заместитель директора по развитию
Частное профессиональное образовательное учреждение "Донецкий институт Южного Университета (ИУБиП) " Ростовской области
С каждым годом мы замечаем – информационные технологии становятся неотъемлемой частью образования. Одной из самых эффективных и перспективных технологий, которые можно внедрить в образовательный процесс – искусственный интеллект.
В современном мире нейросети становятся все более популярными и находят применение в самых различных областях. Использование нейросетей в образовании – одна из новых и захватывающих тенденций, которая позволяет ученикам и педагогам добиться новых высот в обучении. Нейросети объединяют в себе мощь вычислительных возможностей с человеческой интуицией, что делает их великолепным инструментом для изучения новых технологий и идеальным помощником в творческом процессе.
Одним из способов использования нейросетей в проектной деятельности студентов является создание генератора текстов. Нейросети могут анализировать большие объемы текстовых данных и на основе этого обучения создавать новые уникальные тексты при вводе нескольких ключевых слов или предложений. Это открывает неограниченные возможности для студентов в создании своих собственных текстов, историй, стихов или даже книг. Студентам необходимо всего лишь задать определенный контекст или тему, и нейросеть сможет создать текст на основе предоставленных данных.
Другим применением нейросетей в проектной деятельности является создание генеративных моделей изображений. Нейросети способны анализировать множество различных изображений и на основе этого обучения сами создавать новые уникальные рисунки, фотографии или даже целые иллюстрации. Это позволяет студентам развивать свои творческие навыки, создавать собственные произведения, а также использовать нейросеть в качестве помощника или вдохновителя при выполнении практических работ.
Приведем пример проектной деятельности с использованием нейросетей. Мною в рамках изучения дисциплины «Страховое дело» студентам было предложено подготовить проект на тему «Страхование будущего» с использованием графических и текстовых данных, созданных с помощью искусственного интеллекта. Индивидуально каждый студент должен был придумать свою страховую компанию, страховой продукт и условия страхования, на основании полученных знаний в течение пройденного курса лекций.
В выполнении задания прияло участие 14 студентов 3-го курса специальности «Право и организация социального обеспечения», из которых 14 студентов использовали одну нейросеть для создания текста, 11 студентов использовали только одну нейросеть для создания картинок, 3 студента использовали более двух нейросетей для использования картинок. При оформлении проектов студентами для создания текста использовалась нейросеть GPT Chat, а для создания картинок несколько нейросетей – Mee 6, Midjourney, TOME, Retomagic, V4, Magicly, ruDall-E, Fusion Brain. Проекты, созданные с помощью искусственного интеллекта, студенты защищали устно, тем самым демонстрируя отличную подготовку и знание предмета. А проекты были представлены яркими, красочными, наполненными и индивидуальными презентации.
Примеры проектов с использованием искусственного интеллекта:
(проект «Страхование от разбитого сердца» и проект «Страхование от провала на экзамене»)
(проект «Страхование от забывчивости» и проект «Страхование от привязанности»)
Для того чтобы использование нейросетей в образовательных организациях приносило максимальную пользу, необходимо уделить особое внимание обучению учителей. Это ключевой фактор успешной интеграции новых технологий в учебный процесс.
Первым шагом является подготовка преподавателей к работе с нейросетями. Это включает в себя обучение им основам искусственного интеллекта, основам работы с нейросетями и специфическим инструментам и приложениям, использующим нейросети в образовании. Учителя должны понимать, как эти технологии работают, чтобы максимально эффективно использовать их в учебных целях.
Перед тем, как использовать в проектной деятельности студентов искусственный интеллект я прошла онлайн обучение по темам «Использование искусственного интеллекта в педагогической практике» и «Цифровые инструменты инновационных педагогических технологий».
Далее, учителя должны научиться интегрировать нейросети в учебный процесс. Это включает в себя разработку уроков и заданий, которые используют возможности нейросетей для улучшения обучения. Например, они могут создавать персонализированные уроки с использованием адаптивных нейросетей.
Вместе со студентами мы учились генерировать картинки и текст по запросам на сервере Южного Университета в Discord.
Обучение учителей должно быть постоянным процессом, так как технологии постоянно развиваются. Учителя должны иметь доступ к ресурсам и программам переподготовки, чтобы оставаться в курсе последних тенденций в области нейросетей и искусственного интеллекта.
Образовательные учреждения также должны предоставлять поддержку учителям в интеграции нейросетей. Это может включать в себя выделение времени на обучение и разработку новых методов обучения с использованием технологий.
Заместителем директора по учебно-методической работе ЧПОУ ДИ ЮУ в начале учебного года было проведено учебное занятие для преподавателей по использованию нейросетей в работе педагога. Директор института всегда поддерживает преподавателей, использующих в своей работе искусственный интеллект.
В академической среде существует ряд аргументов, высказывающихся против активного использования нейросетей и искусственного интеллекта студентами:
1. Зависимость от технологий. С развитием технологий наша жизнь становится проще, но возникает и обратная сторона медали - зависимость. Когда студенты слишком часто полагаются на ИИ для решения задач, они рискуют потерять способность самостоятельно анализировать и принимать решения.
2. Потеря критического мышления. Автоматизация процессов и доверие к выводам ИИ может снизить уровень критического мышления студентов. Вместо того чтобы анализировать информацию, они могут просто принимать ее на веру, опираясь на результаты алгоритма.
3. Отсутствие глубокого понимания материала. Использование ИИ может привести к тому, что студенты будут уделять внимание лишь поверхностному изучению материала, не вдаваясь в детали и не пытаясь понять суть.
4. Академическая честность. С возможностью использования ИИ для написания научных работ и исследований растет и риск нарушения академической честности. Системы могут генерировать тексты, анализировать данные и предоставлять выводы, что создает соблазн для студентов обойти традиционные методы исследования.
6. Снижение мотивации и усердия. Когда решение сложных задач становится вопросом нескольких кликов мыши, студенты могут потерять интерес и мотивацию к изучению предмета. Это ведет к пассивному обучению и отсутствию глубоких знаний.
7. Пассивное обучение. Надежда на автоматизированные системы может привести к тому, что студенты будут меньше участвовать в обсуждениях, практических занятиях и самостоятельных исследованиях.
Стоит сказать, что, несмотря на все вышеуказанные риски и опасения, нейросети и искусственный интеллект предоставляют множество возможностей для улучшения образовательного процесса. Главное - правильное и осознанное использование этих инструментов.
Можно сказать, что правильно использованный искусственный интеллект в учебном процессе может стать мощным инструментом для достижения академического успеха и развития важных навыков. Главное — научиться совмещать традиционные и новые методы обучения.
В настоящее время нейросети стали неотъемлемой частью современных технологий и предоставляют широкий спектр возможностей для использования в образовании.
Приведу несколько основных преимуществ использования нейросетей:
- расширение кругозора. Использование нейросетей позволяет студентам познакомиться с передовыми технологиями и методами, что помогает им расширить свои знания и навыки в области искусственного интеллекта.
- создание интерактивных проектов. Нейросети предоставляют возможность создавать интерактивные проекты, которые могут реагировать на взаимодействие пользователя. Это помогает студентам сделать свои проекты более интересными и привлекательными.
- улучшение обучения. Использование нейросетей помогает повысить эффективность образовательного процесса и улучшить результаты студентов.
- развитие критического мышления. Работа с нейросетями требует от студентов развития критического мышления и способности анализировать результаты и выбирать наиболее подходящие подходы. Это помогает им развивать навыки решения проблем и креативного мышления.
Использование нейросетей предоставляет студентам возможность не только получить новые знания и навыки, но и развить креативное мышление, критическое мышление и способность решать проблемы. Это помогает подготовить их к будущей карьере в области науки и технологий.
Использование нейросетей может быть увлекательным опытом, который совмещает научную точность и креативность.
Важно помнить, что использование нейросетей требует сочетания технических знаний и творческого подхода. Применение нейросетей в проектной деятельности позволяет студентам создавать уникальные и инновационные проекты.
С темпом развития технологий и доступностью информации студенты ожидают новых и увлекательных подходов к обучению.
Применение искусственного интеллекта как помощника дополняет, а не заменяет преподавателя в обучении студентов.
Опыт работы с нейросетями на уроках по страховому делу показал, искусственный интеллект не только способствует глубокому пониманию учебного материала, но и расширяет возможности преподавателя и студентов.
Искусственный интеллект может стать неотъемлемой частью образования. Использование таких инновационных технологий, как нейросети, позволяет выйти за рамки традиционных методов обучения. Педагоги, внедряющие искусственный интеллект в свои учебные программы, открывают новые горизонты для студентов и помогают им лучше справляться с требованиями современного общества.