Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Еремеенкова Л.А. МЕТОДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Библиографическое описание:
Еремеенкова Л.А. Методико-педагогические подходы к организации проектной деятельности учащихся // Современная начальная школа. 2022. № 5 (36). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/36.pdf.

Младший школьный возраст является исходным этапом вступления в проектную активность, именно в данный период закладывается фундамент последующего овладения ею.

При работе над проектом крайне важно научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.

В большинстве современных УМК проектная деятельность уже выступает как одна из форм организации учебной деятельности школьников. В учебниках различных предметов представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты. Включать школьников в эту деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса и исключительно на добровольных началах.

На первом этапе обучения проектной деятельности учитель сам ставит проблему, намечает пути ее решения, а само решение самостоятельно осуществляется детьми. На этом этапе важно научить детей самостоятельно находить и подбирать нужный материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, и, тем самым, развивать собственную познавательную активность.

В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля. На данном этапе провожу подготовку к введению в проектную деятельность. Элементы проектной деятельности, такие как целеполагание, формулирование проблемных вопросов, выдвижение гипотез, рефлексия, планирование действий, формируются у учащихся на традиционных занятиях. Например, обобщая тему «Наша речь», дети собирают наглядную (образную) информацию по выбранному аспекту темы. Источниками информации служат беседы со взрослыми (их помощь на данном этапе обязательна), детская периодика, компьютерная и телевизионная информация, экспозиции выставок и т.д. После завершения этапа сбора информации дети приняли участие в реализации проектов: чтение стихов (устная речь), театр мимики и жестов, рисуночное письмо другу, буквы из различных материалов.

В рамках традиционных занятий использую специальные организационные формы и методы: проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, «мозговой штурм», групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальными могут быть мини-проекты, собранные под общей темой или формой презентации продукта (например, книга загадок, сказочная азбука, коллаж «Наш класс» и т.п.).

Со второго класса можно начинать работу по организации самостоятельного исследования и проектирования. На занятиях кружка «Мы исследователи» дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов. Перед учителем стоит задача научить детей разными способами находить решение проблемы. В работе используются проблемные вопросы: "Что надо сделать?", "Как это можно проверить?", "Что получиться, если…?".

К концу второго года обучения дети получают определенные навыки проектной деятельности и, соответственно, увеличивается количество ребят готовых защищать свои работы. Во втором классе ребята сами с минимальным участием учителя могут готовить учебные мини проекты в различных предметных областях. Учитель может помочь в выборе тем и поиске информации. Темы проектно-исследовательских работ и источники информации предлагаю на вводном уроке. Ребенок может выбрать как заинтересовавшую его проблему, так и время ее презентации (во время изучения темы или на обобщающем уроке).

Постепенно проектная деятельность увлекает учащихся, их интересует не только сам процесс выполнения проекта: ребята активно участвуют в обсуждении и выборе тем, в постановке целей и задач, распределяют роли и обязанности в групповых проектах, составляют план работы.

Третий этап обучения связан с переходом познавательной активности младшего школьника на более высокий, активный уровень.На данном этапе обучения весь процесс от постановки проблемы, от отыскивания метода до разработки новых, оригинальных путей ее решения осуществляется детьми самостоятельно. Учитель выполняет роль координатора, консультанта, помогает ребенку самостоятельно пройти через все структурные компоненты проектной деятельности.

С третьего класса начинается обучение работе над проектами по плану:

1) выявление проблемы;

2) постановка цели, задач;

3) отбор материала;

4) соотнесение собранного материала с темой и целью работы.

В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, подготовить доклад.

На данном этапе очень важно помочь ребенку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать свою работу.

По мере освоения работы над проектами использование метода проекта стало возможным в процессе урока, проектная деятельность стала использоваться и как одна из форм учебной деятельности.

Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок органично переходит во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, информатику и уроки технологии.

Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Для успешной работы на этапе презентации необходимо научить учащихся излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Презентация проводится перед одноклассниками, перед родителями, можно организовать специальным образом – в форме отдельного праздника. В нашей школе презентация ученических проектов и исследований проводится на школьной научно-практической конференции.

Очень важный этап работы над проектом – оценка выполненных работ, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, конечно, нужно отметить дипломами или памятными подарками, но, считаю, что в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию проекта в соревнование с присуждением мест. Можно выделить несколько номинаций, пусть каждый проект «победит» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Исследовательский проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Загадочный проект» или «Лучший сказочник (режиссер, исследователь в области…» и т.д. И тогда каждый участник уйдет с осознанием важности своей работы, с огромным желанием экспериментировать, исследовать, творить и в дальнейшем.

В процессе проектирования изменяется тип отношений между его участниками, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя. Радикально меняется роль учителя: он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».

Часто в учебно-познавательной деятельности младших школьников участвует ещё и третий субъект - родители. Привлекать родителей к процессу проектирования младшими школьниками целесообразно, особенно если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя часть работы над проектами, - иначе становится бессмысленной сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

«Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения». И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:

а) мыследеятельностные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию 50% учеников);

б) поисковые: (умеют находить информацию 70% учеников);

в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы 50% учащихся);

г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут 40% учеников).

Все вышесказанное подтверждает, что метод проектов – эффективное средство для формирования и развития познавательных интересов, творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Эффективно организованная проектная деятельность на начальном этапе обучения позволяет ребятам перейти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.

Библиографический список:

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы:.- Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006.- 7-8с.

2. Грибов П.Д.Как человек исследует, изучает природу: 2-3 классы.- Волгоград: Издательсьво «Учитель», 2005.- 64с.

5. Воронцов А. Б. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

6. Ляхова, Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. /Л. В. Ляхова // Начальная школа. 2009. №7. -С.45

7. Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. /Н. А. Семенов // Начальная школа. 2006. №2. -С.21-26

3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. -2-е изд., испр.и дополн. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208с.

11. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.