижения цели используются следующие виды деятельности: игры, инсценировки. Выводы, которые сделают обучающиеся в ходе реализации мероприятия, помогут им расширить представления об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений.
Данное мероприятие может быть интересно всем, кто не просто закладывает в детей определённый объём знаний, а воспитывает в «человеке человеческое».
Для проведения используется: интерактивная доска, фонохрестоматия с колокольным звоном.
Оборудование для проведения праздника: празднично оформленный стол: скатерть, пасхальные яйца, куличи, шаблоны для раскрашивания пасхального яйца, цветные карандаши.
Ученик.
Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес.
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!
Ведущий. Сегодня мы поговорим о самом великом, самом светлом и самом любимом празднике всех христиан. Это праздник радости, любви, доброты и справедливости.
Эта история произошла много лет назад.
Иисус Христос, сын Божий, пришёл на нашу землю более 2000 лет назад, чтобы спасти людей от зла. У него было чудесное рождение. Он родился от Бога-отца и Пресвятой Девы Марии в маленьком городе Вифлееме в убогой пещере. И яркая звезда, вспыхнув на небе, возвестила всему миру, что на земле появился спаситель, которого все так долго ждали. Всю жизнь Иисус Христос творил чудеса: исцелял больных, воскрешал умерших людей, усмирял стихии. Бедные люди любили его за любовь, милосердие и внимание к простому люду. Но были и злые люди, которые ненавидели Христа. Их он уличал в жадности, обмане. Злые люди нашли предателя, который за несколько монет согласился выдать Христа. Им оказался Иуда – ученик Иисуса Христа. Воины схватили и повели Христа на Голгофу – гору казней. Он нёс на себе огромный тяжёлый крест. На горе воины сорвали с него одежды и прибили большими гвоздями его руки и ноги к кресту. Страшные боли переносил Иисус Христос, но ни одним словом не оскорбил он своих мучителей. Напротив, он молился за них и говорил: «Боже, прости их. Они не ведают, что творят". Христос умер в страшных мучениях. Все люди, которые любили его, очень переживали его смерть. Но на третий день после смерти произошло великое чудо: Иисус Христос воскрес из мёртвых, то есть ожил и доказал этим, что он – сын божий. И это чудо воскресения стало самым великим праздником – Пасхой!
Исполняется стихотворение А. Майкова «Хвалите Господа с небес».
1 –й ученик.
Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно.
Исполнен мир Его чудес
И славы несказанной.
2-й ученик
Хвалите Господа с небес
Холмы, утёсы, горы.
Хвалите. Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.
Все дети: Христос воскрес! Христос воскрес! И смерть попрал навеки!
3-й ученик.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес.
Все дети: Христос воскрес! Христос воскрес!
Ведущий. Пасха длится дольше других праздников – 40 дней. Православная церковь празднует его особенно торжественно. Во всех храмах звонят колокола. Православные люди поздравляют друг друга, троекратно целуются в знак любви и дарят родным и близким крашеные яйца – символ новой жизни.
Дети выходят к доске в руках у них яйца.
1-й ученик.
Певунью, маленькую птичку,
Я рисовала на яичке.
Щебечет птичка нам с небес:
- Христос воскрес! Христос воскрес!
2-й ученик.
А я нарисовал цветок,
Раскрасил каждый лепесток,
Пусть вся природа, все растенья
Восславят чудо Воскресенья!
3-й ученик.
Я нарисую Божий храм:
Скользят лучи по куполам.
На солнце золотится крест:
Иисус воскрес! Христос воскрес!
Ведущий. Яйцо – символ Пасхи, символ Воскресения Господа, а красный цвет символизирует кровь Христову, которую он пролил на кресте, взяв на себя все грехи человеческие. О красном яйце есть чудесная история. Послушайте её.
Предание говорит, что после Воскресения Господа святая Мария Магдалина обошла многие страны с проповедью о Воскресшем. Мария всё отдала Господу и ради него обнищала. Но обогатилась она верою христовой и ради неё пришла во дворец к императору Тиберию в Риме. Она принесла куриное яйцо - дар самых бедных людей. Она принесла императору веру в Воскресение Христа и вложила её в слова приветствия: «Христос воскрес!» «Не верю этому, - сказал император – так же как и в то, что это белое яйцо в твоей руке может стать красным!». И пока он говорил, яйцо в руке святой порозовело, потемнело и стало ярко-красным.
С тех пор вот уже много сотен лет на Пасху люди одаривают друг друга крашеными яйцами.
Игра «Раскрась пасхальное яйцо», используя символы и цвет.
Символы:
Солнце - символ света и жизни.
Крест – символ Вселенной.
Треугольник – символ огня, бессмертия.
Ветка – символ вечной жизни.
Цвета:
Красный – цвет радости, жизни, любви.
Жёлтый – посвящается солнцу, луне, звёздам.
Зелёный – символизирует весну, природу.
Сочетание красного и белого – благодарение Бога за защиту от зла.
Коричневый – плодородие земли.
Ведущий. Как большой праздник, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. А ещё, едва ли не в каждом дворе, устраивались качели для детей. С Пасхи гуляния молодёжи переносятся на открытый воздух: пляшут, затевают игры на лужайках, в лесу, в парках.
Игра «Поймай меня»
Выбирается ведущий, ему завязывают глаза и ставят в центр. Вокруг стоят дети, они начинают крутить ведущего, затем разбегаются, хлопая в ладоши. Ведущий должен догнать кого-нибудь из детей и узнать.
Ведущий. В Пасхальном ритуале большое внимание уделялось трапезе. Пекли съедобные хлебы – куличи в ведёрных формах. А как красивы были куличи, посыпанные специально разноцветным маком.
Сказка «Пасхальный колобок»
1-й ведущий: Жили-были бедные дед и баба.
2-й ведущий: Очень бедные.
1-й ведущий: У них не было курочки - рябы.
2-й ведущий: Ох, не было.
1-й ведущий: Она не снесла им яичка.
Ведущие (вместе): И не могли они испечь пасхального куличика!
2-й ведущий: Дед бабе говорит:
Дед: Чем же, милая, нам на Пасху разговеться-то?
Баба: Ох, уж и не знаю, милай. Ведь мука у нас давно уже кончилась.
Дед: Давай, баба, не будем унывать, а помолимся Богу да по амбару пометём, по сусекам поскребём; может, хоть на колобок наберётся.
1-й ведущий: Так они и сделали: по амбару помели, по сусекам поскребли, мучицу на водице замесили, слезицей посолили.
2-й ведущий: Бога поблагодарили.
1-й ведущий: Испекли постный колобок и на окно положили.
Ведущие (вместе): До утра простынуть.
2-й ведущий: А на утро проснулся Колобок раньше всех.
Колобок: Что-тодедушки и бабушки не слышно. Спят поди, намаялись со мной со вчера, даже обедню проспали. Покачусь - ка я в церковь, пока они спят, окроплюсь у батюшки святой водой, хоть этим старичков утешу.
1-й ведущий: Соскочил Колобок с подоконника на землю и айда в церковь. Да не по дороге, а прямиком через лес. Навстречу ему волк.
Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем.
Колобок: Что ты, Волк, ведь я ещё не освящённый. По амбару метён, по сусекам скребён, на водице мешён, слезицей солён, но ещё не освящён. Жди меня здесь.
2-й ведущий: Колобок покатился дальше, а навстречу ему медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем.
Колобок: Что ты, Медведь, ведь я ещё не освящённый. По амбару метён, по сусекам скребён, на водице мешён, слезицей солён, но ещё не освящён. Жди меня здесь.
2-й ведущий: Колобок покатился дальше, а навстречу ему лиса.
Лиса: С праздничком тебя, Колобок. Далеко ли ты, мой сладенький, направился?
Колобок: Я, Лиса, в церковь спешу.
Лиса: Куда, сладенький? Я что-то не расслышала.
Колобок: В церковь Божию, святой водой окропиться.
Лиса: Я что-то глуховата стала. Подойди ко мне, мой постненький, поближе.
Колобок: Я, Лисонька, в церковь тороплюсь, у батюшки святой водой окропиться, а ты меня здесь подожди.
2-й ведущий: Прикатился Колобок в церковь и сразу к батюшке. Окропился святой водой, а батюшка его спрашивает:
Батюшка: Где же, Колобок, твоё красное яичко?
Колобок: Нет у меня, батюшка, красного яичка. Мои дедушка и бабушка бедные.
Батюшка: На, возьми, Колобок, отнеси яички дедушке и бабушке.
1-й ведущий: А тут прихожане услыхали разговор, надавали Колобку яичек целую корзину.
2-й ведущий: Катится Колобок обратно через лес прямиком, а навстречу ему волк, медведь и лисица.
Звери: С праздником тебя, Колобок, с наступающим Христовым Воскресением! Будет нам чем на Пасху разговеться!
Колобок: Экие вы, звери, неразумные! Ведь я же постный: по амбарам метён, по сусекам скребён, на водице мешён, слезицей солён. Как же вы мною разговеетесь?
Звери: Что же нам тогда делать?
Колобок: Возьмите вот по красному яичку, а как ночью обедня отойдёт, разговеетесь.
Звери: Ну спасибо тебе, Колобок. Передай поклон дедушке и бабушке!
1-й ведущий: Прибежал Колобок домой.
Дед и Баба: Где ты был, Колобок? Мы о тебе сильно беспокоились!
Колобок: Я, дедушка и бабушка, в церкви был, святой водой окропился и вам красных яичек принёс. Будет чем на Пасху разговеться!
1-й ученик.
Проснулась жизнь от зимней спячки.
Уселась птаха на навес,
Запела песнь, и все узнали,
Что вновь для нас Христос воскрес.
2-й ученик.
Пришла весна, её так ждали,
Зазеленел угрюмый лес,
Мир крикнул радостно, в восторге:
«Христос воскрес! Христос воскрес!»
3-й ученик.
Когда забыто Слово Божье,
Лишь на уме один прогресс,
Напомнить, что мы – образ и подобье Божье.
Христос воскрес! Христос воскрес!
Библиографческий список
1. Основы православной культуры: Книга для учителя./Сост. О.К. Харитонова под ред. прот. В. Дорофеева. – М.: Издательский дом «Покров», 2002.
2. Основы православной культуры для детей младшего школьного возраста: Книга для учителя./Сост. О.К. Харитонова под ред. прот. В. Дорофеева. – М.: Издательский дом «Покров», 2002.
3. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006.
4. Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
5. Православные праздники. Издательство АСТ. Тверь, 2006.
6. Мы рисуем праздник: Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Пасха. М.: Издательский совет русской православной церкви. 2008.
7. Жукова В.В., Волкова Т.Г. Я иду на урок в Воскресную школу: Закон Божий и уроки детского творчества. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011.
8. Светлое Христово Воскресение: Книга для чтения в школе и дома/Сост. С.М.Шестакова.- М.: Издательство Московской Патриархии, 2010.
9. Детям о православной вере. Книга первая. Составлена педагогом Воскресной школы З. Зинченко. Санкт-Петербург, 2003.
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 13" муниципального образования города Братска, Иркутская область, г. Братск
Библиографическое описание: Мельникова С.В. Православные традиции «Светлый праздник Пасхи» // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.
В настоящее время сложилась ситуация, когда только последовательное, умелое приобщение детей к народным истокам, может воспитать в них уважение к русским традициям как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры.
Цель: Духовно-нравственное развитие ребёнка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.
Задачи: Знакомство с обычаями и традициями православной церкви – празднованием Светлой Пасхи.
Развитие жизненного опыта воспитанников в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.
Формирование уважительного отношения к русским обычаям и православным праздникам, интереса к истории православной культуры нашей Родины.
Для достижения цели используются следующие виды деятельности: игры, инсценировки. Выводы, которые сделают обучающиеся в ходе реализации мероприятия, помогут им расширить представления об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений.
Данное мероприятие может быть интересно всем, кто не просто закладывает в детей определённый объём знаний, а воспитывает в «человеке человеческое».
Для проведения используется: интерактивная доска, фонохрестоматия с колокольным звоном.
Оборудование для проведения праздника: празднично оформленный стол: скатерть, пасхальные яйца, куличи, шаблоны для раскрашивания пасхального яйца, цветные карандаши.
Ученик.
Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес.
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!
Ведущий. Сегодня мы поговорим о самом великом, самом светлом и самом любимом празднике всех христиан. Это праздник радости, любви, доброты и справедливости.
Эта история произошла много лет назад.
Иисус Христос, сын Божий, пришёл на нашу землю более 2000 лет назад, чтобы спасти людей от зла. У него было чудесное рождение. Он родился от Бога-отца и Пресвятой Девы Марии в маленьком городе Вифлееме в убогой пещере. И яркая звезда, вспыхнув на небе, возвестила всему миру, что на земле появился спаситель, которого все так долго ждали. Всю жизнь Иисус Христос творил чудеса: исцелял больных, воскрешал умерших людей, усмирял стихии. Бедные люди любили его за любовь, милосердие и внимание к простому люду. Но были и злые люди, которые ненавидели Христа. Их он уличал в жадности, обмане. Злые люди нашли предателя, который за несколько монет согласился выдать Христа. Им оказался Иуда – ученик Иисуса Христа. Воины схватили и повели Христа на Голгофу – гору казней. Он нёс на себе огромный тяжёлый крест. На горе воины сорвали с него одежды и прибили большими гвоздями его руки и ноги к кресту. Страшные боли переносил Иисус Христос, но ни одним словом не оскорбил он своих мучителей. Напротив, он молился за них и говорил: «Боже, прости их. Они не ведают, что творят". Христос умер в страшных мучениях. Все люди, которые любили его, очень переживали его смерть. Но на третий день после смерти произошло великое чудо: Иисус Христос воскрес из мёртвых, то есть ожил и доказал этим, что он – сын божий. И это чудо воскресения стало самым великим праздником – Пасхой!
Исполняется стихотворение А. Майкова «Хвалите Господа с небес».
1 –й ученик.
Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно.
Исполнен мир Его чудес
И славы несказанной.
2-й ученик
Хвалите Господа с небес
Холмы, утёсы, горы.
Хвалите. Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.
Все дети: Христос воскрес! Христос воскрес! И смерть попрал навеки!
3-й ученик.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес.
Все дети: Христос воскрес! Христос воскрес!
Ведущий. Пасха длится дольше других праздников – 40 дней. Православная церковь празднует его особенно торжественно. Во всех храмах звонят колокола. Православные люди поздравляют друг друга, троекратно целуются в знак любви и дарят родным и близким крашеные яйца – символ новой жизни.
Дети выходят к доске в руках у них яйца.
1-й ученик.
Певунью, маленькую птичку,
Я рисовала на яичке.
Щебечет птичка нам с небес:
- Христос воскрес! Христос воскрес!
2-й ученик.
А я нарисовал цветок,
Раскрасил каждый лепесток,
Пусть вся природа, все растенья
Восславят чудо Воскресенья!
3-й ученик.
Я нарисую Божий храм:
Скользят лучи по куполам.
На солнце золотится крест:
Иисус воскрес! Христос воскрес!
Ведущий. Яйцо – символ Пасхи, символ Воскресения Господа, а красный цвет символизирует кровь Христову, которую он пролил на кресте, взяв на себя все грехи человеческие. О красном яйце есть чудесная история. Послушайте её.
Предание говорит, что после Воскресения Господа святая Мария Магдалина обошла многие страны с проповедью о Воскресшем. Мария всё отдала Господу и ради него обнищала. Но обогатилась она верою христовой и ради неё пришла во дворец к императору Тиберию в Риме. Она принесла куриное яйцо - дар самых бедных людей. Она принесла императору веру в Воскресение Христа и вложила её в слова приветствия: «Христос воскрес!» «Не верю этому, - сказал император – так же как и в то, что это белое яйцо в твоей руке может стать красным!». И пока он говорил, яйцо в руке святой порозовело, потемнело и стало ярко-красным.
С тех пор вот уже много сотен лет на Пасху люди одаривают друг друга крашеными яйцами.
Игра «Раскрась пасхальное яйцо», используя символы и цвет.
Символы:
Солнце - символ света и жизни.
Крест – символ Вселенной.
Треугольник – символ огня, бессмертия.
Ветка – символ вечной жизни.
Цвета:
Красный – цвет радости, жизни, любви.
Жёлтый – посвящается солнцу, луне, звёздам.
Зелёный – символизирует весну, природу.
Сочетание красного и белого – благодарение Бога за защиту от зла.
Коричневый – плодородие земли.
Ведущий. Как большой праздник, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. А ещё, едва ли не в каждом дворе, устраивались качели для детей. С Пасхи гуляния молодёжи переносятся на открытый воздух: пляшут, затевают игры на лужайках, в лесу, в парках.
Игра «Поймай меня»
Выбирается ведущий, ему завязывают глаза и ставят в центр. Вокруг стоят дети, они начинают крутить ведущего, затем разбегаются, хлопая в ладоши. Ведущий должен догнать кого-нибудь из детей и узнать.
Ведущий. В Пасхальном ритуале большое внимание уделялось трапезе. Пекли съедобные хлебы – куличи в ведёрных формах. А как красивы были куличи, посыпанные специально разноцветным маком.
Сказка «Пасхальный колобок»
1-й ведущий: Жили-были бедные дед и баба.
2-й ведущий: Очень бедные.
1-й ведущий: У них не было курочки - рябы.
2-й ведущий: Ох, не было.
1-й ведущий: Она не снесла им яичка.
Ведущие (вместе): И не могли они испечь пасхального куличика!
2-й ведущий: Дед бабе говорит:
Дед: Чем же, милая, нам на Пасху разговеться-то?
Баба: Ох, уж и не знаю, милай. Ведь мука у нас давно уже кончилась.
Дед: Давай, баба, не будем унывать, а помолимся Богу да по амбару пометём, по сусекам поскребём; может, хоть на колобок наберётся.
1-й ведущий: Так они и сделали: по амбару помели, по сусекам поскребли, мучицу на водице замесили, слезицей посолили.
2-й ведущий: Бога поблагодарили.
1-й ведущий: Испекли постный колобок и на окно положили.
Ведущие (вместе): До утра простынуть.
2-й ведущий: А на утро проснулся Колобок раньше всех.
Колобок: Что-тодедушки и бабушки не слышно. Спят поди, намаялись со мной со вчера, даже обедню проспали. Покачусь - ка я в церковь, пока они спят, окроплюсь у батюшки святой водой, хоть этим старичков утешу.
1-й ведущий: Соскочил Колобок с подоконника на землю и айда в церковь. Да не по дороге, а прямиком через лес. Навстречу ему волк.
Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем.
Колобок: Что ты, Волк, ведь я ещё не освящённый. По амбару метён, по сусекам скребён, на водице мешён, слезицей солён, но ещё не освящён. Жди меня здесь.
2-й ведущий: Колобок покатился дальше, а навстречу ему медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем.
Колобок: Что ты, Медведь, ведь я ещё не освящённый. По амбару метён, по сусекам скребён, на водице мешён, слезицей солён, но ещё не освящён. Жди меня здесь.
2-й ведущий: Колобок покатился дальше, а навстречу ему лиса.
Лиса: С праздничком тебя, Колобок. Далеко ли ты, мой сладенький, направился?
Колобок: Я, Лиса, в церковь спешу.
Лиса: Куда, сладенький? Я что-то не расслышала.
Колобок: В церковь Божию, святой водой окропиться.
Лиса: Я что-то глуховата стала. Подойди ко мне, мой постненький, поближе.
Колобок: Я, Лисонька, в церковь тороплюсь, у батюшки святой водой окропиться, а ты меня здесь подожди.
2-й ведущий: Прикатился Колобок в церковь и сразу к батюшке. Окропился святой водой, а батюшка его спрашивает:
Батюшка: Где же, Колобок, твоё красное яичко?
Колобок: Нет у меня, батюшка, красного яичка. Мои дедушка и бабушка бедные.
Батюшка: На, возьми, Колобок, отнеси яички дедушке и бабушке.
1-й ведущий: А тут прихожане услыхали разговор, надавали Колобку яичек целую корзину.
2-й ведущий: Катится Колобок обратно через лес прямиком, а навстречу ему волк, медведь и лисица.
Звери: С праздником тебя, Колобок, с наступающим Христовым Воскресением! Будет нам чем на Пасху разговеться!
Колобок: Экие вы, звери, неразумные! Ведь я же постный: по амбарам метён, по сусекам скребён, на водице мешён, слезицей солён. Как же вы мною разговеетесь?
Звери: Что же нам тогда делать?
Колобок: Возьмите вот по красному яичку, а как ночью обедня отойдёт, разговеетесь.
Звери: Ну спасибо тебе, Колобок. Передай поклон дедушке и бабушке!
1-й ведущий: Прибежал Колобок домой.
Дед и Баба: Где ты был, Колобок? Мы о тебе сильно беспокоились!
Колобок: Я, дедушка и бабушка, в церкви был, святой водой окропился и вам красных яичек принёс. Будет чем на Пасху разговеться!
1-й ученик.
Проснулась жизнь от зимней спячки.
Уселась птаха на навес,
Запела песнь, и все узнали,
Что вновь для нас Христос воскрес.
2-й ученик.
Пришла весна, её так ждали,
Зазеленел угрюмый лес,
Мир крикнул радостно, в восторге:
«Христос воскрес! Христос воскрес!»
3-й ученик.
Когда забыто Слово Божье,
Лишь на уме один прогресс,
Напомнить, что мы – образ и подобье Божье.
Христос воскрес! Христос воскрес!
Библиографческий список
1. Основы православной культуры: Книга для учителя./Сост. О.К. Харитонова под ред. прот. В. Дорофеева. – М.: Издательский дом «Покров», 2002.
2. Основы православной культуры для детей младшего школьного возраста: Книга для учителя./Сост. О.К. Харитонова под ред. прот. В. Дорофеева. – М.: Издательский дом «Покров», 2002.
3. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006.
4. Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
5. Православные праздники. Издательство АСТ. Тверь, 2006.
6. Мы рисуем праздник: Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Пасха. М.: Издательский совет русской православной церкви. 2008.
7. Жукова В.В., Волкова Т.Г. Я иду на урок в Воскресную школу: Закон Божий и уроки детского творчества. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011.
8. Светлое Христово Воскресение: Книга для чтения в школе и дома/Сост. С.М.Шестакова.- М.: Издательство Московской Патриархии, 2010.
9. Детям о православной вере. Книга первая. Составлена педагогом Воскресной школы З. Зинченко. Санкт-Петербург, 2003.