Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Водяной Алексей Юрьевич,
методист,
Водяная Екатерина Владимировна,
заведующий отделом,
ГБУДО «Белгородский областной
Дворец детского творчества»,
г. Белгород
Оценка результатов образовательной деятельности в объединениях дополнительного образования
Одна из приоритетных задач государственной политики является обеспечение высокого качества образования, позволяющая формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность; стать основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия, стабильности, успешности и безопасности людей.
Дополнительное образование – открытое вариативное образование, в котором не только осваиваются всеобщие нормы, культурные образцы и происходит интеграция в социум, но создаются возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, его личностного и профессионального самоопределения.
Для развития и реализации потенциальных возможностей личности в современном мире, с целью обеспечения современного качества, доступности и эффективности образования, в организациях дополнительного образования реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
В структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обязательно должны быть включены планируемые результаты освоения программы (знания, умения, которыми будут обладать обучающиеся по завершению обучения), компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты обучающихся.
Одним из показателей качества образования является степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
В каждую образовательную программу заложены этапы педагогического контроля. Это входная диагностика, которая осуществляется при комплектовании учебных групп в начале учебного года, по итогам которой определяется уровень знаний обучающихся, уровень его подготовки на начало обучения. Традиционными формами входной диагностики являются: беседы, анкетирование, тестирование, выполнение упражнений, игры; для хореографических, вокальных и инструментальных коллективов – прослушивания или показы.
Промежуточная аттестация (текущий контроль) осуществляется по полугодиям учебного года, которая позволяет выявить рост компетенций в ходе освоения образовательной программы. Традиционными формами текущего контроля в организациях дополнительного образования выступают: отчётные концерты, творческие показы, выставки-презентации, спортивные и интеллектуальные соревнования, дебаты, конференции и др.
Итоговый контроль осуществляется по результатам освоения образовательной программы в целом и по годам обучения. В организациях дополнительного образования итоговая аттестация сопровождается выдачей свидетельства об окончании обучения.
Формы проведения итогового контроля: открытое занятие, тестирование, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, стендовый доклад, конференция, тематические чтения, олимпиады, конкурсы, собеседования, зачетный поход, квалификационное соревнование (в спортивных коллективах), турнир и другие.
Программа итоговой диагностики результативности обучающихся (при любой форме проведения и в любой направленности) должна содержать методику проверки теоретических знаний обучающихся и их практических умений и навыков.
В связи с отсутствием в дополнительном образовании детей ФГОСов, критерии оценки (формы и методы диагностики) усвоения дополнительных общеобразовательных программ разрабатываются методистами и педагогами дополнительного образования в соответствии с направленностью программы, сроками обучения, возраста обучающихся и в соответствии с её прогнозируемыми результатами.
Результаты итоговой диагностики результативности обучающихся определяют: насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребёнком; полноту выполнения образовательной программы; обоснованность перевода обучающегося на следующий этап или год обучения; результативность самостоятельной деятельности ребёнка в течение всего учебного года.
Конкретная форма оценки результатов итоговой диагностики определяется и обосновывается в образовательной программе.
Результаты итоговой диагностики обучающихся могут анализироваться по следующим параметрам: количество обучающихся (в %): уровень освоения программы (низкий, средний, высокий); полностью освоивших образовательную программу; освоивших программу в необходимой степени; не освоивших программу; причины невыполнения детьми образовательной программы; необходимость коррекции программы.
Главным критерием уровня теоретической и практической подготовки обучающихся является соответствие его программным требованиям, критериям уровня воспитанности – культура поведения, творческое отношение к выполнению практического задания, культура подачи и оформления своей работы.
Если рассматривать в процентном соотношении уровень освоения образовательной программы, то высокий уровень может получить обучающийся, успешно освоивший более 80% содержания образовательной программы, средний уровень – от 50% до 79%, низкий уровень – менее 50%.
Перевод обучающихся на следующий год обучения возможен, если они показали достаточный уровень знаний, умений и навыков, то есть освоили программу в необходимой мере. Тем, кто не смог сделать этого, педагог может порекомендовать пройти повторное обучение.
В организациях дополнительного образования методами оценивания результативности образовательной программы могут быть: мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им программы (авторы: Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.), портфолио обучающегося, педагогический дневник, проектная деятельность и др.
Портфолио – распространенная форма, которая представляет собой файловую папку с разнообразной информацией о приобретенном обучающимся за определенный промежуток времени опыте успешной внеучебной работы. В перечень документов входят грамоты, дипломы, письма-отзывы, сертификаты об участии в различных мероприятиях.
Педагогический дневник – документ, в котором педагог посредствам наблюдения и анализа характеристик обучающегося (уровень творческого развития, развитие интересов и др.), в течение года изучает индивидуальную динамику развития качеств.
Дневник состоит из 4-х разделов: в первом разделе (исходные данные) отражается краткая характеристика обучающегося на начало освоения образовательной программы, оценка уровня достижений в избранном виде деятельности, особенности характера, здоровья, творческих интересов; во втором (достижения в предметной области) по полугодиям фиксируются достижения обучающихся; в третьем (творчество в саморазвитии) отражаются расширение интересов, усилия по самообразованию; в четвертом (выводы и планы) – итоги работы за год и план сопровождения обучающегося в дальнейшем.
Проектная деятельность – одна из приоритетных форм оценивания результативности образовательной программы. Обучающиеся выполняют проекты, при написании которых, они активно включаются в поиск необходимой информации, её критическое и творческое осмысление, освоение способов самостоятельных действий (интегрирование и дифференцирование своих знания) при решении образовательной проблемы и актуализации, получаемых таким образом знаний, применять их на практике.
По итогам подготовки проектов проводится серия учебных занятий, на которых обучающиеся выступают с готовыми проектами. Экспертами при оценивании исследовательских работ могут выступать как сами обучающиеся, так и приглашенные педагоги. Главная задача написания и защиты проектов это приобретение навыка выстраивания структуры работы, овладение методикой сбора материала; представления работы в соответствии с требованиями.
Результаты обучающихся по итогам проводимых диагностик должна быть отражена в протоколах. Данные протоколы утверждены нормативно-правовыми документами образовательной организации. Педагог дополнительного образования вправе использовать и разрабатывать свои формы для фиксации результатов обучающихся. Например, это могут быть и паспорта, индивидуальные планы, индивидуальные карты, зачётные книжки, дневники самоконтроля, протоколы, таблицы классификационных соревнований и т.п., куда будут вписываться результаты аттестаций.
Таким образом, оценка результатов образовательной деятельности в творческих объединениях дополнительного образования позволяет оценить (знания, умения, которыми будут обладать обучающиеся по завершению обучения), компетенции, а также личностные, метапредметные и предметные результаты.
Список литературы:
1. Писарев А.Е. Как организовать аттестацию учащихся в детском объединении учреждения дополнительного образования: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. М., 2009.
Январь 2021