Высшая школа делового администрирования
Click to order
Публикации
2021 (№ 17-31)

Трошина Е.С. ИЗГОТОВЛЕНИЕ "ИГРУШКИ-ЗВЕРУШКИ" ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ НА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Библиографическое описание:
Трошина Е.С. Изготовление "игрушки-зверушки" из папье-маше на уроках декоративно прикладного творчества в детской школе искусств // Современная начальная школа. 2021. № 20. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/20.pdf.

Основной задачей занятий в школе искусств является развитие художественных способностей учащихся. Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием творческого потенциала. [1, с. 16] Они направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей каждого ученика.

В условиях образовательной деятельности изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания детей, а также для их всестороннего развития.

На занятиях декоративно-прикладного искусства освоение материала проходит в процессе творческой деятельности детей. Работа осуществляется в форме практического занятия.

Целью методической работы является ознакомление и приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, а также в выявлении и развитии творческих способностей учащихся на формирование устойчивого интереса к урокам декоративно-прикладного искусства. Папье́-маше́ (фр. papier mâché букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники». Трудно представить, но в Древнем Китае (202 до н.э. — 220 н.э.) из папье-маше делали даже доспехи! В те времена такая защита была самым технологичным оснащением, она выдерживала попадание стрелы и скользящий удар меча. Ко всему прочему, бумажные доспехи очень мало весили, что позволяло бойцу быстро двигаться в бою. [1, с. 37].При таком широком спектре применения техника изготовления папье-маше предельно проста и понятна ребенку. Детям интересен сам процесс, а результат, как правило, превосходит ожидания. По крайней мере, в первый раз точно. А далее ребенка ждет еще и увлекательная роспись своего изделия!

Помимо того, что при изготовлении папье-маше мы получаем «штучное» и уникальное изделие, параллельно мы тренируем у младшего школьника такие важные качества, как мелкую моторику, усидчивость и умение двигаться к цели маленькими шагами. Каким образом? Давайте рассмотрим подробнее. Не секрет, что на занятиях в начальной школе ребёнок должен владеть определёнными навыками ручного труда, но не у всех детей хорошо развиты мелкие движения рук. И здесь перед педагогом встает вопрос: как развить моторику руки? Конечно, это:

1. всевозможные пальчиковые игры;

2. лепка из пластилина, глины, соленого теста;

3. игры с мозаикой;

4. работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами;

5. рисование на бумаге в разных техниках: традиционными и нетрадиционными способами;

6. движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами, и т.д.

Что же происходит, когда ребёнок делает папье-маше? Для развития мелкой моторики здесь присутствуют такие упражнения, как:

1. техника «рваной аппликации» - когда ребенок рвет газету/бумагу и накладывает ее на основу;

2. в какой-то степени, складывание неровных кусочков бумаги в единое целое можно сравнить с мозаикой;

3. наклеивание бумаги на поверхность, используя клей и кисть;

4. роспись готового изделия во всевозможных техниках.

Тренировка движений пальцев и кисти рук повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Активизируется моторика руки. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. [3, с. 20]

Развитие усидчивости достигается тем, что все-таки работа достаточно кропотливая, кусочки бумаги должны быть не очень большими, но при этом и не совсем маленькими. Наложить нужно 2-3 слоя за один раз, затем оставить изделие на просушку до полного высыхания. Затем снова наложить 2-3 слоя. И так до достижения нужного количества слоев (не менее 6). Чем больше слоев, тем прочнее изделие! Получается, что на изготовление уйдет несколько дней. А впереди еще масса интересных действий: шлифовка, грунтовка и, конечно, финальная покраска изделия. А затем, рисунок можно закрепить еще и лаком, конечно, с помощью взрослого. Как тут не научиться усидчивости и терпению! А еще необходимости регулярно, на протяжении нескольких дней, выполнять определенные действия, чтобы добиться результата.

Помимо этого, нужно не сбиться со счета, сколько слоев уже нанесено и сколько осталось наклеить, еще и запомнить эти значения до следующего занятия. А это, в свою очередь, тренировка счета и памяти при одновременном развитии творческой деятельности. Таким образом, папье-маше способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера: ловкость рук, внимательность, воображение, трудолюбие и усидчивость. В результате выполнения этого нехитрого задания кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыками ручного труда.

В процессе освоения декоративно-прикладного искусства должны быть поставлены и решены следующие задачи:

Обучающие:

- моделирование фигуры животного и фигуры человека в соответствии с ее характером и заданными пропорциями;

- разработка стилизованной композиции в декоративно-прикладном творчестве;

- знакомство с техникой работы каркасной куклы;

Развивающие:

- пространственное мышление;

- умение работать с фактурными материалами.

- фантазия;

- моторика рук;

- образность;

- творческие способности.

Воспитывающие:

- любовь к животным;

- способность работать на время;

- умение работать в коллективе.

Развитие способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Обучение и воспитание служат решающим фактором в формировании творческих способностей.

Заботясь о развитии у школьников творческих способностей, педагог должен знать те моменты, которые могут служить первым побудительным фактором привлечения внимания, интереса детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством.

Однако и этот вид работы школьника должен проходить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень активно. Учитель может провести предварительную беседу, использовать изобразительный и наглядный материал, показать примеры из творчества выдающихся художников.

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: куклы-игрушки должны быть выразительны, художественно оформлены. Яркие, красивые изделия привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Побуждают и развивают устойчивый интерес к занятиям.

О материалах:

5. Фольга для каркаса (одного рулона хватит на две поделки)

6. Проволока Ø 1-1,5 мм и Ø 0,5 мм;

7. Глиняная масса das (половина маленькой пачки)

8. Туалетная бумага 1 рулон

9. Клей пва 1 тюбик

10. Ножницы

11. Акриловые краски

Последовательность изготовления работы.

1.Предварительно из фольги скатываем каркас игрушки в форме конуса около 10 см в высоту, а также скручиваем из фольги четыре жгутика толщиной 3 мм и длинной 2,5 см.

2.Плоскогубцами кусачками откусываем проволоку 5 см длинной и скручиваем в петлю.

3.Втыкаем проволочную петлю в каркас из фольги.

4.Берем глиняную массу и облепливаем 4 жгутика (формируем ручки и ножки игрушки) и формируем голову игрушки.



5.Отрезаем 5 кусков туалетной бумаги длиной 10 см, при помощи кисточки обмазываем их клеем пва, и складываем друг на друга. Обматываем фигурку этой бумагой, формируя складки одежды.



6.Высушив фигурки, раскрашиваем их акриловой краской



7.При помощи проволоки прикрепляем игрушке ручки и ножки



Заключение

Декоративно-прикладное искусство дает учащимся возможность научиться передавать свои мысли и представления средствами пластического языка, т. е. учит их пользоваться языком художественных образов.

Занятия развивают творческие способности, приучают детей к самостоятельности в работе, дают возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В своих работах дети непосредственно выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира.

В методической работе просматриваются межпредметные связи с композицией, рисунком, живописью.

Изображения сюжетов из окружающей действительности желательно строить таким образом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры.

Также на занятиях учитель знакомит с правилами изображения человека, пропорциями человеческого тела, дает схемы движения человеческой фигуры и животного.

Занятия декоративно-прикладным творчеством имеют большое значение для создания атмосферы сотрудничества: они дают возможность ближе познакомиться с духовным миром воспитанников, узнать особенности характера каждого ученика, проследить, как развиваются его способности образного представления и воображения.

Список использованной литературы

1.Иванова Е.П. Поделки из папье-маше. М.: ООО «Книжный клуб семейного досуга». 2011. 64с.

2.Лыкова И.А. Мастерилка. Детское художественное творчество. Издательский дом «Карапуз» 2008. 68с.

3. Матюхина Ю. А., Медведева О. П. Папье-маше. Нехитрая наука бумажных шедевров. М.: Феникс. 98с.