Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Шакурова О.В., Малицкая Е. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Одно из наиважнейших современных требований к полноценному образованию состоит в духовно-нравственном воспитании на достаточно высоком уровне.

Экологическое воспитание - это один из аспектов духовно-нравственного воспитания.

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью», стало новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.

Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьного обучения. В системе экологического воспитания особое место принадлежит начальной школе- важнейшему этапу становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире.

Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и ее смысле. Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Чувства долга, ответственности, благодарности, милосердия, доброты приобретаются человеком в результате воспитания, с самого раннего детства. В.А.Сухомлинский утверждал: к тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, а может быть, и простая человечность.

Особое внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носит его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Младший школьный возраст – это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе и людям.

Дети этого возраста усваивают лишь элементарные экологические знания, но потеря времени на этом возрастном этапе развития грозит тем, что восполнить образовавшиеся пробелы в понимании взаимоотношений общества и конкретного его индивида с природой будет весьма сложно или почти невозможно.

На какой результат экологического воспитания детей 6-10 лет можно рассчитывать? К концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает:

- эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, доброты.

- деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях.

- интеллектуальную готовность - определенный уровень информативности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

Формирование духовно-нравственной личности в процессе развития не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Важно так строить педагогический процесс, чтобы учитель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог может и обязан помочь растущему человеку пройти этот путь духовно- нравственного развития.

Содержание экологического образования может быть развернуто как в рамках учебных предметов, так и во внеурочной работе.

В своей работе большое место уделяю беседе, которая является духовным общением учителя и ребенка и дает возможность сформировать у детей необходимые нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения.

На процесс развития экологической культуры младших школьников существенное влияние оказывают ситуации, в которых дети должны совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения. Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значение поведения и деятельности человека в окружающей среде. Это позволяет мотивированно и обосновано подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома.

Провожу «Уроки доброты», которые способствуют развитию интереса детей к природе, воспитанию чуткости, чувства сопереживания. Тематика уроков разнообразна: «Что значит быть добрым», «Что такое красота», «Что такое бережливость», «Как ты проявляешь любовь к животным».

«Уроки мышления» помогают усваивать зависимость между явлениями живой и неживой природы. На таких уроках познавательная деятельность детей сочетается с эмоциональным восприятием природы, в том числе через художественные произведения, что способствует формированию «чувства» природы.

В своей работе отвожу важное место для уроков – экскурсий «Экологические тропы». «Экологические тропы» позволяют оставлять окружающую природу в неприкосновенности и любоваться ее нетронутыми красотами. Экскурсионными объектами становятся: растения, животные, ручьи, транспортные магистрали и др. Тематика уроков: «Путешествие в Красную книгу», «Природа на приеме у доктора Айболита», «Лесное представление», «Экологическая тревога».

На таких уроках дети учатся наблюдать за растениями и животными, у них формируется элементарные экологические представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.

Коллекционирование – еще один способ привлечь ребенка к окружающему миру. Собирать можно не только камни, но и запахи, краски, звуки, а затем организовывать выставки; «Человек и его добрые дела на Земле», «Кладовая чудес», «Лес-друг человека».

Поскольку ведущим видом деятельности младших школьников является игра, часто использую игры, игровые задания, викторины, конкурсы. Основная их функция – развитие познавательного интереса у детей к природе, к людям, к их поступкам и поведению, к изучению и осмыслению связей между ними.

На всех уроках важна атмосфера комфорта, создание ситуации успеха, индивидуализация и дифференциация учебной деятельности, которые необходимы для организации полноценного и интересного процесса экологического образования детей.

Для начального этапа формирования экологических знаний особо актуальны слова В.Сухомлинского: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках…».

Библиографический список

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Просвещение, 1968. - 464 с.

2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей. - М.: Астрель, 2008.- 113с.

3. Буторина Н.Н., Моргачев С.В., Тропа в гармонии с природой. - М.: Р.Валент, 2007. - 176 с.

3. Дубачинская Т.С. «Уроки мышления» в природе за В. А. Сухомлинским // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10: sibac.info/archive/humanities/10.pdf

Сведения об авторе

Шакурова Оксана Валерьевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей № 1 им. академика Б. Н. Петрова" города Смоленска, Россия, г. Смоленск.

Малицкая Елена Владимировна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей № 1 им. академика Б. Н. Петрова" города Смоленска, Россия, г. Смоленск.