воспитатель
МБДОУ детский сад № 37 города Белово, Кемеровская область - Кузбасс
Приоритетным направлением развития государства становится развитие человеческого потенциала. Ориентиром становится профессиональный рост, творческая социальная активность.
Одна из важных задач, которую ставит перед собой МБДОУ детским садом №37 города Белово - это развитие лидерских, коммуникативных навыков педагогов через вовлечение их в творческие и социально значимые для дошкольного Учреждения, города, региона дела и события. Наибольшего успеха среди Учреждений достигают те коллективы, которые объединены в сплоченную команду, с едиными интересами и задачами. Практика показала, что успешной будет та организация, в которой действует хороший сплоченный актив, то есть команда единомышленников. Как раз эта задача одна из непростых. В её решении поможет данный проект, в основе которого положена методика Teambuilding (команд образование).
Teambuilding - это возможность лучше узнать свой коллектив. Это способ сделать общение более эффективным, важно понимать, что Teambuilding – стратегический инструмент формирования и укрепления команды, а не просто отдых с интересными конкурсами. Педагогам необходимо научиться понимать друг друга и выполнять сложные задачи сообща, рассчитывая на эффективность.
Тимбилдинг должен быть увлекательным. Командные игры, совместные походы, мозговые штурмы, мастер-классы помогут сплотить коллектив.
Существует много видов тимбилдинга: командные спортивные игры и мероприятия; мероприятия творческого характера (командные конкуры, интеллектуальные соревнования, ролевые игры); активные тренинги, ориентированные на взаимодействие в команде.
Выбор формы тимбилдинга зависит от его целей, а также от особенностей коллектива.
Данный проект призван помочь дошкольной организации сформировать дружный, работоспособный коллектив.
Дошкольные организации, стремящиеся получить конкурентное преимущество за счет качества своей работы, инноваций, высокой рентабельности, в первую очередь, должны думать о развитии коллектива, команды. К такому выводу приходит все большее число руководителей. Сплоченная, дружная команда педагогов, работающая с единой целью, в которой каждый сотрудник готов прийти на помощь коллеге (а не наличие конкуренции в коллективе) – это половина успеха любого дела. Именно в сплоченных коллективах можно рассматривать вопрос об активизации инновационной деятельности, творческом взаимодействии ее членов.
Проблема. Коллектив МБДОУ детского сада №37 города Белово столкнулся с проблемами в данной сфере:
1. разновозрастной коллектив.
2. коллектив в настоящее время разделён на преданных Учреждению стажистов и имеющих небольшой опыт работы педагогов. У этих двух групп разные ориентиры, цели, потенциал в профессии.
Исходя из вышесказанного, работа администрации МБДОУ детского сада №37 города Белово с педагогическим коллективом должна быть ориентирована на сплочение. Запланированные формы работы должны помочь сформировать хороший социально-психологический климат в коллективе.
Вопрос обеспечения условий творческого взаимодействия в коллективе, группе или команде как педагогического средства организации воспитательно-образовательного процесса остается до сих пор мало изученным. В связи с этим, становится актуальной разработка вопроса командообразования в педагогическом коллективе как механизма управления образовательной организацией.
Данная деятельность осуществлялась поэтапно:
· сбор информации о возможных проблемах (формулировка проблемы, оценка ее важности, выявление причин возникновения проблемы);
· разработка вариантов решения (корректировка и согласование решения);
· реализация решения;
· обобщение результатов;
· оценка эффективности принятого и реализованного решения.
Без организации командной деятельности гибкость и мобильность учреждения будет затруднена.
Всё это обусловила выбор темы
нашего проекта:
«Тимбилдинг – курс на успех».
Паспорт проекта
Наименование проекта: «Тимбилдинг – курс на успех»
Вид проекта – практико - ориентированный
Тип проекта- административный
Участники проекта: заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели
Целевая группа: коллектив МБДОУ детского сада №37 города Белово
По количеству участников проекта: 18 человек
Срок реализации - январь 2021г. по май 2022г.
Цель: Создание условий для формирования команды единомышленников, повышение сплоченности коллектива ДОУ, стимулирование профессионального и личностного роста педагогов ДОУ с помощью политики тимбилдинга.
Задачи:
1.Изучить теоретические основы тимбилдинга и разработать систему работы Учреждения по организации мероприятий, направленных на создание команды единомышленников. Внедрить в организацию технологию тимбилдинг.
2. Сформировать навыки успешного взаимодействия сотрудников коллектива в различных ситуациях;
3.Сформировать и усилить общий командный дух путем сплочения группы педагогов;
4. Развить лидерские, коммуникативные навыки педагогов через вовлечение их в творческие и социально значимые дела и события.
Планируемые результаты:
1.Накопление базы знаний о теоретических основах тимбилдинга. Внедрение тимбилдинга в управление Учреждением.
2. Сформированность у коллектива навыков успешного взаимодействия в различных ситуациях. 87 % педагогов активно участвуют в конкурсах международного, всероссийского, регионального, муниципального уровней, акциях, коллективных творческих делах.
3.Создание сплоченной команды единомышленников.
4.Создание условий для самореализации и выявления новых лидеров среди педагогов учреждения.
Риск
1. Отсутствие опыта и недостаток знаний по применению данной технологии;
2. Неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности;
3. Недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы молодым специалистам;
4. Стрессовый фактор для коллектива;
5. Затрата личного времени;
6. Отсутствие согласованности всего педагогического коллектива;
7. Эмоциональное выгорание педагогов.
Мероприятия по снижению риска:
1. Изучить теоретические основы тимбилдинга.
2. Использовать разные средства и способы мотивации, которые будут способствовать пробуждению творческой активности педагогов, вовлечению их в инновационный процесс. Участие в профессиональных конкурсах на различном уровне, разработка методических пособий и рекомендаций.
3. Вовлечение молодых специалистов в активную работу творческих и рабочих групп «Компьютер, и я», «Школа передового опыта», методическое объединение детского сада. Организовать совместную подготовку к семинарам, творческим конкурсам и конкурсам педагогического мастерства.
4. Проведение тренингов с педагогами.
5. Психологическая и методическая поддержка.
6. Совместные мероприятия. Создание творческих групп.
7. Проведение семинаров – практикумов, лекций, мастер-классов, тренингов с педагогами.
Средства достижения: диагностика, тесты, тренинги (психологические и игровые), диспуты, семинары – практикумы, проекты, мозговые штурмы, конкурсы, мастер-классы, совместные культурно-массовые мероприятия.
Механизмы реализации: экспресс – методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе, диагностика состояния психологического климата в коллективе, личностная шкала проявления тревоги Д. Тейлора, утверждение проекта на Педсовете, семинар для сотрудников «Команда единомышленников», проведение итогового праздника по реализации проекта; награждение активных участников проекта, определение направлений тимбилдинговой политики в Учреждении.
Содержание проекта
1 этап. Подготовительный (январь - февраль 2021г.)
Задачи:
1. Провести анализ теоретических исследований, российского и зарубежного опыта по проблеме управления дошкольной образовательной организацией на основе тимбилдинга
2.Изучить новые технологии, направленные на сплочение коллектива
3.Определить направления работы
4.Выявить сложившиеся условия в коллективе
5.Постановить цели и задачи.
6.Составить план мероприятий.
7.Разработать программу мониторинга и проведение изучения состояния проблемы
8.Подобрать и изучить методическую литературу
9. Создать папку на рабочем столе «Педагогическая копилка»
10.Составить картотеку игр на сплочение коллектива
11.Разработать сценарии мероприятий с использованием технологии
2 этап Основной (март2021 – май 2022г.)
Задачи:
1.Организовать работу по выполнению запланированных мероприятий.
2. Апробировать технологии, методы оценки качества в условиях управления дошкольной образовательной организацией на основе тимбилдинга;
3.Реализовать программу мониторинга по изучению состояния проблемы.
Очень важно и нужно использовать вспомогательные методы сплочения коллектива в командообразовании, они помогают сократить время на создание команды специалистов–единомышленников.
В своей работе мы используем следующие направления:
1. Совместное духовно-нравственное развитие коллектива ДОУ: тренинги (психологические и игровые), мозговые штурмы, диспуты, дебаты, ролевые игры, организация и участие в акциях социальной направленности, интеллектуальные игры.
2. Забота о психологическом здоровье персонала, установление положительного эмоционального климата: самореализация педагогов в творческих и профессиональных конкурсах; проведение мастер-классов, тренинговые занятия на взаимодействие и сплочение.
3. Забота о физическом здоровье персонала. В соответствии с перспективным планом по здоровьесбережению сотрудников Учреждения в детском саду ежедневно проводятся такие мероприятия, как «Ритмическая гимнастика», «Спортивная пятиминутка», что дает положительный эмоциональный заряд и пользу для здоровья работникам дошкольного учреждения
4. Совместные культурно – массовые мероприятия: традиционные праздники, флешмобы, театрализованные постановки, мини-спектакли, литературные гостиные.
3 этап. Заключительный (апрель - май 2022г.)
Задачи:
1.Систематизировать практический материал (сценарии мероприятий, игры фото, результаты продуктивной деятельности).
2. Выпуск видеоролика «Тимбилдинг – курс на успех».
4 этап. Итоговый (май 2022г.)
Задачи: Обобщить и оценить результаты работы.
С каждым разом в коллективных поездках, мероприятиях, праздниках участвуют все больше сотрудников. Изначально в них было заинтересовано 20% от всего коллектива, на май 2020 года уже около 57% работников хотят принимать участие в жизни сада. Члены коллектива стали более активными, они предлагают новые совместные мероприятия и помощь в их организации.
Сотрудникам была предложена анкета и методика оценки психологической атмосферы в коллективе. Было опрошено 80 % коллектива, все 100% выразили свое положительное отношение к тимбилдинговой политике.
На вопрос нравятся ли Вам взаимоотношения в коллективе 72 % ответили – да, 19% - не всегда и 9% воздержались;
88% опрошенных комфортно чувствуют себя в коллективе;
94% опрошенных ответили, что очень нравятся совместные выезды, потому что отдыхаешь душой и больше узнаешь друг о друге;
На вопрос хотели ли Вы уволиться из детского сада, 88% написали «ни за что», конечно нет.
Все оппоненты высказывали положительные отзывы о тимбилдинговой политике и это, самый лучший результат нашей работы.
Коллектив нашего детского сада состоит из профессионалов и энтузиастов своего дела, они готовы поддержать друг друга, помочь, выдержать все возникающие сложности в любых жизненных условиях. Только совместными усилиями всех работников детского сада мы можем достичь высоких результатов в организации педагогической деятельности, в улучшении качества образования и воспитания дошкольников, в реализации проектов инновационного развития.
Таким образом, управленческая команда является уникальным ресурсом, который необходим для динамичной жизни и успешного развития дошкольного образовательного учреждения.
Основным ориентиром при создании команды единомышленников в детском саду выступили признаки эффективной управленческой команды:
1. Среди участников налажена эффективная коммуникация, при которой правильно и с минимальными потерями передается информация.
2. Каждый участник команды знает свою зону ответственности. При этом вся команда несет ответственность за результат.
3. В команде царит атмосфера доверия, сотрудничества, желания помогать друг другу. Без доверительной атмосферы в команде у сотрудников не будет желания приходить на работу и взаимодействовать с коллегами.
4. Участники нашей команды обладают высоким уровнем мотивации. Они осознают и разделяют командные ценности, цели воспринимаются как общие.
5. Специализация и профессионализм: Твою работу никто за тебя не выполнит.
Наличие указанных признаков повышает мотивацию и самоотдачу всех членов команды. Таким образом, эффект команды основан на высокой мотивации ее членов работать вместе на общий результат