Высшая школа делового администрирования
Конференции
Октябрь 2023

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 44.02.02 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ, 44.02.05 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Гребнева Дарья Викторовна
учитель
ГБПОУ "Кунгурский центр образования № 1", Кунгурский муниципальный округ

Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность. Педагогическая поддержка, сопровождение и содействие в этом процессе являются неотъемлемыми условиями для саморазвития. ГБПОУ «Кунгурский центр образования № 1» в своем роде уникальное образовательное учреждение, ведь здесь представлены основные ступени образования – от начальной школы до профессионального образования. Поэтому при реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании имеется возможность реализовывать практическую подготовку студентов непосредственными участниками образовательного процесса начального общего образования - учителями начальных классов.

Студенты педагогических специальностей с первого года обучения проходят все виды практики:

· Учебная практика (наблюдение уроков в начальной школе для получения первичных профессиональных умений и навыков).

· Производственная практика (наблюдение и проведение уроков по профессиональным модулям для овладения целостной профессиональной деятельностью).

· Государственная аттестационная (преддипломная) практика (для овладения первоначальным педагогическим профессиональным опытом).

Педагогическая практика организована методом «глубинного погружения», который предполагает присутствие и активное участие студента в образовательном процессе в течение всего учебного дня на весь период практики. Профессиональные модули основных профессиональных образовательных программ педагогических специальностей включают в себя учебную практику, которая направлена на получение студентами первичных педагогических умений, подготовку их к осознанному и углубленному изучению психолого-педагогических и предметных дисциплин по избранной специальности. Именно поэтому преподаватели СПО и учителя начальных классов знакомят студентов с основами формирования методической грамотности педагога.

В рамках учебной практики учителя демонстрируют методику преподавания уроков в начальных классах. Студенты, в свою очередь, наблюдают за организацией урока, проводят уроки, анализируют методы и приемы, используемые педагогами и практикантами в учебном процессе. Усиливается данная работа путем организации для студентов мероприятий, направленных на формирование профессиональных компетенций педагога и мотивацию к будущей профессиональной деятельности:

· методические семинары. Ежегодно в нашем образовательном учреждении проходят методические семинары с участием учителей начальных классов и студентов. Темы для семинаров определяются инновациями в образовании, современными образовательными технологиями, обновлениями во ФГОС НОО. На семинарах при обсуждении методических вопросов совместно со студентами, выявляются проблемы и способы их решения.

· научно-практические конференции

В 2020 учебном году была организована научно-практическая конференция «Способы достижения метапредметных результатов по русскому языку в процессе освоения основной образовательной программы начального общего образования через различные педагогические технологии».

Работа была организована в три этапа:

1 этап – подготовительный (определение темы совместного выступления учителя начальных классов и студента для научно-практической конференции, работа над содержанием выступления).

2 этап – основной (проведение уроков, педагогических наблюдений, экспериментов, определение доказательной части).

3 этап – заключительный (выступление на научно-практической конференции, дебаты с участниками НПК). Учителя и студенты плотно взаимодействовали, чтобы подготовить совместное выступление для конференции, в результате чего получились профессиональные тандемы «Учитель +студент».

Итогом данной работы стали совместные выступления педагогов и студентов на научно-практической конференции и сборник статей, раскрывающих использование технологий оценивания, продуктивного чтения, проблемного обучения, игровой технологии и ИКТ, активных методов обучения для формирования метапредметных результатов в начальной школе.

В 2022 учебном году была организована научно-практическая конференция с участием администрации Учреждения, педагогов начального образования, студентов педагогических специальностей и преподавателей профессионального образования. В процессе подготовки к НПК была актуализирована тема по формированию функциональной грамотности, как цели и результата современного образования, поскольку уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.

На конференции обсуждались следующие вопросы:

1. Новации в обновленных ФГОС НОО (максимально конкретные требования к предметам школьной программы, личностное развитие ребенка).

2. Что такое «функциональная грамотность»?

3. Почему функциональная грамотность сейчас стала одной из главных тем для обсуждения?

4. Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?

5. Инструменты для формирования и оценки функциональной грамотности.

Подводя итоги данной работы, следует отметить вовлеченность, как студентов, так и педагогов в совместную деятельность. В обсуждение включались и педагоги, и студенты. Над теоретическими вопросами работали студенты. Педагоги начальной школы представили практическую часть в виде мастер-классов. Учителями были проведены фрагменты уроков по теме конференции и даны комментарии. Таким образом, организация практики и методической работы со студентами является одним из самых важных способов подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющейся действительности нашей жизни, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать на практике нормативную, психолого-педагогическую и методическую документацию.

Поэтому главным итогом образовательной деятельности должна быть твердая убежденность студентов в правильности сделанного выбора - стать учителем, посвятить себя самой гуманной профессии - воспитанию подрастающего поколения.