Высшая школа делового администрирования
Конференции
Январь 2023

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ

Фадеева Елена Владимировна
учитель русского языка и литературы
МОУ "ЛИЦЕЙ 26" г. Саранск

Работая, в-пятых, классах, я неоднократно замечала, что кто-то очень быстро смог приспособиться к условиям средней школ. Другие испытывают много трудностей. Очень хочется разобраться, что же должен сделать педагог, чтобы переход из начальной школы в среднюю был плавным и не травмировал обучающихся. Для этого нужно разобраться в том, что же такое адаптация.

Итак, Адаптация в педагогике – это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Существует и противоположный процесс, название которого дезадаптация, то есть неприспособленность.

Так вот, по мнению психологов, переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем.

Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе. Что как раз и свидетельствует о том, что процесс адаптации у данных учеников проходит очень трудно.

Кроме того, возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку (отрочеству). Начинается поиск собственного Я, нередко в это время дети отдаляются от родителей, стремятся к самостоятельности.

Именно поэтому, особое внимание психологов, педагогов и родителей должно уделяться ребятам,которые достигли 10-11 лет.

Я провела опрос среди педагогов четвертых и пятых классов. И это совсем не случайно. Как показывает школьная практика, уже во второй половине учебного года становится понятно, кто будет принимать класс в следующем учебном году. А ведь только совместная слаженная работа педагогов начального звена, среднего звена и родителей может привести к положительному результату и сделать адаптационный период безболезненным для ребенка.

В первую очередь я предложила коллегам почувствовать себя учениками, которые заканчивают четвертый класс и порассуждать, чего же могут бояться дети при переходе из начальной школы в среднюю.

И вот, что у нас получилось:

-много разных учителей и у каждого свои требования;

-много новых предметов с непонятными названиями;

-увеличивается объем домашнего задания;

- кабинетная система;

-новый классный руководитель, который не всегда бывает рядом;

-в начальной школе дети были самыми взрослыми, а теперь снова стали самыми маленькими.

Основные сложности, которые могут испытывать школьники, которые могут привести к дезадаптации, выявлены.

Теперь нужно искать пути решения.

Посовещавшись с коллегами, мы пришли к однозначному выводу, что работа по безболезненной адаптации должна начинаться с 4го класса и продолжаться на протяжении всего 5-го класса, а в некоторых случаях и дольше. За детьми необходим постоянный контроль со стороны родителей, педагогов и психологов, с целью адекватного оценивания ситуации.

Также мы решили, что должны быть разработаны конкретные рекомендации (памятки) для педагогов и родителей, которые помогут спланировать свои действия так, чтобы процесс адаптации у пятиклашек протекал без проблем.

На этапе контроля мы предлагаем использовать методику Н.Лускановой, про которую наверняка многие из Вас слышали и возможно даже использовали в работе. Методика не имеет возрастных ограничений, может быть использована и в 1, и в 5, и в 11 классах. Это краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, к одноклассникам и учителям.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

· Проявлять искренний интерес к школьным делам ребёнка и участвовать в общественной жизни класса;

· Знать по именам одноклассников и учителей;

· Ежедневно расспрашивать о прожитом дне;

· Не сравнивать и не ругать ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников;

· Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос;

· Поддерживать своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях;

· Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей;

· Поддерживать, а не критиковать ребенка в случае неудачи;

· Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе;

· Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня;

· Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.);

· Регулярно узнавать у классного руководителя о поведении и успехах ребенка;

· Если Вас тревожит эмоциональное состояние ребенка, незамедлительно обратиться к классному руководителю и школьному психологу

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

· Классным руководителям 4-х и 5-х классов организовать совместную работу по передаче материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива, социального паспорта класса;

· Классным руководителям 4-х и 5-х классов разработать цикл родительских собраний, направленных на легкую адаптацию учеников при переходе в среднюю школу;

· Классным руководителям 4-х классов проводить открытые уроки с приглашением будущего классного руководителя и учителей-предметников, которые будут преподавать в 5 классе;

· Классному руководителю 5-го класса как можно раньше познакомиться с классом и родителями;

· Классному руководителю 5-го класса посещать как можно больше уроков, внеклассных мероприятий, проводить время с новым классом на переменах;

· Классному руководителю 5-го класса организовать экскурсию по школе, чтобы показать ребятам все учебные кабинеты, в которых будут проходить уроки;

· Учителям -предметникам необходимо надевать визитки (имя и отчество большими буквами) на уроках в 5 классе на протяжении первой четверти;

· Учителям-предметникам обговорить единые требования, котрые будут предъявляться к ученикам 5-х классов (введение тетради, объем домашнего задания и так далее).

Итак, мы выяснили, что может являться причиной дезадаптации у школьников среднего звена, наметили пути решения данной проблемы и,завершая свою статью, я хочу ещё раз повторить, только слаженная работа учителей и родителей может привести к положительному результату и помочь ребенку легко и быстро адаптироваться в 5 классе.