Высшая школа делового администрирования
Конференции
Декабрь 2022

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Разумная Нина Викторовна
учитель истории и обществознания
МОБУ Струговская ООШ

Одной из форм работы с обучающимися на уроках истории и на внеурочных занятиях является организация их исследовательской деятельности. Это позволяет развивать познавательный интерес, самостоятельность, культуру учебного труда; систематизировать, обобщать и углублять знания в определенной области учебного предмета; применять их на практике.

Исследовательская деятельность трактуется сегодня, как особая образовательная технология, предполагающая решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста (наставника). Технология предполагает проведение обучающимися собственного исследования, в ходе которого собранный творческий материал (образовательный продукт) позволяет объяснять научные и жизненные явления.

Целью организации ученической исследовательской деятельности является выполнение требований ФГОС на всех ступенях образования, достижение личностных, метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных), предметных результатов образования. Выполнение учеником своей индивидуальной исследовательской работы должно способствовать формированию умения самостоятельно собирать, анализировать и обобщать материал по конкретной тематике, излагать его, отстаивая свои позиции и ведя полемику по отдельным вопросам.

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности решает следующие общепедагогические задачи:

− воспитание, социализация личности, освоение гражданско-мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей образования;

− освоение методологических основ предмета, содержательных единиц, заложенных в «Историко-культурном стандарте»;

− систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по истории, применение этих знаний при решении конкретных и практических задач;

− развитие творческих способностей учеников: логического, критического, креативного мышления; обще-исследовательских умений и умений работы с источниками информации;

− освоение элементов специальных исследовательских умений работы с историческими источниками, развитие умений реконструкции прошлого, умений оценки источников информации, работы с точками зрения и оценками;

− формирование умений творческого применения приобретенных умений и навыков в практической работе;

− формирование готовности к реализации социальных исследовательских проектов и др.

Иными словами, исследовательская работа должна показать, на сколько правильно и полно обучающийся усвоил основные положения теории, умеет применять полученные знания при решении возникающих в практике вопросов.

Исследовательская работа обучающихся по исторической тематике должна соответствовать определенным требованиям, главными из которых являются:

− актуальность и практическая значимость избранной проблематики: обучающийся аргументировано обосновывает, почему данная проблема (тема) актуальна, показывает степень ее разработанности, возможность использования в практической деятельности.

− требование самостоятельности, в определенной степени оригинальности представляемого исследования: недопустимы упрощенная компиляция, бездумное копирование отрывков из монографий, статей, конструирование исследовательской работы из отдельных механически переписанных, плохо стыкующихся между собой фрагментов. Очевидна необходимость подбора и изучения широкого круга специальной литературы, относящейся к теме исследования.

− использование общенаучных, специальных и частно-научных методов исследования (например: диалектико-материалистический, системный, структурный, функциональный, сравнительно-исторический, типологический и др.);

− обязательность использования материалов исследования на практике (проведение классных часов, выступлений с докладами на конференциях, публикации в средствах массовой информации, открытие мемориальной доски, восстановление боевого пути воинской части, поиск сведений о лицах, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, реабилитация жертв политических репрессии, изучение трудовых династий и т.д.).

Выполняя авторское исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность – это далеко неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в активную и интересную исследовательскую деятельность.

Развивающийся потенциал исследовательской деятельности можно организовать на разных этапах (уровнях). По мнению М.Н. Воробьёвой, «начальной ступенью считается ситуация теоретико-экспериментального исследования на уроке», в которой происходит стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание ее значимости для успешной адаптации к обучению в школе. На данном этапе необходимо создать условия возбужденного эмоционального отношения, внутреннее стремление к осмыслению и усвоению новых знаний.

Задача учителя - подкрепить развитие самостоятельности и активности, поддержать и способствовать вовлечение ребенка в практическую деятельность. Задания должны быть с большей степенью реальности содержания. Школьникам предлагается «маршрут поиска», где педагог заранее знает искомый результат. Здесь важно способствовать созданию первичных представлений о взаимосвязи предметов и явлений в мире, его границах и возможностях познаваемости, материальности и практической значимости знаний и умений. Педагог использует опосредованный метод создания условий формирования познавательного интереса и познавательной потребности, через развитие других потребностей и интересов.

Примером работы на данном этапе может служить проект «История одной фотографии». На уроках истории в 5-6 классах учащимся предлагается изучить семейный альбом, выбрать одну (наиболее понравившуюся) фотографию и подготовить рассказ о ней. Ученики с большим удовольствием демонстрируют фотографии своим сверстникам, рассказывают о том, кто запечатлен на фотографии или какое событие отражено на ней. Это способствует сохранению преемственности между поколениями и укреплению связи между ними, воспитает бережное отношение к историческому наследию современного общества, концентрирует внимание на моральных ценностях семьи, а главное прививает навыки исследовательской работы.

Следующая ступень развития интереса к исследовательской деятельности - ситуация частично-поискового характера, где происходит научение образцам ведения исследования на основе получения новой информации. На этом этапе педагог задает обучающемуся направление поиска, но конечный результат заранее не известен никому. Ученику предстоит самостоятельно решить проблему или комплекс проблем. М.Н. Воробьева выделила условие данного этапа: соблюдение принципа историзма при освоении новых знаний.Как и на первой ступени, поддерживается развитие самостоятельность и активность, возбуждение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению и вовлечение в практическую деятельность.

В данном случае, исследовательские действия создают «особую ситуацию / атмосферу», поэтому они нуждаются в творческой переработке содержания. У обучающихся совершенствуются способности к рефлексивному осмыслению собственной деятельности и достижение умения ставить вопросы. Искомые ответы способствуют осознанию средств и оснований собственной деятельности ребят, развивается интерес к своей деятельности, формируются частично-поисковые умения. Для данного этапа организация исследовательской деятельности эффективнее в малых группах. Взаимодействие участников между собой проходит в форме диалога, целью которого является обобщение исследовательского опыта различных источников в разные исторические эпохи одной и той же проблематики. Между участниками происходит не просто обмен информацией, а «обмен смыслами». В результате у обучающихся формируются и развиваются умения анализировать, классифицировать, синтезировать, обобщать, что характеризует данную работу как учебно-исследовательскую деятельность.

Например, обучающиеся 9 класса проводили исследование по теме: «Основатели села Струговка: кто они?». Привлечение оцифрованных источников, размещенных на сайте Приморской краевой публичной библиотеки имени А.М. Горького в разделе «Переселенческий пункт» и на сайте «Краеведение Приморского края» позволило восстановить историю освоения села Струговка, обнаружить списки семей первых поселенцев. С помощью ресурсов и инструментов Google map восьмиклассники создали интерактивную карту, которая наглядно демонстрировала, какой путь проделали поселенцы от места выхода (Черниговская губерния, Суражский уезд, село Струговка) до места основания будущего села. Данная работа важна и актуальна, поскольку в нашу школу зачастую обращаются потомки первопоселенцев из разных уголков Российской Федерации и зарубежья, с просьбой предоставить информацию о своих предках.

Обучающиеся нашей школы активно взаимодействуют с исследователями из разных частей страны и мира - с С.В. Рудица (г. Новосибирск), Д.Н. Рудица (Нью-Йорк, США). В июне 2021 года в Приморский край прилетала семья Пискун (Курганская область), глава которой является потомком основателей нашего села Струговка. Всех этих людей объединяло желание собрать информацию об истории своей семьи. В мае 2022 года к нам обратился житель г. Уссурийска М.В. Крушожа, который разыскивал сведения о семье первопоселенцев Пискун. Педагоги и ученики не только делятся имеющейся информацией, но и помогают встретиться семьям, имеющим общие корни. Общение с такими неравнодушными людьми позволяет современным детям осознать значимость истории своей фамилии (рода), побуждает собирать информацию о своих близких, составлять свои родословные. Примером может служить один факт: ученица 9 класса Струговской школы выбрала тему исследования «История моей семьи» для исследовательского проекта, который был успешно защищен в мае 2021 года.

Третий уровень выражается в поисково-исследовательской деятельности, в основе которой «исследование с неопределенным содержанием». На этой ступени осуществляется преобразование сложившихся стереотипов исследовательской деятельности на индивидуально-личностном уровне. У обучающихся происходит формирование объективной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей работы и план действий. Педагогу и ученику не известны пути поиска и его результат. На этом уровне повышены требования, оценка итогов работы и затраченные усилия. Данный этап требует доказательность своих действий, целесообразность использования результатов исследования на практике.

Условия первых двух ступеней дополняются новыми: придать знаниям общественную направленность, соблюдать принцип историзма. Обучающиеся оперируют обобщением, открыто обмениваются мнениями в творческой дискуссии на заседаниях актива класса или школьного музея. Основу технологии исследования составляет коллективно-распределительная деятельность, создающая атмосферу совместного исследования.

На выходе получаем результат с необходимой новизной и элементами открытия. Примером такой работы может служить следующее: в январе 2019 года в Струговскую школу обратился руководитель Волгоградской региональной молодежной общественной организации «ПОИСК» А.Ю. Меньшов, который сообщил о том, что в ходе поисковых работ в районе высоты 137.2 Городищенского района Волгоградской области поисковым отрядом «Офицеры» были найдены в блиндаже останки бойца Красной Армии, предположительно 87 сд. В нагрудном кармане найдены документы: характеристика с места работы на А.Я. Гнедченко, членский билет ОСОВИАХИМА. Он просил оказать содействие в поиске информации о бойце, а также родственников погибшего бойца. Необходимо отметить, что ранее на основании «Книги Памяти Приморского края» А.Я. Гнедченко считался пропавшим без вести в ходе Сталинградской битвы. Обучающиеся организовали работу по сбору и систематизации информации о погибшем. Изучались материалы историко-краеведческого музея с. Покровка, военного комиссариата Октябрьского райвоенкомата Приморского края, ресурсы баз данных «Память народа», «Мемориал» и др. Данная работа позволила не только собрать информацию о погибшем бойце, но и послужила стимулом к началу большого проекта с элементами исследовательской работы по составлению «Книги памяти», в которую должны были войти сведения о жителях села Струговка, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В апреле 2022 года данная работа была успешно завершена учениками 9 класса и представлена на защите итоговых проектов.

На ступени основной школы учитель выстраивает систему работы по формированию исследовательских умений учащихся. В основной школе учащиеся работают под руководством учителя; старшеклассники самостоятельно разрабатывают проекты, применяют полученные умения в социальной практике, в различных жизненных ситуациях. Основные умения учащихся, формируемые в исследовательской деятельности при изучении истории: работа с историческими источниками (оценка, анализ, синтез, индукция, дедукция, оценка и самооценка).

Таким образом, исследовательская деятельность позволяет обладает значительным потенциалом по воспитанию патриотизма и гражданственности у обучающихся, в том по формированию российской идентичности, воспитания уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.