Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗАДАЧ

Шамакова Людмила Николаевна,
учитель математики,
НЧОУ «Северный экономический лицей»,
г. Архангельск
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗАДАЧ
Функциональная грамотность одна из актуальных тем российского образования. Это набор умений и навыков, которые обеспечивают человеку полноценное участие в жизни общества. Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. К сожалению, школьная программа построена таким образом, что дети, покидая школьные стены, не знают как в жизни применять знания, полученные в школе.
Поэтому перед педагогами стоит остро вопрос, каким образом развить функционально грамотного человека, как сделать так, чтобы ребенку было интересно получать новые знания, чтобы он видел, где и в каких областях он может использовать свои умения и навыки.
Есть много методических пособий, которые предлагают задания по развитию функциональной грамотности для встраивания их в курс школьного предмета. Мне же близок немного другой подход, а именно развитие функционально грамотного человека путем решения им задач открытого типа.
Открытые задачи – это универсальное средство, которое формирует логическое мышление, креативность, способствует достижению метапредметных результатов. В отличие от закрытых задач, в которых есть четкое условие, известный алгоритм решения и единственный ответ, открытые задачи имеют «размытое» условие, различные пути решения и неоднозначные ответы. Задачи открытого типа можно разделить на исследовательские и изобретательские. Такие задачи можно использовать на уроках любого предмета. Например, на уроке геометрии можно использовать такую задачу: «На нашем школьном дворе хотят сделать новое покрытие для спортивной площадки. Для расчета материалов нам нужно посчитать ее площадь, так же нужно учесть, что поверхность площадки должна быть ровной. Как это сделать, если размеры площадки неизвестны и у вас только линейка 20-30 см, и небольшая (меньше метра) лента?». Это исследовательская задача, которая скорее всего будет решаться практически, прямо на школьном дворе.
Но иногда, школьных уроков мало для полноценного развития функциональной грамотности у ребенка, поэтому на помощь приходят внеклассные занятия и классные часы. На таких занятиях можно уже проводить полноценные игры, дискуссии например, «Креативные бои», которые придумал А. Гин. «Креатив-бой» — это интеллектуально-командное соревнование по типу игры «Что? Где? Когда?», но на нём участникам предлагаются открытые задачи, которые не всегда имеют единственно правильный ответ. В таким «боях» участники сталкиваются с задачами, для решения которых нужны будут знания из математики, физики, химии, биологии и других наук.
Пример задачи из «Креатив-боя» - «Сапоги для гусей»:
«Когда-то россияне поставляли в Европу гусей, особенно ценились серые гуси тульской породы. Птицы перемещались свои ходом. Самый экономный способ – ни транспортных затрат, ни холодильников, корма тоже вокруг достаточно. Но было одно «но»: нежные лапы гусей повреждались в дороге, гусей нужно было лечить. Что придумали смекалистые русские поставщики? Как они защитили гусиные лапки?». Оценивается такая задача и за оригинальность, и за практичность. В ходе решения такой задачи учащимся могут понадобиться – география, знания об окружающем мире, расчеты – математика, а также – умение работать в команде. А это и есть главные составляющие определения функциональной грамотности!
Все чаще учащиеся жалуются, что не понимают, где им может пригодиться та или иная наука. На моём опыте, в ходе решения открытых задач, после проведения нескольких «Креативных боёв» большинство ребят начинают по-другому смотреть на школьную программу, сами начинают интересоваться уроками, мотивируются на изучение новых тем, так как не могут решить именно открытую задачу из-за нехватки знаний.
Таким образом, решение на уроках задач открытого типа формирует функциональная грамотность школьников, а именно у них: растет мотивация, разрушаются предметные границы знаний, формируется понимание ценности межпредметных связей, и привычка находить такие связи, развиваются социальные навыки и креативность.

Октябрь 2021