учитель русского языка и литературы
МОУ "ЛИЦЕЙ 26" г. Саранск
Работая, в-пятых, классах, я неоднократно замечала, что кто-то очень быстро смог приспособиться к условиям средней школ. Другие испытывают много трудностей. Очень хочется разобраться, что же должен сделать педагог, чтобы переход из начальной школы в среднюю был плавным и не травмировал обучающихся. Для этого нужно разобраться в том, что же такое адаптация.
Итак, Адаптация в педагогике – это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.
Существует и противоположный процесс, название которого дезадаптация, то есть неприспособленность.
Так вот, по мнению психологов, переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем.
Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе. Что как раз и свидетельствует о том, что процесс адаптации у данных учеников проходит очень трудно.
Кроме того, возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку (отрочеству). Начинается поиск собственного Я, нередко в это время дети отдаляются от родителей, стремятся к самостоятельности.
Именно поэтому, особое внимание психологов, педагогов и родителей должно уделяться ребятам,которые достигли 10-11 лет.
Я провела опрос среди педагогов четвертых и пятых классов. И это совсем не случайно. Как показывает школьная практика, уже во второй половине учебного года становится понятно, кто будет принимать класс в следующем учебном году. А ведь только совместная слаженная работа педагогов начального звена, среднего звена и родителей может привести к положительному результату и сделать адаптационный период безболезненным для ребенка.
В первую очередь я предложила коллегам почувствовать себя учениками, которые заканчивают четвертый класс и порассуждать, чего же могут бояться дети при переходе из начальной школы в среднюю.
И вот, что у нас получилось:
-много разных учителей и у каждого свои требования;
-много новых предметов с непонятными названиями;
-увеличивается объем домашнего задания;
- кабинетная система;
-новый классный руководитель, который не всегда бывает рядом;
-в начальной школе дети были самыми взрослыми, а теперь снова стали самыми маленькими.
Основные сложности, которые могут испытывать школьники, которые могут привести к дезадаптации, выявлены.
Теперь нужно искать пути решения.
Посовещавшись с коллегами, мы пришли к однозначному выводу, что работа по безболезненной адаптации должна начинаться с 4го класса и продолжаться на протяжении всего 5-го класса, а в некоторых случаях и дольше. За детьми необходим постоянный контроль со стороны родителей, педагогов и психологов, с целью адекватного оценивания ситуации.
Также мы решили, что должны быть разработаны конкретные рекомендации (памятки) для педагогов и родителей, которые помогут спланировать свои действия так, чтобы процесс адаптации у пятиклашек протекал без проблем.
На этапе контроля мы предлагаем использовать методику Н.Лускановой, про которую наверняка многие из Вас слышали и возможно даже использовали в работе. Методика не имеет возрастных ограничений, может быть использована и в 1, и в 5, и в 11 классах. Это краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, к одноклассникам и учителям.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
· Проявлять искренний интерес к школьным делам ребёнка и участвовать в общественной жизни класса;
· Знать по именам одноклассников и учителей;
· Ежедневно расспрашивать о прожитом дне;
· Не сравнивать и не ругать ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников;
· Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос;
· Поддерживать своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях;
· Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей;
· Поддерживать, а не критиковать ребенка в случае неудачи;
· Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе;
· Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня;
· Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.);
· Регулярно узнавать у классного руководителя о поведении и успехах ребенка;
· Если Вас тревожит эмоциональное состояние ребенка, незамедлительно обратиться к классному руководителю и школьному психологу
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
· Классным руководителям 4-х и 5-х классов организовать совместную работу по передаче материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива, социального паспорта класса;
· Классным руководителям 4-х и 5-х классов разработать цикл родительских собраний, направленных на легкую адаптацию учеников при переходе в среднюю школу;
· Классным руководителям 4-х классов проводить открытые уроки с приглашением будущего классного руководителя и учителей-предметников, которые будут преподавать в 5 классе;
· Классному руководителю 5-го класса как можно раньше познакомиться с классом и родителями;
· Классному руководителю 5-го класса посещать как можно больше уроков, внеклассных мероприятий, проводить время с новым классом на переменах;
· Классному руководителю 5-го класса организовать экскурсию по школе, чтобы показать ребятам все учебные кабинеты, в которых будут проходить уроки;
· Учителям -предметникам необходимо надевать визитки (имя и отчество большими буквами) на уроках в 5 классе на протяжении первой четверти;
· Учителям-предметникам обговорить единые требования, котрые будут предъявляться к ученикам 5-х классов (введение тетради, объем домашнего задания и так далее).
Итак, мы выяснили, что может являться причиной дезадаптации у школьников среднего звена, наметили пути решения данной проблемы и,завершая свою статью, я хочу ещё раз повторить, только слаженная работа учителей и родителей может привести к положительному результату и помочь ребенку легко и быстро адаптироваться в 5 классе.