магистрант
ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет"
В статье рассматривается значение художественной литературы, книг в жизни ребёнка младшего школьного возраста, в воспитании и становлении личности.
Ключевые слова: Книга, литература, воспитание, речь, чтение, начальная школа.
Книга - основной источник знаний. Из художественных книг дети узнают о природе, окружающем мире, Родине, обществе. Художественная литература в жизни каждого человека, в том числе и в младшем школьном возрасте, имеет большое значение. Она развивает речь, воображение, мышление, обогащает словарный запас ребёнка, расширяет спектр эмоций. Художественная литература является основным источником воспитания ребёнка как личности в младшем школьном возрасте [2].
Достижения педагогики и психологии в познании ребёнка помогают эффективно развивать детскую литературу и детское чтение. Всё это постепенно приводило к осознанию системного подхода к проблемам филологической культуры детей, в том числе и младшего школьного возраста.
Художественно-педагогическое движение, основой которого было эстетическое воспитание детей, в начале XX в. пришли к выводу о том, что следует создать для детей новый тип книги – более яркий, красочный, нарядный, достойный называться произведением искусства, который будет интересен не только детям, но и взрослым [3].
Эти новшества и изменения стали возможны благодаря осмыслению самоценности детства, развитию образования, пониманию роли художественной литературы в интеллектуальном, нравственном, эстетическом развитии ребёнка, становлении личности человека. Органической частью этого процесса было изменение самой детской литературы. Появилось большое количество произведений, написанных и оформленных специально для детей, уровень которых отвечал самым высоким требованиям. Произведения о детях, зачастую переходившие в детское чтение, способствовали познанию детской души, сознания, образа и мира детства [5].
Анализ исследований показывает, что чтение художественных произведений всегда выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка. От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения — формирование личности учащегося [4]/
Чтение художественной литературы в начальной школе имеет большое значение в воспитании ребёнка, благодаря чтению ребёнок понимает и видит полную картину мира, эмоции окружающих людей, слышит верное произношение языка, у него складывается впечатление о гуманности чувств, появляется желание участвовать в происходящих вокруг процессах. Чтение художественной литературы воспитывает в ребёнке доброту, взаимопомощь, честность, в какой-то мере закладывает основы справедливости и гражданственности, а также любовь к Родине.
В младшем школьном возрасте очень важно читать ребёнку художественную литературу, ведь благодаря этому происходит нравственное становление личности, закладывается в память новые слова, интонации и последовательность речи, что совершенствует его речь. От совершенства речь ребёнка будет зависеть в дальнейшем обучение и успеваемость в школе, положение в социуме.
Чтение книг детям, заставляет их думать, анализировать, выделять основных героев произведения, определять, кто добрый, а кто злой, тем самым закладывать в уме у ребёнка эти понятия, их различия и ассоциации.
Педагогами и психологами давно доказано, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Между тем доказано, что так называемая «врожденная грамотность» тоже результат начитанности человека. Исследователи отмечают, что в процессе чтения зрительная память фиксирует визуальные образы слов, а при письме эти образы «всплывают в голове» автоматически, и человек, не задумываясь, пишет грамотно, и сразу замечает орфографические ошибки на бумаге [1]. В связи с этим, главной целью в деятельности педагога начальной школы должно быть приобщение детей к сфере книг и поэтической литературе, развитие интереса к чтению, стремления слушать сказки, стихи, рассказы. В младшем школьном возрасте дети должны научиться внимательно слушать сказки, повести, элегии, потешки, а также наблюдать за развитием сюжета в сказке, переживать персонажам.
В младшем школьном возрасте ребенок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение, он «влюбляется» в художественные тексты – ему хочется воспроизвести их так же. С теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью.
Библиографический список:
1. Исаева О.В., Слонь О.В. Продуктивное чтение как способ формирования личностных достижений младшего школьника // Фундаментальные исследования. — 2014. — №9–10. — С. 2308–2311.
2. Калинина Т. В., Уривская Н. С. Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 607-609.
3. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю.Г. Исаевич. – М., 2002.
4. Романова И. И. Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии младшего школьника / И. И. Романова, Т. В. Калинина. // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23242/ (дата обращения: 31.10.2020).
5. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой. – М.: Изд. Литера, 2012.