Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Чичконакова И.В. КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2-М КЛАССЕ ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» НА ТЕМУ «МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Чичконакова Ирина Валентиновна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13», г. Братск

Библиографическое описание: Чичконакова И.В. Конспект урока русского языка во 2-м классе по УМК «Перспективная начальная школа» на тему «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.

Тип урока: урок новых знаний.

Метод: личностно-ориентированный, проблемно-поисковый.

Цели:

- осознание и правописание слов – названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук;

- углубление знаний о ь;

- развитие орфографической зоркости, фонематического слуха, умения рассуждать, анализировать, обосновывать свой ответ;

- укрепление навыка работать с Обратным словарём;

- воспитание интереса к изучаемому материалу, желания больше знать;

- расширение словарного запаса учащихся.

Задача: в результате создания условий для усвоения новой темы, в процессе исследовательской работы учащиеся должны самостоятельно сделать вывод о правописании ь на конце существительных с основой на шипящий и уметь применять новые знания на письме.

Оборудование: интерактивная доска, сигнальные карточки, карточки для самостоятельной работы, учебник «Русский язык. 1 часть», «Русский язык. 2 часть» Каленчук М.Л. УМК «Перспективная начальная школа».

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши умные глаза, сообразительные лица и желаю, чтобы сегодня на уроке всем хорошо работалось, думалось. Чтобы каждый из вас почувствовал себя победителем.

2. Минутка чистописания, ориентированная на постановку проблемы и темы урока.

На доске: ж ш ч щ ь

Учитель: Пропишем эти буквы красиво как я показываю.

Ребята, какие звуки обозначают эти буквы? (Ответы детей)

Что же тогда здесь делает ь? (Предположения детей, в результате которых приходим к выводу, что будем рассматривать связь ь с этими буквами.

3. Актуализация знаний о ь. Постановка прблемы.

Учитель: Что вы знаете о ь? (Ответы ребят)

Но, видимо, не всё мы знаем о роли ь в русском языке. Есть один секрет в запасе у ь. Хотите узнать, какой?

4. Целеполагание.

Так чем мы будем заниматься на уроке?

Дети дают свои ответы, учитель помогает, направляет.

5. Новый материал.

Учитель: Ребята, отгадайте загадки. Отгадку чётко проговариваем.

(Отгадки: ландыш, грач, стриж, ёж, нож, мышь. Печь)

Какие звуки слышите на конце слов?

Давайте откроем Обратный словарь на букву Ч, прочитаем слова. На какой звук заканчиваются эти слова? Дайте ему характеристику.

Запишите первые 3 слова. Какого они рода? (мужского)

Теперь откройте словарь на чь. Прочитайте слова. Какой звук слышите на конце?

Запишите первые 3 слова. Какого они рода?

Ребята, сможем ли мы теперь сделать вывод о том, какую работу здесь выполняет ь? (ь показывает, что все слова-названия предметов во втором столбике женского рода)

Молодцы! А теперь отдохнём!

ФИЗМИНУТКА

6. Закрепление.

Сказка про ь после шипящих. (Пиложение)

Работа по учебнику стр.153 упр.118. Запись слов женского и мужского рода в тетрадь с комментированием. Какой звук на конце слов?

Работа на интерактивной доске:

Расположите слова на доске по родам.

Давайте повторим: как пишутся слова-названия предметов женского рода с основой на шипящий звук?

Работа по сигнальным карточкам. Учитель называет слова, учащиеся показывают на карточках ь, если они слышат существительное женского рода. (Слова: ночь, врач, печь, грач, богач, речь)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, пишется ли ь на конце слов-предметов, которые оканчиваются на буквы ш и щ? Почему? (Версии детей, учитель помогает, направляет, задаёт вопросы, чтобы подвести к правильному ответу, создать ситуацию успеха у ребят)

Давайте проверим наши предположения, откроем Обратный словарь на ш и шь, щ и щь. Ну как, мы были правы? Наше правило работает и для этих букв?

Какие вы у меня молодцы!

Самостоятельная работа в парах.

На каждой парте лежит карточка со словами с основой на шипящий.

Учитель: А сейчас мы должны проверить, сумеем ли применить наши знания на письме, самостоятельно? У вас на партах лежат карточки. Ваша задача: разделить все слова-предметы на две группы. Вы можете совещаться с соседом, не забывайте про правила работы в группе! Кто будет готов, покажите, взявшись за руки.

7. Итог урока.

Итак, ребята, подведём итоги урока: все ли задачи мы выполнили? Всё ли удалось узнать? Давайте ещё раз вспомним: как пишутся слова-предметы с основой на шипящий? Что нужно определить у них, чтобы правильно написать?

Кому мы скажем «спасибо» за работу на уроке? Кто был настоящим исследователем? Кто помогал открыть секрет работы ь?

8. Рефлексия.

Я хочу сказать вам большое спасибо за урок! Мне было приятно, что вы все отлично поработали и у всех хорошее настроение! Напоследок от меня ещё одна загадка: Чем кончается день и ночь? (ь)

У вас на столах новогодние шары разного цвета. (красный – не понял, очень трудно, жёлтый – понял, но не очень хорошо, зелёный – всё понял, умею сам!)

Поднимите тот цвет, который вы показывает ваши знания с урока.



Приложение



Литература.

1. Каленчук М.Л. учебник «Русский язык. 1 часть», «Русский язык. 2 часть» УМК «Перспективная начальная школа».

2. https://nsportal.ru/popova-l-a-0 материалы Поповой Л.А., учителя начальных классов.