воспитатель
Антонова Ольга Анатольевна
воспитатель
МДОУ «Детский сад № 14» г. Новодвинска Архангельской области
Тип проекта: коллективный, познавательно – исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Сроки и продолжительность реализации проекта: средней продолжительности (сентябрь – ноябрь).
Актуальность темы: В соответствии с ФГОС ДО п.1.6.6.стандарт направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. [3]
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой дошкольное образование.
Каждому ребенку предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами.
Участие ребенка в исследовательском проекте дает ему возможность проявить себя, пополнить знания, при этом развивая творческие способности и коммуникативные навыки.
В процессе общения с детьми нами была выявлена проблема: дети не имеют представлений о том, что производят на АЦБК, на котором работает большинство из родителей, а также имеют недостаточные знания о свойствах и качестве бумаги.
Для решения данной проблемы считаем необходимым на занятиях развивать у детей интерес к этой теме. Для этого нами был разработан проект: «Волшебница бумага».
В процессе реализации проекта решается одна из важнейших задач – формирование у детей познавательного интереса. Дети узнают о бумаге, ее свойствах и качестве.
Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса, предпосылок поисковой деятельности (практические опыты, формирование у детей особых знаний и представлений о бумаге и ее свойствах).
Задачи проекта:
1. Побуждать интерес к совместной поисковой деятельности, приобщать к процессу познания.
2. Формировать представления детей о разнообразии бумаги, познакомить детей со свойствами бумаги и ее качеством.
3. Выяснить, как используются разные виды бумаги.
4. Формировать познавательную активность, любознательность.
5. Активизировать словарь детей.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению работать сообща, согласовывать свои действия.
7. Воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к бумаге.
8. Формировать готовность родителей сотрудничать с педагогами.
Продукт проекта:
Альбом фотографий «Наши поделки из бумаги», книжка-самоделка: «Пословицы, поговорки, загадки про бумагу», выставка совместных работ детей и родителей «Бумажные выкрутасы» (в технике квиллинг), выставка работ в технике оригами «Магазин одежды», подборка консультаций для родителей по теме: «Волшебница бумага».
Планируемый результат: у детей повысится интерес к совместной поисковой деятельности. Дети познакомятся со свойствами бумаги, ее видами и качеством, а также вариантами ее использования. Разнообразные мероприятия по теме, проведенные в системе, будут способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к людям труда и бережного отношения к бумаге. Родители повысят свою компетентность в вопросах использования различных техник работы с бумагой, у них сформируется интерес к совместной деятельности с ребенком в семье.
Оценка эффективности: наблюдение за детьми, итоговое анкетирование родителей.
Реализация данного проекта проходила поэтапно. На первом, подготовительном этапе нами был осуществлен: подбор методического материала и литературы по теме: «Бумага»; подбор художественной литературы для чтения детям, в том числе пословиц, поговорок, загадок; подбор материалов и оборудования для проведения опытов и экспериментов. Также нами было проведено анкетирование родителей по вопросам использования различных техник работы с бумагой предварительное, а по завершении проекта и итоговое. Нами был составлен перспективный план мероприятий, а так же осуществлен подбор иллюстраций, сюжетных картинок, раскрасок по данной теме, разработаны занятия, СОД, пополнен уголок экспериментирования, картотека опытов и игр-экспериментов. С родителями была проведена беседа о различных техниках работы с бумагой. У детей выявлены первоначальные знания о бумаге, ее свойствах, качестве и использовании.
На втором основном этапе проходила реализация проекта. Он включает в себя интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Нами была организована познавательно-исследовательская деятельность.
Проведены занятия по темам: «Как делают бумагу?»; «Знакомство с работой АЦБК» (беседа с родителем – работником АЦБК). Так же были проведены эксперименты: «Вода и бумага» (цель: выяснить вся ли бумага намокает одинаково быстро), «Сравнение бумаги» (цель: сравнить цветную бумагу и картон и выяснить, что легче резать, рвать, мять), «Опыт с бумагой и стаканом воды» (цель: показать, как проявляется атмосферное давление), «Опыт с капиллярностью бумаги» (цель: показать свойство бумаги впитывать жидкости), «Исследование звука, издаваемого бумагой» (цель: выяснить, издает ли бумага какие-либо звуки, и от чего зависит ее звучание), «Мост из бумаги» (цель: проверить плотность листа, сложенного различными способами)
Практическая деятельность заключалась в проведении аппликации «Укрась салфетку», обрывной аппликации «Волшебная мозаика», рисования с помощью нетрадиционной техники рисования мятой бумагой «Снеговик», оригами «Кораблик», «Самолетик».
Нами была организована СОД
«Вечер загадок».
Проведены беседы:
«Что было до бумаги?», «Как появилась бумага?».
Также была организована и игровая деятельность, например, дидактические игры: «Что было бы, если бы не было бумаги?», «Что бывает бумажным?», «Какая бывает бумага?», «Веселая полянка», «Тропинка», «На что похоже?», «Волшебный сгиб». В группе были созданы условия для сюжетно-ролевых игр: «Дом, семья», «Школа», «Магазин канцелярских товаров». Играли с детьми в подвижные игры:
«Полет в космос», «Снежные войны», «Самый меткий».
Читали с детьми произведения, подходящие к теме проекта: Е.Антропова «Бумажные истории», сказка «Приключения фантика».
Дети совместно с родителями изготавливали поделки из бумаги.
Для развития навыков самообслуживания нами было организовано дежурство по столовой. Детям необходимо было подготовить бумажные салфетки для сервировки стола.
Тема проекта нашла свое отражение и в изобразительной деятельности.
Была организована лепка по темам: «Овощи», «Фрукты», проведено рисование: «Яблоки в саду», «Лук», «Северные ягоды» и аппликация: «Витамины на тарелке»,
обрывная аппликация «Фрукты».
На музыкальном занятии слушали песню «Бумага» малышариков.
Для родителей в раздевалке были оформлены тематические стенды: «Игры с бумагой», «Что из чего», «Творческие игры перед сном», «Ножницы – это легко», «Оригами в развитии ребенка дошкольного возраста». Проведено родительское собрание по теме: «Конструирование из бумаги».
На третьем этапе было проведено итоговое анкетирование родителей, оформлены выставки, альбомы, фотоматериалы и другие продукты проекта.
На четвертом этапе, с целью обобщения опыта, для детей было проведено развлечение: «Страна Почемучек» по теме: свойства бумаги.
Мы считаем, что в результате проделанной работы, нам удалось достигнуть поставленную цель. У детей сформирован интерес к совместной поисковой деятельности.
У детей сформированы представления о разнообразии бумаги, ее свойствах и качестве. Также дети выяснили, как используются разные виды бумаги. Усвоили знания об истории появления бумаги, о процессе ее изготовления. Дети стали бережнее относиться к книгам и бумаге для рисования. У родителей повысился уровень компетентности в вопросах использования различных техник работы с бумагой. Они стали проявлять большую активность и стремление к совместной деятельности с детьми и педагогами детского сада.
Список информационных источников
1. Антропова Е. Бумажные истории / Карандаш, 2019
2. Круглякова Ю. Волшебная бумага. Лучшие проекты для взрослых и детей / Аратюнян А.. – АСТ, 2019.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/ (дата обращения: 12.02.2023).