Библиографическое описание:
Сагдиева Р.Р. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПО ТЕМЕ «ИЗ ЧЕГО ЧТО СДЕЛАНО?» (2 КЛАСС) // Современная начальная школа. 2023. № 10 (53). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/53.pdf.
Цель: Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и заканчивая получением готового продукт.
Задачи урока:
1.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Формирование представлений об окружающем мире.
Познакомить учащихся с простейшими производственными цепочками при изготовлении предметов.
Умение работать с источниками информации
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные УУД:
Развивать интерес к восприятию новой информации;
Формировать умения сравнивать и классифицировать информацию, делать вывод и обобщать.
Регулятивные УУД:
Формировать умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Развивать способность планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
Контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.
Коммуникатавные УУД:
Формировать умение строить понятные для партнёра высказывания;
Формировать умение слышать и слушать;
Взаимодействовать в группе, работать в коллективе.
3.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Формировать положительную учебную мотивацию;
Познакомить с природными материалами, используемыми при изготовлении различных предметов;
Познакомить с миром профессий;
Развивать внимание, доброжелательное отношение к людям труда.
Ход урока
Название этапа, цель
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
УУД
1. Орг. этап.
Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне
- Прозвенел звонок веселый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
- Мы продолжаем путешествие в мир знаний.
- Я надеюсь, что сегодняшнее наше путешествие принесет много новых знаний.
- Пусть девизом нашего урока будут слова: «Знаешь сам - расскажи другому!» Слайд №1
Учащиеся организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.
Регулятивные:
-нацелить на успешную деятельность
-организовывать свое рабочее место под руководством учителя
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Проверка домашнего задания.
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- С каким понятием познакомились на прошлом уроке?
-Что такое экономика?
-Из каких частей состоит экономика?
Слайд -№2
-Экономика.
-Хозяйственная деятельность людей.
- Сельское хозяйство, промышленность, торговля, строительство, транспорт.
3.Самоопределение к деятельности.
Задачи: развивать логическое мышление, заинтересовать новым исследованием.
Определение темы и целей урока.
-Назовите предметы, которые вы видите на доске. Слайд №3
- Определите какой предмет «лишний»?
-Почему?
- Как называют предметы, сделанные руками человека?
-Я предлагаю подумать из чего человек сделал эти предметы?
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
-Какие цели и задачи поставим перед собой?
- Давайте откроем учебники на стр. 108 и еще раз прочтем тему урока и о чем мы узнаем на уроке.
Слайд №4
- Носки, книга, стул, чайник, варежки, чайник, кувшин, ракушка.
- Ракушка- создала природа, а остальное сделано руками человека.
- Рукотворный мир
-Из шерсти, глины, бумаги.
- Узнаем, из чего и как люди делают различные изделия.
Чтение текста в учебнике.
Познавательные:
-формировать умения сравнивать и классифицировать информацию, делать вывод и обобщать
Коммуникативные:
-формировать умение строить понятные для партнёра высказывания
-формировать умение слышать и слушать
Предметные:
-формировать представление о простейших производственных цепочках при изготовлении предметов
Регулятивные:
Умение высказывать свое предположение
4. Работа над новым материалом.
Цель: подготовить учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия.
Зафиксировать выполненные операции.
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять
-Правильно. Сегодня мы узнаем, как рождается книга, делаются шерстяные изделия, откуда появляется посуда из глины.
-А для этого мы отправимся в СТРАНУ МАСТЕРОВ.
- В Город Гончаров, отправиться 1 группа, они выяснят и узнают производство предметов из глины.
-В Город Книгоиздателей отправиться 2 группа и узнает, как рождается книга?
- В Город Ткачей совершит путешествие наши ребята из 3 группы. Они расскажут, из чего делают одежду и как попадают к нам шерстяные вещи.
- Прошу разойтись по предприятиям.
- Вот и закончили работу наши группы. Прошу занять свои места.
- Вы сейчас работали на компьютерах. Глазки устали.
ФИЗМИНУТКА для глаз.
ОТЧЕТ ГРУПП. (Каждая группа рассказывает о пошаговом изготовлении изделий) Слайд № 5
Дополнительные вопросы:
-Кто знает, как называют человека, который делает глиняную посуду?
Слайд № 6
Слайд №7
- Из чего получают бумагу?
Слайд №8
- Шерсть каких животных кроме овец используют в производстве?
Самостоятельная работа в группах на компьютерах. (карточки в Учи. ру.)
Глина добывается в карьере экскаваторами…
Составляем производственную цепочку (-Порядок изготовления предмета)
- Гончар
Цепочка:
На комбинате изготавливают бумагу.
Писатель пишет произведение.
Художник делает иллюстрации
В издательстве печатают книги.
В магазине появляются книги.
- Из древесины.
1) Овцу остригают.
2) Получают пряжу на специальном станке и потом из пряжи ткут ткань.
3) Далее набивают рисунок.
4) Раскрой и шитьё одежды
- Лама, верблюд.
Познавательные:
- умение находить ответ на вопрос.
- умение строить сообщения в устной и письменной форме
Коммуникативные:
-формировать умение слышать и слушать
- умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли
-взаимодействовать в группе
- способность к самооценке
Регулятивные:
- планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия для решения задачи
Регулятивные:
-умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.
5. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: самостоятельно выполнить задание нового типа, осуществить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки
-А теперь давайте проверим как внимательно вы слушали выступление ребят.
-На доске модели производства, необходимо в правильном порядке расположить производственные цепочки. (глина, шерсть, бумага)
- Как называются эти модели?
ФИЗМИНУТКА
Гончары (повторяют движения за учителем) мнем глину, крутим гончарный круг, делаем вазу, поднимаем вверх, вправо, влево –ставим аккуратно на пол.
Составляют модели производства
- Производственные цепочки.
Коммуникативные:формируют собственное мнение; строят понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, адекватно взаимодействуют в паре при выполнение учебного задания, согласовывают позиции и находят общее мнение.
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу.
6.Применение полученного знания через создание проблемной ситуации
-Продолжаем работу. посмотрите на доску из какого материала сделаны эти предметы? Слайд № 9
-Давайте посетим с вами Город металлургов и составим производственную цепочку.
Работа в парах. На партах карточки производства.
Слайд № 10
- Из железа.
Самостоятельно составляют производственную цепочку производства изделий из железа.
Коммуникативные: формируют собственное мнение; строят понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, адекватно взаимодействуют в паре, при выполнение учебного задания, согласовывают позиции и находят общее мнение.
7.Закрепление изученного
Цель: закрепить изученные знания
- Откройте рабочие тетради на стр. 70. Покажите стрелками разного цвета производственные цепочки.
Слайд № 11
Работают индивидуально.
Познавательные:
- умение воспроизводить прослушанное
- делать выводы под руководством учителя.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге на уроке,
- отвечать на вопросы учителя
8. Итог урока
- Где люди берут материалы для изготовления различных изделий?
-На что должны обращать люди внимание, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?
-Прочитайте вывод в рабочей тетради стр. 111
Слайд № 12,13
- Мы совершили путешествие в Страну Мастеров.
- Что нового вы для себя узнали?
- В природе.
-Бережно, экономно относиться.
-Природные богатства нужно беречь -ведь они не безграничны.
-Что такое производственная цепочка.
-Как получают изделия из глины, бумаги, шерсти, железа.
Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебными действиями, формировать адекватную самооценку.
Познавательные: уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, дать самооценку собственной учебной деятельности.
- Ребята у вас на партах лежат карточки. Оцените свою работу по следующим критериям: Слайд №14
-Я отлично работал на уроке. Я доволен собой.
-Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активней.
-Я не доволен своей работой,но в следующий раз обязательно добьюсь успеха.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.
- умение объективно оценить товарищей.
Регулятивные:
- умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,
- осознавать качество и уровень усвоения;
- умение оценивать результат своей работы;
10. Домашнее задание.
- Составить свою производственную цепочку изготовления изделия.
Тетрадь стр.71.
Сагдиева Р.Р. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПО ТЕМЕ «ИЗ ЧЕГО ЧТО СДЕЛАНО?» (2 КЛАСС) // Современная начальная школа. 2023. № 10 (53). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/53.pdf.
Цель: Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и заканчивая получением готового продукт.
Задачи урока:
1.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Формирование представлений об окружающем мире.
Познакомить учащихся с простейшими производственными цепочками при изготовлении предметов.
Умение работать с источниками информации
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные УУД:
Развивать интерес к восприятию новой информации;
Формировать умения сравнивать и классифицировать информацию, делать вывод и обобщать.
Регулятивные УУД:
Формировать умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Развивать способность планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
Контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.
Коммуникатавные УУД:
Формировать умение строить понятные для партнёра высказывания;
Формировать умение слышать и слушать;
Взаимодействовать в группе, работать в коллективе.
3.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Формировать положительную учебную мотивацию;
Познакомить с природными материалами, используемыми при изготовлении различных предметов;
Познакомить с миром профессий;
Развивать внимание, доброжелательное отношение к людям труда.
Ход урока
Название этапа, цель
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
УУД
1. Орг. этап.
Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне
- Прозвенел звонок веселый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
- Мы продолжаем путешествие в мир знаний.
- Я надеюсь, что сегодняшнее наше путешествие принесет много новых знаний.
- Пусть девизом нашего урока будут слова: «Знаешь сам - расскажи другому!» Слайд №1
Учащиеся организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.
Регулятивные:
-нацелить на успешную деятельность
-организовывать свое рабочее место под руководством учителя
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Проверка домашнего задания.
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- С каким понятием познакомились на прошлом уроке?
-Что такое экономика?
-Из каких частей состоит экономика?
Слайд -№2
-Экономика.
-Хозяйственная деятельность людей.
- Сельское хозяйство, промышленность, торговля, строительство, транспорт.
3.Самоопределение к деятельности.
Задачи: развивать логическое мышление, заинтересовать новым исследованием.
Определение темы и целей урока.
-Назовите предметы, которые вы видите на доске. Слайд №3
- Определите какой предмет «лишний»?
-Почему?
- Как называют предметы, сделанные руками человека?
-Я предлагаю подумать из чего человек сделал эти предметы?
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
-Какие цели и задачи поставим перед собой?
- Давайте откроем учебники на стр. 108 и еще раз прочтем тему урока и о чем мы узнаем на уроке.
Слайд №4
- Носки, книга, стул, чайник, варежки, чайник, кувшин, ракушка.
- Ракушка- создала природа, а остальное сделано руками человека.
- Рукотворный мир
-Из шерсти, глины, бумаги.
- Узнаем, из чего и как люди делают различные изделия.
Чтение текста в учебнике.
Познавательные:
-формировать умения сравнивать и классифицировать информацию, делать вывод и обобщать
Коммуникативные:
-формировать умение строить понятные для партнёра высказывания
-формировать умение слышать и слушать
Предметные:
-формировать представление о простейших производственных цепочках при изготовлении предметов
Регулятивные:
Умение высказывать свое предположение
4. Работа над новым материалом.
Цель: подготовить учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия.
Зафиксировать выполненные операции.
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять
-Правильно. Сегодня мы узнаем, как рождается книга, делаются шерстяные изделия, откуда появляется посуда из глины.
-А для этого мы отправимся в СТРАНУ МАСТЕРОВ.
- В Город Гончаров, отправиться 1 группа, они выяснят и узнают производство предметов из глины.
-В Город Книгоиздателей отправиться 2 группа и узнает, как рождается книга?
- В Город Ткачей совершит путешествие наши ребята из 3 группы. Они расскажут, из чего делают одежду и как попадают к нам шерстяные вещи.
- Прошу разойтись по предприятиям.
- Вот и закончили работу наши группы. Прошу занять свои места.
- Вы сейчас работали на компьютерах. Глазки устали.
ФИЗМИНУТКА для глаз.
ОТЧЕТ ГРУПП. (Каждая группа рассказывает о пошаговом изготовлении изделий) Слайд № 5
Дополнительные вопросы:
-Кто знает, как называют человека, который делает глиняную посуду?
Слайд № 6
Слайд №7
- Из чего получают бумагу?
Слайд №8
- Шерсть каких животных кроме овец используют в производстве?
Самостоятельная работа в группах на компьютерах. (карточки в Учи. ру.)
Глина добывается в карьере экскаваторами…
Составляем производственную цепочку (-Порядок изготовления предмета)
- Гончар
Цепочка:
На комбинате изготавливают бумагу.
Писатель пишет произведение.
Художник делает иллюстрации
В издательстве печатают книги.
В магазине появляются книги.
- Из древесины.
1) Овцу остригают.
2) Получают пряжу на специальном станке и потом из пряжи ткут ткань.
3) Далее набивают рисунок.
4) Раскрой и шитьё одежды
- Лама, верблюд.
Познавательные:
- умение находить ответ на вопрос.
- умение строить сообщения в устной и письменной форме
Коммуникативные:
-формировать умение слышать и слушать
- умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли
-взаимодействовать в группе
- способность к самооценке
Регулятивные:
- планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия для решения задачи
Регулятивные:
-умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.
5. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: самостоятельно выполнить задание нового типа, осуществить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки
-А теперь давайте проверим как внимательно вы слушали выступление ребят.
-На доске модели производства, необходимо в правильном порядке расположить производственные цепочки. (глина, шерсть, бумага)
- Как называются эти модели?
ФИЗМИНУТКА
Гончары (повторяют движения за учителем) мнем глину, крутим гончарный круг, делаем вазу, поднимаем вверх, вправо, влево –ставим аккуратно на пол.
Составляют модели производства
- Производственные цепочки.
Коммуникативные:формируют собственное мнение; строят понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, адекватно взаимодействуют в паре при выполнение учебного задания, согласовывают позиции и находят общее мнение.
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу.
6.Применение полученного знания через создание проблемной ситуации
-Продолжаем работу. посмотрите на доску из какого материала сделаны эти предметы? Слайд № 9
-Давайте посетим с вами Город металлургов и составим производственную цепочку.
Работа в парах. На партах карточки производства.
Слайд № 10
- Из железа.
Самостоятельно составляют производственную цепочку производства изделий из железа.
Коммуникативные: формируют собственное мнение; строят понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, адекватно взаимодействуют в паре, при выполнение учебного задания, согласовывают позиции и находят общее мнение.
7.Закрепление изученного
Цель: закрепить изученные знания
- Откройте рабочие тетради на стр. 70. Покажите стрелками разного цвета производственные цепочки.
Слайд № 11
Работают индивидуально.
Познавательные:
- умение воспроизводить прослушанное
- делать выводы под руководством учителя.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге на уроке,
- отвечать на вопросы учителя
8. Итог урока
- Где люди берут материалы для изготовления различных изделий?
-На что должны обращать люди внимание, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?
-Прочитайте вывод в рабочей тетради стр. 111
Слайд № 12,13
- Мы совершили путешествие в Страну Мастеров.
- Что нового вы для себя узнали?
- В природе.
-Бережно, экономно относиться.
-Природные богатства нужно беречь -ведь они не безграничны.
-Что такое производственная цепочка.
-Как получают изделия из глины, бумаги, шерсти, железа.
Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебными действиями, формировать адекватную самооценку.
Познавательные: уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, дать самооценку собственной учебной деятельности.
- Ребята у вас на партах лежат карточки. Оцените свою работу по следующим критериям: Слайд №14
-Я отлично работал на уроке. Я доволен собой.
-Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активней.
-Я не доволен своей работой,но в следующий раз обязательно добьюсь успеха.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.
- умение объективно оценить товарищей.
Регулятивные:
- умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,
- осознавать качество и уровень усвоения;
- умение оценивать результат своей работы;
10. Домашнее задание.
- Составить свою производственную цепочку изготовления изделия.
Тетрадь стр.71.