воспитатель
МБДОУ д/с № 49 Лукоморье г. Белгород
Геокешинг — одна из современных технологий дошкольного образования.
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) иcache (тайник), получается – «поиск тайника в земле».
«Образовательный геокешинг» — педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество.
Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.
В ходе игры геокешинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми.
Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата, что является важным условием реализации ФГОС ДО.
Существует методика организации геокешинга с детьми дошкольного возраста.
Методика проведения элементов геокешинга с детьми дошкольного возраста включает в себя 4 этапа:
1 этап– предварительная работа
2 этап– подготовительный.
3 этап– проведение игры.
4 этап– презентация результатов.
Рассмотрим каждый этап
1 этап– предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося на территории за территорией учреждения. Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.
2 этап– подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
Виды заданий:
· Карта с отсутствующими некоторыми фрагментами
2. Ребусы
3. Придумать рифму, стихотворение
4. Отгадать загадки и по первым буквам отгадок сложить слово
5. Преодолей препятствие (прыгни, пролезь)
6. Задания с элементами экспериментирования
7. Решение логических задач
3 этап– проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы, связанные с предметом или местом, где спрятан тайник.
Игра начинается в группе приглашением к игре (видеописьмо, карта кладов и т.п.). Это помогает детям получить заряд разнообразных положительных эмоций, включить свое воображение, настроиться на предстоящую игру. Их могут встречать герои, которые приглашают детей и взрослых в мир приключений и поиска. Во время данного этапа активно используются здоровьесберегающие технологии. Проводится разминка. После этого дети получают карты, схемы, необходимые на следующий этап игры.
Второй этап — это квест-игра в здании детского сада. Дети должны пройти по заданному маршруту и найти «клады», следуя ориентирам, представленным на картах или схемах. В это время дети выполняют различные задания, как интеллектуального, так и физического характера. Благодаря данному этапу, ребенок изучает здание детского сада, в результате чего детский сад становится ему знакомым, так же, как и собственный дом.
Третий этап игры проходит на улице. Во время уличной части игры геокешинг дети совершают длительную пешую прогулку, своеобразный мини-поход по территории детского сада, передвигаясь с помощью карты. Неожиданная встреча в пути может произойти со сказочными персонажами. Дети могут пригласить персонажа поиграть с ними, вместе разрешить проблему. На улице обычно дети находят клад, ключи или подсказки.
Заключительный этап игры — открывается клад и подводится итог путешествия, в ходе которого в игровой форме проводится образовательная беседа.
4 этап– презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.
Задачи, решаемые при реализации игры «Геокэшинг»
1. Формировать коммуникативные умения детей, культуру общения в жизненных ситуациях.
2. Формировать исследовательские умения воспитанников.
3. Стимулировать спортивную деятельность детей.
4. Развивать целеустремленность, концентрацию внимания, логическое мышление.
5. Закреплять у детей умение ориентироваться на местности по карте-схеме и определять направление маршрута.
6. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.
Игру «Геокешинг» можно использовать для реализации воспитательно-образовательных задач по любой образовательной области.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» — благодаря геокешингу дети учатся взаимодействовать друг с другом для достижения единой цели, используются задания на формирование безопасного поведения.
Образовательная область «Познавательное развитие» — можно предлагать детям задания и решать задачи экологической и математической направленности: использовать устный счет, сравнивать предметы, находить предметы определенной формы, выполнять задания на развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие» — выполнять задания по картинкам, составлять рассказы по ним и находить ответ.
Образовательная область «Физическое развитие» — реализуется двигательная активность детей. Дети, идя к цели, преодолевают на своем пути разнообразные препятствия в виде основных видов движений, танцевальных и ритмических упражнений.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» — использование музыки в виде музыкального оформления игры, задания на узнавание музыкальных инструментов, художников, и т.д… Возможно использование заданий на построение определенных или творческих построек из конструктора.
Таким образом, геокешинг позволяет наполнять содержание различными заданиями в зависимости от реализуемых задач.
Взаимодействие с родителями – необходимый этап в реализации технологии. Образовательный геокешинг вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Родители воспитанников могут стать большими помощниками в реализации работы по данной теме. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без эффективного контакта с семьей. Свое общение с родителями нужно строить, используя не только традиционные, классические собрания, на которых родители узнают о формах реализации технологии «образовательного геокешига», его возможностях и влиянии на развитие ребенка, но и интерактивные формы взаимодействия. Они могут помочь сделать макет нашего детского сада, макет веранды и игровых площадок с песочницами и цветниками, которые незаменимы для реализации данной технологии.
Можно подготовить «домашние задания» для родителей и детей в форме игры «Семейный геокешинг». Польза от таких семейных путешествий неоценима, важна и эмоционально заряжена.
С уверенностью можно сказать, что геокешинг является эффективной технологией дошкольного образования, позволяющей через игровую деятельность реализовывать различные задачи дошкольного образования детей.
Литература:
1. Доронина Е.Ю. Потенциал образовательного геокешинга в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО//Дошкольник РФ. – 19. 09. 2018
2. Качалова Т., Федюшкина Е. Новый формат летней оздоровительной работы с детьми – геокешинг // Справочник старшего воспитателя. – 2018. — №7.
3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка-Синтез, 2016. – 368 с.
4. Павленко В.И. Образовательный геокэшинг как комплексный метод развития дошкольников. – УрокРФ. — Режим доступа: https://урок. рф/library/obrazovatelnij_geokeshing_115243. html
5. Федяева О.В. Потенциал образовательного геокешинга в развитии самостоятельности и любознательности у детей дошкольного возраста. – Дошколенок. ру, 2020. – Режим доступа: https://dohcolonoc. ru/stati/16472-potentsial-obrazovatelnogo-geokeshinga. Html
6. Электронный журнал «Справочник старшего воспитателя» № 7, 2018 г. // Актион Образование