Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Бисерова Н.Н. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Бисерова Наталья Николаевна
учитель начальных классов, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Мало-Томская средняя общеобразовательная школа Маслянинского района Новосибирской области, д. Малая-Томка

Библиографическое описание: Бисерова Н.Н. Проектная деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время // Современная начальная школа. 2020. № 6. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/06.pdf.

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность. В основе ее лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Это относится как к старшеклассникам, так и к ученикам из младших классов. И хотя ученикам младших классов непросто освоить проектную деятельность, но их необходимо привлекать к ней уже с первых лет обучения.

Ведь основные ценности, качества личности и характер отношений формируются именно в этом возрасте. Если игнорировать этот факт и не придавать значения этому возрасту как важному в формировании проектной деятельности, но нарушится последовательность этапов обучения и многие школьники не могут в будущем освоить в полной мере этот вид деятельности.

Проектная деятельность детей из младшей школы состоит из 4х основных этапов:

· мотивационный (преподаватель обозначает основную идею занятия, а учащиеся анализируют ее и предлагают свои решения);

· подготовительно-планирующий (ученики вначале при помощи педагога, а затем с нарастающей самостоятельностью определяют тему, цели, задачи данного проекта, планируют действия по достижению его целей и задач, выясняют, по каким параметрам будут оцениваться результаты и качество совместной деятельности.);

· информативно-операционный (ученики занимаются сбором информации, постепенно выполняя проектировочную деятельность; преподаватель помогает, корректирует их работу, направляет советом и обеспечивает недостающими сведениями);

· оценочно-рефлексивный (школьники проводят презентации своих проектов, обсуждают свою работу и работы товарищей, самостоятельно оценивают готовые проекты в письменной или устной форме. Учитель участвует в анализе и оценке готовых работ учащихся).

Такая схема проектной деятельности позволяет ученикам, сталкиваясь с трудностями, самостоятельно преодолевать их, развивает мышление, инициативу, волевые качества, которые необходимо для получения хорошего результата.

При организации работы в начальных классах школы надо учитывать ряд особенностей детей этого возраста, как психических, так и физических.

Начало работы предусматривает выбор темы. Темы я обычно беру из тех предметов, которые изучают школьники, или из смежных тематик. Основной принцип выбора темы в том, чтобы выбрать такую область, которая хорошо известна ученикам и важна для них.

В процессе разработки темы дети учатся собирать, хранить и свободно пользоваться информацией. Сведения ребята ищут в различных источниках классического типа: школьная и городская библиотеки, энциклопедии, экскурсии и другие самые разнообразные источники. Можно использовать материалы с дисков и видеокассет.

Также нужно учить школьников использовать материалы их встреч с различного рода специалистами, которые проводят в школах беседы. Надо учить детей анализировать полученную информацию, задавать вопросы, записывать и запоминать сведения, которые потом могу пригодиться им в их проектной деятельности. Экскурсии могут дать ребятам много информации-о технической стороне процесса (например, экскурсия на трикотажную фабрику). Учащиеся должны уметь пользоваться Интернетом для нахождения нужных им данных. Всю собранную информацию школьники должны уметь систематизировать, распределить, она должна храниться в виде записей, графических изображений, ксерокопий.

Помимо этого, учеником необходимо научить использовать методы и приемы проектной деятельности и в повседневной учебной деятельности. Для этого их почаще надо спрашивать о том, какие по их мнению навыки им будут необходимы для успешного осуществления их проекта; что нужно для того, чтобы овладеть ими; как можно научиться этим умениям и в каких областях жизни можно будет применить эти навыки впоследствии.

Огромное значение имеет развитие у учеников младших классов умения осмысленного и целенаправленного получения знаний и навыков, важных для конкретного проекта. Причем важны самостоятельность поиска ими решений. Ни в коем случае нельзя навязывать информацию извне, необходимо побудить в них познавательный интерес и поиск. Для этого важно задавать им вопросы типа: «Какие знания вам нужны для успешного выполнения этого задания? Где можно наиболее полно узнать о предмете изучения?» и т.д.

По времени каждый проект длится от одного до двух уроков, а иногда одну-две недели как во время уроков, так и внеурочно. Такие короткие по времени проекты подготавливают школьников к более длительным заданиям-длящимся месяц, четверть, а иногда и полугодие.

Для повышения активности процесса познания учеником на уроках по проведению исследовательской работы можно использовать:

· загадки, шарады, логические и творческие задания, а также задачи-шутки и ребусы;

· игровые путешествия, в ходе которых на урок к детям приходят герои сказок и других художественных произведений;

· взаимосвязь исследуемого материала с наглядным дидактическим материалом и яркими зрительными образами;

· игровые исследования, изучение фантастических объектов;

В ходе работы над проектным заданием с учениками младших классов я организую тематические экскурсии, наблюдения во время прогулок за исследуемыми объектами, различного вида опросы и интервью учениками конкретных людей, которые оценивают детские проекты. Например, преподавателей, родителей, других участников проекта, школьную медсестру и других лиц, которые могут участвовать в проектах типа: «Хлеб всему голова», «Лимонад: вред или польза?», «Пар, вода и снег», «Радуга», «Тайна природных явлений», «Что плавает, а что-тонет?» и других.

У каждого проекта обязательно должно быть успешное окончание и результат, который вызывает гордость. Ребенок должен ощущать, что вложенный им труд не пропал даром, а результат превзошел все ожидания.

И наконец, последний завершающий этап, который заканчивает любой наш проект-это защита или презентация проекта.

Обычно мы оформляем презентацию в форме:

-театрального представления;

-устного журнала;

-викторины типа «Что? Где? Когда?», включающей темы из нашего проекта;

-выставкой рисунков, скульптур или других поделок, связанных по теме с нашим проектом;

-стенгазет, плакатов, брошюр или книг.

После завершения работы над каждым проектом дети делятся его результатами. Они непременно должны слышать похвалу и одобрение. Так они обретают уверенность в себе и учатся не бояться трудностей и препятствий, которых немало на пути начинающего школьника.

Полезно также ученикам проводить и самооценку своей работы — это помогает им развить самокритику и видение перспектив развития своей исследовательской деятельности. Презентацию ученикам помогаю сделать я, иногда привлекая родителей.

Презентация представляет собой выступление детей с рассказом о проделанной работе. При этом для наглядности проводится выставка изделий, созданных детьми во время своей проектной работы. После презентации изделия, изготовленные участниками проекта, можно подарить людям, потребности которых исследовали ученики, знакомым и родным учащихся или передать в детские сады.

Очень полезной бывает организация научно-практических конференций, на которых можно продемонстрировать свою презентацию о проделанной работе.

Тех учащихся, кто особенно отличился при выполнении проектной работы, я награждаю грамотами и дипломами, а также памятными подарками. При этом необходимо отметить и похвалить каждого школьника, принимавшего участие в работе.

Можно разделить награды на номинации. Делать это необходимо с таким расчетом, чтобы каждый созданный проект занял призовое место в какой-либо из номинаций. К примеру, названия номинаций могут быть такими: «Юмористический проект», «Гражданский проект», «Медицинский проект» и другие.

Кроме индивидуальных призов обычно готовлю один общеклассный приз, поощряющий весь класс. Это может быть экскурсия в планетарий, поход в лес и другие интересные занятия.

В организации проектной деятельности учащихся младших классов большое значение имеет контакт с родителями учеников. Главное - это построить свою работу так, чтобы родители не выполняли работу детей вместо них, иначе становится бессмысленной сама идея проектной работы учеников.

Родители могут помочь нужными сведениями, советом, проявить живой интерес к работе детей - такое участие лишь подстегнет любознательность и трудолюбие школьников и поможет им добиться поставленной цели. Главное - чтобы не был нарушен принцип самостоятельности в проектной деятельности младших школьников.

Для правильного информирования родителей важно проводить с ними беседы и собрания, во время которых родители знакомятся с понятием проектной работы младших школьников, ее сутью, целями и качествами, которые проектная деятельность вырабатывает у детей. На таких собраниях родителям нужно объяснять, на какие этапы делится проектная работа и как они могут поучаствовать в ней.

Участвуя в совместной работе над проектом, дети и родители учатся лучше понимать друг друга, они становятся настоящими друзьями. Родители осознают, насколько велика важность развития исследовательской деятельности среди детей. Любое дело в рамках проектах, которое они делают вместе, сближает их и способствует возникновению доверительных отношений.

Вместе они узнают, откуда взялись компьютеры, собирают информацию о советских мультфильмах, о деревьях и животных, узнают, откуда взялись валенки и почему звезды светят ночью. В итоге получается интересная познавательная работа, сделанная командой преподаватель-ребенок-родитель.

К примеру, таким вышел наш проект «Девять рецептов ухи». Ученики вместе с родителями собирали рецепты ухи, потом выбрали самый вкусный, получивший главный приз, и приготовили эту уху во время похода.

По материалам Брыковой О.В., Громовой Т.В., Савенкова А.И. я разработала программу «Я - исследователь». Эта программа предназначена для организации проектной деятельности учащихся 4 класса.

Я провожу кружки еженедельно в классе, в библиотеке, на природе, на различных предприятиях. Во время занятий кружка дети проводят наблюдения, олимпиады, экскурсии, соревнования. При помощи программы «Проектная деятельность» мной реализована в течение учебного года идея развития у учащихся младших классов умения самостоятельно находить, сохранять и использовать новую информацию.

Проектная деятельность приносит свои плоды. В большинстве групп, занимающихся работой над проектами, выделяется небольшая группа детей-лидеров, которые сами берут управление проектом и контролем над качеством его выполнения и помощью отстающим.

В результате своего исследования я сделала вывод, что проектная работа больше всего подходит для детей 3-4 классов. Дети в этом возрасте уже могут вполне осознанно делать проекты, понимая их практическую и теоретическую ценность.

В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе нашей школы.

Библиографический список

1. Методическое пособие «Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе» сост.: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г. СПб: «ГОУ ДПО ЦПКС», 2007 г.-100 с.

2. Савенков А.И. «Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников». Самара: «Учебная литература», 2005 г.- 32 с.

3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. «Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов». М: «Вентана-Граф» 2004 г.-112 с.