Высшая школа делового администрирования
Конференции
Декабрь 2022

МЕТОДИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Щербанева Ирина Николаевна
воспитатель
СПДС "Буратино" ГБОУ СОШ № 2 г. о. Кинель Самарской области

«Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному —

вы не достигли цели воспитания».

К.Д. Ушинский

Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека.

Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии наступает распад личности и культуры. Духовно-нравственное развитие содействует формированию у человека совести, ответственности, патриотизма, гражданственности. Нравственного облика, такого как терпение, милосердие, доброта. Нравственной позиции, а именно способности к различению добра и зла, проявлению любви, готовности к преодолению жизненных трудностей, готовности служения людям и Отечеству.

«Духовно-нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью».

Начинается духовно-нравственное развитие личности в семье. Следующая ступень формирования гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особенных форм культурно-исторической, общественной и духовной жизни его родного села, города, края, республики.

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России представляется принятие культуры и духовных традиций мультинационального народа Российской Федерации.

Организация общественно открытого пространства духовно-нравственного формирования и воспитания личности уроженца России, добронравного уклада жизни воспитанника исполняется на основе:

Ø нравственного примера педагога;

Ø социально-педагогического партнёрства;

Ø индивидуально-личностного развития;

Ø общественной востребованности воспитания.

В современных условиях для решения данной общенациональной задачи нужно создавать подходящие партнёрские связи с другими субъектами социализации:

Ø семьёй,

Ø учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта,

Ø общественными организациями,

Ø традиционными российскими религиозными объединениями.

Способы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

Наглядно-действенный. Применяется во время:

Øчтения воспитателем художественной литературы;

Øнаблюдений;

Øпоказа сказок (воспитателем, детьми);

Øрассматривания иллюстраций, репродукций;

Øвоплощение эмоций ребят в творческих проявлениях;

Øэкскурсий, целевых прогулок;

Øпроведения дидактических игр.

Словесно-образный. Представляется наиболее эффективным в процессе:

Ø ответов на вопросы педагога, детей;

Ø рассказов ребят по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

Ø прочтением сказок и стихотворений детьми, наставником с дальнейшей драматизацией;

Ø бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

Ø проведения всевозможных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, драматизаций и др.);

Ø разбора жизненных ситуаций;

Ø рассказов ребят о своих впечатлениях;

Ø загадывания загадок;

Ø проведения викторин, конкурсов.

Практический метод используется, если необходимо:

Ø организовать продуктивную деятельность: ИЗО, ручной труд;

Ø провести игры: со строительным материалом, дидактические, подвижные, малоподвижные и др.;

Ø изготовить, сшить кукол к сказкам;

Ø провести экскурсии разнообразной направленности;

Ø организовать вечера с родителями, для родителей;

Ø сделать с ребятами наглядные пособия, оформить коллекцию для занятий;

Формы взаимодействия с детьми.

Ø Беседы-обсуждения духовно-нравственного содержания.

Ø Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

Ø Встречи с интересными людьми.

Ø Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Ø Игры духовно-нравственного содержания.

Ø Проведение праздников, развлечений с последующим анализом.

Ø Организация коллективного проживания событий взрослыми и детьми.

Ø Применение аудиозаписей и технических средств обучения.

Ø Организация коллективного проживания событий взрослыми и детьми.

Ø Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.

Ø Оформление фотоальбома, создание видеофильма «Наши праздники».

Ø Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе со взрослыми.

Ø Посиделки-чаепития.

Воспитание человека, формирование качеств духовно развитой личности, любви к своей стране, необходимости создавать и совершенствоваться есть главнейший фактор успешного развития России.

Литература:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

2. А. Осипов. Русское духовное образование: исторический контекст и современное состояние.