Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Маркова Е.В. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА

Библиографическое описание:
Маркова Е.В. Проблемы адаптации первоклассника // Современная начальная школа. 2021. № 24. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/24.pdf.

В настоящее время проблема адаптации первоклассников к обучению в школе становится все более острой, особенно в эпоху развития дистанционного общения, развития компьютерных технологий, игр, недостатка времени для личного общения с родителями, другими детьми и взрослыми. Посещение детского сада, к сожалению, компенсирует все это лишь частично.

Отсюда, целью нашей работы было проанализировать трудности адаптации первоклассников.

В первую очередь, психофизиологические особенности детей семилетнего возраста отличаются от таковых шестилетних.

В 1960 году Л. С. Выготский в своей работе "Кризис семи лет" впервые обратил внимание на то, что семилетний ребенок переживает одновременно два кризиса: кризис физического развития и кризис в психическом развитии, связанный с появлением таких способностей, как самооценка, осознание собственных переживаний. Именно в семь лет ребенок впервые открывает мир собственных ощущений и переживаний, он начинает понимать, что означает «я радуюсь», «я огорчен», «я сердитый», «я добрый». Если ребенок шести лет радуется, огорчается, не осознавая этого и не задумываясь, хорошо или плохо он сделал, потому что априори он хороший, то семилетний ребенок – «человек размышления» [1].

По Г. Селье, процесс ответа на стрессор (в нашем случае начало обучения в школе) начинается со стадии тревоги (фазы шока и противошока), затем – стадия резистентности (формирование нового уровня функционирования физиологических систем организма) и стадии истощения (если адаптации не произошло). По данным ряда авторов, процесс адаптации младшего школьника длится 2-3 месяца [1], однако, на наш взгляд, процесс адаптации можно оценить только физиологическими методами тестирования, и он может быть гораздо дольше, но в данный период оценить эти изменения очень сложно, они маскируются возрастными изменениями в организме младшего школьника.



Рисунок 1. Проблемы адаптации первоклассников по мнению родителей

Субъективно к признакам удовлетворительной адаптации относят положительное отношение ребенка к школе. Если хочет идти в школу, ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов, если ребенок самостоятелен в выполнении школьных заданий и в быту, у него много друзей и он хорошо относится к учителю (а отношение к учебе в этом возрасте есть зеркальное отношение к учителю), - считается, что адаптация проходит успешно.

Однако изменение в привычном распорядке дня, изменение привычного образа жизни младшего школьника может привести к нарушению физического развития, повлиять отрицательно на состояние физического и психического здоровья ребенка. У некоторых детей процесс дезадаптации может затянуться и привести к нарушению роста и развития физиологических систем [2].

Опасность дезадаптации связана также с тем, что начало школьного обучения соответствует перестройке координационных механизмов нервной системы, поскольку 7 лет - это критический период также и в развитии ребенка как личности. К этому возрасту у ребенка сформирована достаточная сила и уравновешенность нервных процессов, наличествуют все виды внутреннего торможения, однако недостаточно развиты механизмы произвольного внимания, а отсюда - быcтрая утомляемоcть и отвлечение. В возрасте 7 лет четко проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности (ВНД), характеристики ВНД еще подвижны, что создает хорошие возможности для направленной педагогической коррекции характера, возрастает роль речи в организации внимания. Л.С. Выготский характеризовал такие изменения в психическом развитии ребенка семи лет как появление у него способности к самооценке. Отмечал, что способность к самооценке может сыграть и отрицательную роль: провоцирует страх перед тем, что он может сделать что-то неправильно [2, 3, 4].

Следовательно, процесс адаптации первоклассника зависит от его физического и психического развития, состояния нервной системы.

В своей работе учитель должен учитывать эти особенности, а также ориентироваться на уровень умственной работоспособности детей и учитывать, что он не одинаков, поскольку зависит от функциональных особенностей ВНД.

В своей работе мы провели анонимный опрос родителей первоклассников. Форма для опроса была выложена в родительском форуме в ВК. В опросе приняли участие 28 родителей.

Выявлено, что, по мнению родителей, максимальные трудности первоклассников связаны с несформированностью учебной деятельности ребенка и негативным отношением учителя, рис. 1.

Неумение ребенка приспособиться к темпу школьной жизни отметили 14% родителей. Несформированность у детей мотивации к обучению и неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности отметили по 8% респондентов.

Помимо того, 11% родителей, принявших участие в опросе, отметили слишком тяжелый рюкзак, который вынуждены носить первоклассники, а 14% респондентов – недостаток двигательной активности, что ведет к проблемам со здоровьем детей.

Также подобный опрос был проведен среди учителей начальных классов. Опрос был проведен среди педагогов школы № 31 г. Липецка, 18 учителей. По мнению педагогов, наибольшие трудности при адаптации возникают у тех детей, которые не способны к произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности (66%). На втором месте– неумение приспособиться к темпу школьной жизни. Также были отмечены такие факторы, как несформированность мотивации и негативное отношение родителей, рис. 2.



Рисунок 2. Проблемы адаптации первоклассников по мнению учителей

Проанализировав полученные данные, мы отметили, что мнения родителей и педагогов сильно отличаются. Это еще одна причина возникновения трудностей при адаптации. В.А. Сухомлинский писал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Только сотрудничество родителей и педагогов позволит детям пережить нелегкий момент привыкания к школьной жизни безболезненно.

Таким образом, можно выделить ряд условий, выполнение которых сведет негативные последствия адаптации к минимуму.

1. Ребенок должен быть готов и физически, и психологически к обучению в школе. Оценить готовность родителям должны помочь учителя и психологи. Для этого при школах бывают организованы адаптационные группы - «Школы будущего первоклассника». Посещение подобных групп позволяет ребенку познакомиться с учителем, школьным распорядком и правилами, будущими одноклассниками, что значительно снижает уровень тревожности.

2. Родители должны обратить внимание на подготовку к обучению. В такую подготовку должно входить: развитие внимания, усидчивости, умения слушать и слышать взрослого, умение следовать общепринятым нормам поведения, воспитание самостоятельности и ответственности, речевое развитие.

3. Следует очень внимательно подходить к профессиональному отбору учителей в начальную школу, на первое место ставя отношение учителя к детям, а уже потом – все остальное. Для скорейшей адаптации первоклассников рекомендуется проводить с первоклассниками физкультминутки, двигательные паузы, различные тренинги в игровой форме. Процесс обучения проводить с частой сменой вида деятельности учащихся. Задача учителя при этом – вовремя распознать ребенка с адаптационными проблемами и разработать оптимальный режим обучения и воспитания каждого ученика.

4. Поскольку у детей с недостаточным уровнем развития школьной зрелости адаптация к школьному режиму протекает тяжело не только в первом классе, в последующие годы они имеют постоянно возрастающие трудности в обучении, а в пубертатном периоде такие дети обычно переходят в категорию трудных подростков, - следует тщательно проводить психологическую подготовку будущих первоклассников, уже на этом этапе стараясь ликвидировать зарождающиеся трудности.

5. Ключ к успех – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская вера в то, что обязательно все получится. С такой поддержкой первоклассник будет чувствовать себя в безопасности и легко преодолеет все сложности адаптационного периода.

Литература

1. ВыготскийЛ.С. Вопросы детской психологии. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 160 с.

2. Дубровина И.В. Л.С. Выготский и современная детская практическая психология (к 120-летию со дня рождения л.с. выготского) // Вестник практической психологии образования, 2016. - № 2 (47) . - С. 3-9.

3. Магомедова К.А. Диагностика уровня адаптации первоклассников //

4. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2010. - № 2. - С. 235-240.

5. Дорофеева Г.А. Психоэмоциональная адаптация первоклассников //

6. Известия ТРТУ, 2003. - № 1 (30) . - С. 132-133.