Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Мерзлякова А.А. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Мерзлякова А.А. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-2.pdf.

Аннотация. Рассмотрены особенности профориентации младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. В статье даются понятие ранней профориентации, классификация, формы работы с младшими школьниками по профориентации.

Ключевые слова: ФГОС, профориентация, младшие школьники.

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в статье 42. «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации», в пункте 2 говорится о том, что психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. Так же в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023), в статье 75. «Дополнительное образование детей и взрослых», пункте 1 написано, что дополнительное образование детей обеспечивает их профессиональную адаптацию. Именно поэтому рассмотрим более подробно профориентацию младших школьников.

Профориентация — это комплексная, системная помощь в выборе профессии и планировании профессионального развития (в построении карьеры).

Современная трактовка профессиональной ориентации включает 4 основных аспекта: профессиональная информация снабжает человека сведениями о хозяйственных структурах и предприятиях, реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии, о требованиях профессии к личности и организму человека, о соответствующих профессиональный учебных заведениях; в процессе профессиональной консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам с целью выработки рекомендации о наиболее предпочтительных путях трудового самоопределения; выделяются также профессиональный отбор, в ходе которого оформляется заключение о пригодности к определенному виду деятельности, и профессиональная адаптация - приспособление человека к содержанию и условиям конкретного вида трудовой деятельности.

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей основную. На этом этапе у младших школьников должно сформироваться добросовестное отношение к труду, развиваться интерес к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственные установки выбора профессии, интерес к наиболее распространенным профессиям.

Понятие о профессиях у школьника 7-10 лет ограничено скудным жизненным опытом. О видах деятельности ребенок впервые узнает от своих родителей и людей, с которыми он чаще всего видится (воспитатели детского сада, врачи, кассиры и продавцы в магазине, водитель маршрутного автобуса). Чтобы он смог сделать осознанный выбор, будучи взрослым, его нужно пораньше познакомить с как можно большим количеством профессий. Поможет в этом профориентация в начальной школе.

В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят: классный час; экскурсия; беседа; проект; конкурс; игра.

Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.

На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты.

Родителям рекомендуется тоже подключаться к активному участию в социально-профессиональном самоопределении личности младшего школьника. Не стоит отказываться от приглашения учителя посетить классный час и рассказать детям о своей работе.

Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают, – все это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе. Чем больше профессий знает младшеклассник и чем более обширны эти знания, тем меньше у него будет риск совершить ошибку при выборе учебного заведения в старших классах и дальнейшем трудоустройстве.

На сегодняшний день разработано множество различных форм и методик проведения профориентационных занятий с учащимися начальной школы. В основе каждого из них лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную. Учителя, перепробовавшие в своей практике все формы такой работы, пришли к выводу, что самый высокий интерес у учеников вызывают ролевые игры и театрализованные сценки. Они помогают детям раскрыть свой потенциал, дают им возможность адаптироваться в социуме и впервые задуматься о том, кем стать в будущем.

Литература:

1. Заблоцкая, Ю.В. Профориентация в начальной школе [Электронный ресурс]/ Ю.В. Заблоцкая. - ООО «Стади Групп», 2001—2023 г.г. – Режим доступа: https://edunews.ru/proforientaciya/materials/v-nachalnoj-shkole.html?ysclid=lnk7baxzfj6896 23148.

2. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

3. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.С.Пряжников, Л.С.Румянцева. — М: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с. — (Сер. Бакалавриат).

4. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (№ 273–ФЗ от 29 декабря 2012).