Высшая школа делового администрирования
Конференции
Октябрь 2023

ИГРА КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИЯМИ

Петряшева Ирина Николаевна
воспитатель
Ильяшенко Светлана Валентиновна
воспитатель
МДОУ "Детский сад № 94 компенсирующего вида", г. Ухта

Детство – это тот удивительный мир, где, еще, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем. Беседуя с детьми дошкольного возраста: «Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?», многие из них называют те профессии, с которыми они часто встречаются в повседневной жизни: продавец, водитель, врач, учитель.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к труду взрослых разных профессий.

При ознакомлении с трудом взрослых у ребенка формируется навык труда, расширяется его кругозор, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; - все это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Важно чтобы ребёнок понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

Процессом формирования представлений дошкольников о труде взрослых и профессиях управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса воспитания и обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников.

Актуальность работы по ознакомлению детей с трудом взрослых обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

ФГОС ДО определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:

Дошкольный возраст — это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения.

В педагогике это называется - введение дошкольников в профориентацию. Следовательно, знакомство детей с миром профессий подразумевает их подготовку к тому, чтобы они в свое время смогли смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.

В работе по реализации данного направления, задача педагога - найти те эффективные средства, формы, методы работы, которые бы привели к эффективному результату.

Для того, чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:

· Наглядные (живые образы) - экскурсии, наблюдения, дидактические пособия (рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков, просмотр видеозаписей).

· Словесные: художественное слово, рассказ воспитателя, беседы, малые фольклорные формы, проблемные ситуации, высказывания и сообщения.

· Практические – это: трудовые поручения, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, игровые обучающие ситуации - сюжетно-ролевые игры;

· Игровые: дидактические игры, игровые упражнения, игры с правилами, словесные игры, игры-воображения.

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. Игра опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. В ходе игры, дошкольники начинают отражать содержание деятельности взрослых самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога актера, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В играх также отражена работа различных учреждений (магазин, аптека, почта, банк). Очень важно педагогу определить проведение предварительной работы (беседа, рассматривание картины, экскурсия и т.д.), подбор атрибутов (предметов – заместителей) и продумывание хода игры. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами, и зрителями. Театрализованная игра — это игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.

Игры с куклами также очень нравятся детям. Воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска? зачем шахтеру каска с фонариком? зачем повару фартук и колпак? зачем космонавту скафандр и т.д.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры, словесные игры. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий, активизирует словарь ребенка, развивает связную речь. Например, - «Что нужно для работы?», «Профессии», «Что будет, если…» и т.д.

Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно для работы?», «Кем быть?», «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами, по содержанию труда.

Предлагаем вам сценарии наших авторских развивающих игр по ознакомлению дошкольников с профессиями.

Сценарии авторских развивающих игр

«В мир профессий с ЛЕГО»

Цель: формирование интереса к профессиям, уточнение знаний о предметах, необходимых для работы, развитие познавательных функций (внимание, восприятие, ориентировка).

Оборудование: детали крупного конструктора ЛЕГО четырех цветов (красный, желтый, зеленый, синий) с картинками.

Ход игры: участникам предлагается собрать из деталей ЛЕГО картинку, каждому игроку свою. На картинках изображены люди разных профессий и их орудия труда. Выигрывает тот, кто быстрее собрал картинку и правильно назвал профессию, изображенную на ней, а также орудия труда.

Возраст: 5-7 лет.

«Собери цветок»

Цель: закрепление знаний детей о профессиях (археолога, банкира, программиста, модельера, хоккеиста), их орудиях труда, развитие мелкой моторики.

Оборудование: пять цветков из цветного картона, картинки на прищепках.

Ход игры: игроки выбирают по одному цветку с определенной профессией, участникам нужно закрепит к лепесткам цветка картинки с предметами, которые подходят для этой профессии. Выигрывает тот, кто быстрее нашел все картинки.

Возраст: 5-7 лет.

«Кубик Блума – Всё о профессиях»

Цель: закрепление знаний детей о разных профессиях, их орудиях труда, развитие речи, воображения, внимания.

Оборудование: цветной кубик из картона с заданиями и картинками.

Ход игры: участники по очереди бросают кубик и выполняют выпавшее задание. Игроки могут разделиться и выполнять задания в парах, группах.

Возраст: 5-7 лет.

Ходилка-бродилка «Кто быстрее успеет на помощь»

Цель: закрепление знаний детей о профессиях: почтальон, врач, пожарный, полицейский, умение ориентироваться на игровом поле.

Оборудование: фишки, кубик, игровое поле.

Ход игры: участники выбирают себе фишку (каждая фишка — это человечек определенной профессии), у каждой фишки свой путь до места назначения. Игроки по очереди бросают кубик и передвигаются по полю в соответствии с выпавшим количеством точек на кубике. Если участнику дошел до желтого кружка, он пропускает ход, если на кружке -2, значит два хода назад, если +2, то два хода вперед, если попал на стрелочку, то передвигается по стреле. Выигрывает тот, кто первый пришел до назначенного пункта, первый пришел на помощь.

Возраст: 6-7 лет.

Чехлы для сюжетно-ролевых игр

Цель: закрепление знаний детей о профессиях на разном транспорте, развитие речи, воображения, фантазии, умение придумывать и обыгрывать сюжет. Оборудование: 5 чехлов – машина ДПС, скорая помощь, пожарная машина, автобус, заправка. Чехлы сшиты из ткани, на которой выполнена аппликация. Чехлы надеваются на детский стульчик.

Ход игры: Один ребенок или группа детей придумывают сюжет игры. Ребята распределяют между собой роли. Для игры они могут использовать все чехлы, а могут только часть.

Также чехлы можно использовать на занятиях, во время театрализованной деятельности, на развлечениях и других мероприятиях в детском саду.

Возраст: 4-7 лет.

Интерактивные игры

«Помогите шахтёру и нефтянику найти свои предметы»

Цель: закрепление знаний детей о профессиях шахтёра и нефтяника, их орудиях труда.

Оборудование: ноутбук, проектор, монитор.

Ход игры: 1 вариант – два участника, один шахтер, другой нефтяник, игроки по очереди называют цифру с картинкой предмета или показывают предмет, который соответствует его профессии, обязательно нужно правильно назвать предмет. Воспитатель нажимает на картинку с помощью клавиатуры и проверяет правильность ответа. Выигрывает тот, кто выбрал и назвал все предметы правильно.

2 вариант – группа детей делится на две команды, игра проводится также, как и в первом варианте.

Возраст: 6-7 лет.

Игра «Что нужно кузнецу?»

Цель: уточнение знаний об орудиях труда кузнеца.

Оборудование: ноутбук, проектор, монитор.

Ход игры: на экране изображен кузнец и разные предметы, из предметов нужно выбрать только те, которые пригодятся кузнецу для работы. Воспитатель нажимает на картинку с помощью клавиатуры и проверяет правильность ответа. Картинки с правильными ответами передвигаются в окошки, а картинки с неправильными ответами исчезают. Выигрывает тот участник, который назвал больше всех правильных ответов.

Возраст: 6-7 лет.

Презентация с авторскими развивающими играми - https://disk.yandex.ru/i/2bzTwBQeIQUP7Q

Вывод:

Организация совместной деятельности в форме развивающих игр является одной из эффективных форм обучения дошкольников 5-7 лет для формирования знаний о профессиях; полученные знания дошкольники применяют в творческих работах, самостоятельной деятельности.

Создание развивающих игр позволяет педагогам решать задачи обеспечения условий для создания предметно – развивающей среды в группе; обобщить опыт по организации работы по ознакомлению детей с разными профессиями, организовать работу с родителями воспитанников.

Список литературы и источников:

1. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 48с.

2. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. Изд-во "Николаев", 2004.

3. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 276с.

4. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Шорыгина Т. А.Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.