Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Радченко Елена Валерьевна,
учитель начальных классов,
МКОУ ШР «ООШ №11»,
с. Введенщина
Дистанционная форма обучения в начальной школе. Методические рекомендации
Дистанционная форма обучения, как и любая новая форма работы, это эксперимент, и требует особого подхода. Прежде всего педагогу нужно определить для себя, какое время уйдет на изменение учебного процесса, нужно быть готовым тестировать различные сценарии и инструменты. Важно найти удобный вам и вашему классу подход к дистанционному формату. В первую очередь необходимо настроить себя и своих учеников на то, что дистанционное обучение такое же серьезное, как и в классе, но между вами будет расстояние.
Необходимо выбрать платформу взаимодействия с учениками. Именно здесь вы будете присылать им материалы для изучения и формы для выполнения заданий. Наиболее рациональным инструментом в этом контексте выступает электронный дневник с модулем домашних заданий. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Не пытайтесь сделать все и сразу. Спокойно обдумаете, какие из ваших целей реально достигнуть в период дистанционного обучения.
2. Выберите один-два самых простых инструмента для дистанционного обучения и начните работу с них. Не пытайтесь использовать сразу много новых инструментов.
3. Чем проще, понятнее и реалистичнее будут ваши учебные сценарии в период дистанционного обучения — тем больше вероятность их реализовать и получить необходимый результат.
4. Помните, что к новому формату адаптируетесь не только вы, но также ученики и их родители — они испытают такую же тревогу, как и вы.
1. Что меняется при дистанционном обучении в школе? Сначала нужно определить цели и задачи на период дистанционного обучения, поставить реалистичные цели и задачи на период дистанционного обучения школьников, например: освоить материал, запланированный по учебной программе. В зависимости от цели вы будете планировать обучение, подбирать сценарии и инструменты работы. Хорошо, если вашей личной целью на это период станет получение опыта, который вы сможете и дальше использовать в стандартном процессе обучения (например, при работе с часто болеющими детьми).
2. Затем нужно выбрать инструменты, которые будете использовать в период дистанционного обучения в школе. Нужно определить, все ли ученики класса могут перейти на обучение в дистанционном формате: готовы ли родители оставить детей дома, какие технические возможности (наличие компьютера, доступ к интернету) есть у учеников. По возможности откажитесь или сведите к минимуму изучение нового материала, сосредоточьтесь на повторении ранее пройденного. Если это невозможно, попробуйте в период дистанционного обучения разбирать более простые темы. Что делать, если с доступом к интернету есть сложности? Если интернет у детей слабый, можно отключать видео при трансляции. Если интернет доступен только в определенное время, выдавайте задания ученикам в сервисе, к которому они могут подключиться в любой удобный момент. Если интернета нет вообще — организация дистанционного обучения школьников может идти с использованием бумажных носителей: распечатайте материалы, сообщите, какие главы в учебнике нужно прочитать. Важно поддерживать активность у тех детей, которые занимаются полностью самостоятельно, без онлайн-взаимодействия с учителем. Попробуйте подобрать мотивирующие задания или задействовать учеников в проектной деятельности.
3.Нужно выбрать инструменты, которые будете использовать в период дистанционного обучения. Помните, что методика определяет инструменты, а не наоборот. Инструменты нужно подбирать, исходя из учебных целей. Ограничьтесь минимальным набором дистанционных инструментов: одного-двух для начала вполне достаточно, чтобы и вам, и ученикам было удобно. Чем проще будут эти инструменты, тем лучше. После того, как вы освоили конкретный инструмент, оцените, насколько вам и ученикам удобно с ним работать. Достигаете ли вы желаемых результатов? Будьте готовы заменить инструмент, если вам некомфортно его использовать. Обязательно протестируйте новый инструмент самостоятельно, прежде чем использовать его в работе с учениками.
4. Пересмотрите планирование учебного дня и недели на период дистанционного обучения. Одна из важных задач в планировании — задать себе и детям понятный ритм, вернуть ту, в хорошем смысле, рутину, к которой все привыкли в обычном формате обучения. Четкое расписание, понятные рамки позволят снизить тревожность детей и родителей.
Как же планировать учебный день?
1. Зафиксируйте учебное время. Оптимально использовать для учебы первую половину дня. Расскажите детям и родителям, в какие конкретно часы проходит обучение — это позволит всем четко организовать свое расписание.
2. Определите обязательный минимум материала, который вам нужно успеть отработать в течение учебного дня, и дополнительный объем, который можно выполнить факультативно, если есть возможность.
3. Продумайте чередование активности для детей — как в рамках одного занятия, так и в рамках всего учебного дня. Если у вас будет три видеолекции подряд, внимание детей уже ко второй будет минимальным. Для начальной школы оптимально разбить активности на максимально короткие: 10 минут на видеолекцию, 10 минут на самостоятельную работу, 5 минут — просмотр обучающего ролика и т. д.
4. Обязательно включите в учебный процесс «перемены» — паузы, во время которых вы попросите детей отойти от мониторов, сделать простую зарядку, выпить чаю — в общем, отвлечься от занятий.
5. Ставьте четкие рамки, в которые ученикам нужно выполнить самостоятельную работу. 6. Оптимально, если дети решают задания сразу, в обозначенное учебное время. Это в том числе позволит вам сразу видеть прогресс ребенка и корректировать свою работу при необходимости.
5. Продумайте порядок контроля и оценивания учеников. Снизьте жесткость критериев оценивания. Принимайте во внимание, что дистант — это новый для детей формат. По возможности выставляйте отметку только успешно выполненные задания — то есть те, за которые можно поставить пятерку или четверку. Разделяйте контроль и оценивание. В первое время будет достаточно контроля за самим фактом участия детей в дистанционном обучении. Главный критерий в этом случае — соблюдение сроков. Если работа не было выполнена в обозначенный вами срок, обсудите это с учеником. При этом не нужно полностью перекладывать контроль на родителей — задание давали именно вы, и обратной связи дети ждут от вас. Обратная связь Контакт с учениками в дистанционном обучении – самое важное. Необходимо постоянно контролировать, понятна ли поставленная задача, обеспечен ли полноценный доступ к материалам обучения и т.д. Лучше использовать групповые рассылки в электронном дневнике. Также вы вправе пользоваться для этих целей мессенджерами (Viber, Whatsapp и т.д.) и даже ресурсами социальных сетей, столь популярных среди наших лицеистов. Не забывайте о том, что график проведения занятий должен соблюдаться, и к моменту начала обучения все материалы должны быть размещены и доведены до детей. Не забывайте также и о том, что задания с открытым ответом и присланные на проверку вам материалы должны быть оценены до начала нового занятия, иначе дети потеряют мотивацию и ощущение серьезности дистанционного урока. Дистанционный урок практически идентичен очному занятию по своей структуре, а именно:
1. Организационный момент, построение задач и цели.
2. Проверка домашнего задания – общий обзор успехов и неудач учеников при его выполнении, разъяснение сложных моментов и т.д.
3. Актуализация знаний – используются различные методы повышения мотивации к изучению нового материала – видеоролики, учебная задача. Если данный этап вы предпочитаете реализовывать в виде фронтальной работы с классом – не беда, можно просто разместить список вопросов, не требуя ответа, так как они сами собой уже подготовят ребенка к новой учебной задаче.
4. Первичное усвоение новых знаний – использование ресурсов образовательных порталов или разработок учителя, размещенных на общедоступных ресурсах. Однако, перед прочтением материала ученики должны четко знать, что от них требуется, необходимо указать, на что обратить особое внимание, какие знания и практические навыки будут проверяться; в общем, достаточно четко должны быть поставлены задачи непосредственно перед самостоятельным изучением нового для ученика материала.
5. Первичная проверка понимания и закрепление – идеальный вариант реализовать данный этап непосредственно при изучении нового материала.
6. Контроль освоения, анализ допущенных ошибок и их коррекция – реализуются с помощью тестов, интегрированных интерактивных моделей и форм сбора ответов.
7. Домашнее задание и инструкция по его выполнению.
8. Рефлексия и обратная связь.
Февраль 2021